Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (444) | 24 декабря 2012г.
 

Александр Денисов:

Работы у ТГД только прибавляется

Илья Ширтанов

19 декабря прошло последнее в 2012 г. плановое заседание Думы г. о. Тольятти (ТГД). Для тольяттинских органов муниципальной власти уходящий год оказался знаковым по ряду событий. В марте избран новый мэр, а уже в сентябре депутаты ТГД доверили пост председателя думы своему коллеге Александру ДЕНИСОВУ. Не менее напряженным в политическом плане обещает быть и предстоящий год. В сентябре 2013 г. в Тольятти пройдут выборы в ТГД. О роли органов представительной власти в управлении муниципальным образованием, а также о его стратегической функции в системе местного самоуправления в интервью «Хронографу» рассказал председатель ТГД Александр Денисов.

- Александр Васильевич, вы в ТГД с 1996 г. Вы сегодня в Тольятти имеете самый продолжительный непрерывный стаж депутата ТГД. Как вы оцените первый год работы при мэре Сергее Андрееве?

- Дума нынешнего созыва три года проработала при мэре Анатолии Пушкове и пока еще не полный год — при мэре Сергее Андрееве. Те три года сложно назвать временем, когда между думой и мэром были задействованы все возможности построения диалога. Общение с мэром велось только в формате пленарных заседаний думы. Для Тольятти со всеми его накопившимися проблемами этого мало. После избрания Андреева нам, депутатам, удалось с ним договориться проводить совместные встречи с определенной периодичностью. Такие встречи теперь у нас проводятся каждый третий понедельник месяца. Предварительно определяем тематический круг вопросов для обсуждения. 17 декабря прошла одна из таких встреч. Мы обсудили пути решений в 2013 г. проблем благоустройства мест общего пользования внутриквартальных территорий. Второй затронутый вопрос — перспектива расширения автостоянок и мест парковок внутри кварталов. У нас город с этой проблемой уже просто задыхается. Сегодня мы приближаемся к обсуждению новых правил землепользования и застройки, но без понимания того, как можно решить проблему парковки внутриквартальных территорий, приступать к обсуждению правил нельзя. Третий вопрос, который мы обсудили с мэром на очередной встрече, это возможность усреднения тарифов на коммунальные услуги. В частности, за счет создания единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в рамках возможностей, которые предусматривает ФЗ «О теплоснабжении». Мы с этим вопросом от думы еще в ноябре обратились к министру энергетики и ЖКХ и губернатору. Вопрос непростой, но ситуацией мы владеем. Уже заказана разработка проекта схемы теплоснабжения в условиях создания в городе одной или двух ЕТО. Полученные документы позволят дальше двигаться. Если это удастся реализовать, то по отоплению нам удастся добиться усреднения тарифов по Центральному и Комсомольскому р-нам с уменьшением нагрузки для жителей. Вообще, такие вопросы всегда решаются лучше, если ими органы исполнительной и представительной муниципальной власти занимаются в режиме тесного диалога, а не отдельно друг от друга. Начавшуюся в этом году практику объезда округов действующих депутатов с участием заместителя мэра по горхозяйству Сергея Анташева считаю еще одним важным шагом в деле сближения власти с избирателями. Если ты заказчик, а деньги тебе дал избиратель, бюджет, то ты должен контролировать исполнение заказа воочию. Не только по благоустройству, а по всем видам работ. Сейчас в многоквартирных домах за бюджетные деньги устанавливают общедомовые приборы учета. Депутаты и в подвал спускаются, чтобы проконтролировать все досконально.

- На выборах в ТГД 2009 г. можно было наблюдать высокую активность со стороны пожелавших получить шанс избраться в думу. Чем ТГД так интересна для граждан?

- Такие вопросы, как принятие единого стандарта услуг ЖКХ, благоустройство территорий, ремонт дорог и дворовых площадок, создание условий для развития малого бизнеса и предпринимательства,

требуют более оперативного управления и регулирования. Это все вопросы местного значения, а потому лучше всего это делать на уровне муниципальной власти. Собственно так оно и происходит, но только средства на это пока приходится выбивать из бюджетов вышестоящих уровней. На определенном этапе развития нашего государства такая централизация была обоснованной. Но все меняется. На уровне федеральной власти началась проработка механизмов передачи органам муниципальной власти дополнительных полномочий. О том, что ситуация для этого уже созрела, в прошлом году в своем послании Федеральному собранию России говорил Дмитрий Медведев, будучи президентом России. Уже после Медведева эту тему развил Владимир Путин. Он правильно сформулировал основу. У нас избиратель сегодня делает выводы о качестве работы власти в стране, оценивая работу чиновников местных органов власти. И тут все понятно, люди ежедневно сталкиваются с результатом работы чиновников на местах. Решать проблемный вопрос можно через расширение полномочий органов местного самоуправления путем передачи им дополнительных властных и, соответственно, бюджетных полномочий. Но там, где появляются дополнительные полномочия и средства на их реализацию, должны усиливаться и методы контроля. Это мы могли слышать еще в послании президента Медведева. Понятно, что это не просто работа, требующая времени. Эти функции должны будут исполнять органы представительной власти. Это процесс, который потребует от представительных органов муниципальной власти готовности принять на себя дополнительную ответственность перед обществом. Роль представительного органа в том, чтобы стать консолидирующим ядром для всего местного сообщества. Лучший контроль — общественный контроль. И здесь не надо ничего нового изобретать.

- А как с этим обстоит дело в ТГД?

- Когда я был выбран председателем ТГД, то по должности возглавил и общественный совет при думе. Ознакомившись с делами совета, был приятно удивлен его количественному составу, а это 111 задействованных в его работе некоммерческих организаций. Причем это не какая-то работа для отчетности, напоказ. Наоборот, здесь у нас большое количество людей с очень здравыми идеями. Они охватывают практически все сферы жизни городского сообщества. Уже функционирует девять комиссий по профильным направлениям. На них звучат актуальные идеи, которые ложились в основу ряда уже принятых решений думы, а также транслировались на уровне СГД. Работа нашего общественного совета уже получила высокую оценку на уровне области. В конкурсе на лучший общественный совет при органах местного самоуправления муниципальных образований в Самарской обл. 2011 г. общественный совет при ТГД занял первое место. Создание общественного совета дало дополнительный импульс развитию в городе некоммерческого сектора. Количество общественных организаций с момента создания общественного совета при ТГД только увеличилось. Это уже тенденция. По сути, общественный совет — это лишь один из созданных при ТГД общественно-консультационных органов. В их состав, например, входит молодежный парламент. К основным задачам молодежного парламента относится анализ реализации в городе программ, затрагивающих интересы молодежи. Участие общественных организаций в работе местной власти — это значимый элемент, который способен сконцентрировать их внимание на деятельности чиновников. ТГД, создавая условия для работы общественного совета, усиливает контроль за мэрией, консолидирует общественный контроль за ней.

Это очень важно в свете начавшегося процесса передачи органам местной власти дополнительных полномочий.

- Будучи председателем ТГД, как вы выстраиваете взаимодействие с общественностью для выработки реальных решений, например, при принятии бюджета города?

- Сегодня мы активно нарабатываем практику принятия народного бюджета. Я уже распланировал эту работу в течение всего будущего года. Здесь важно видеть, как люди понимают всю ответственность этой работы, выносят свои предложения, пытаются проявлять соучастие. По ряду причин не все наказы удается удовлетворить при принятии бюджета в ходе его всенародного обсуждения. Но общение с активными гражданами позволяет видеть основные направления, куда нам надо двигаться в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Идет живой информационный обмен. Мы даем разъяснения по тем или иным запланированным расходам, граждане в ответ нам указывают на первоочередные проблемы. В итоге становится проще вырабатывать более востребованные обществом приоритеты, корректировать планы работы.

- Есть масса сильных и дееспособных примеров самоорганизации граждан не по принципу территориального общежития. Существует ли сегодня в ТГД система взаимодействия с такими организациями?

- Особую важность имеет работа с представителями профессиональных сообществ. Уже в качестве председателя думы мне довелось провести несколько встреч с представителями тольяттинских профсоюзных организаций. Считаю это общение очень полезным. Этих людей объединяет не принцип общего территориального проживания, а именно причастность к общему для них виду профессиональной деятельности. Следовательно, они формируют задачи совершенно иного характера. Для них важно не только благоустройство дворов и дорог, но и то, как власть обеспечивает им условия для трудовой деятельности. НДФЛ у нас формирует большую часть бюджета города, а потому власть должна делать все от нее зависящее, чтобы люди при реализации своего права на труд чувствовали полную защищенность и комфорт.

- Сегодня в Тольятти много говорится о программах развития города и т. д. Какую роль в этом вопросе способна исполнить ТГД?

- У представительных органов власти в Самарской обл. имеется возможность многократно усиливать свои начинания. Для этого у нас в регионе существует Совет представительных органов городских округов и муниципальных районов. Это совещательный орган, который позволяет осуществлять оперативное взаимодействие представительных органов как в горизонтальной плоскости (обмениваться инициативами и получать поддержку от коллег из соседних муниципалитетов), так и по вертикали — добиваться от СГД реализации необходимых законодательных инициатив. Ведь не секрет, что многие инициативы с мест получали развитие и соответствующее финансирование из вышестоящих бюджетов именно благодаря тому, что представительные органы местной власти региона сумели самоорганизоваться. Сегодня такое взаимодействие с СГД позволяет тольяттинской думе участвовать в контроле за ходом работы по таким важным для города проектам, как строительство IT-парка «Жигулевская долина», особая экономическая зона, возведение спорткомплекса «Лада-Арена». Помимо этого, есть и примеры другого плана.

- Ваш прогноз на 2013 г.?

- В целом работы у ТГД только прибавляется, и это правильно. Не для того мы сюда избирались, чтобы отсиживаться в стороне от общества. Предстоящий год настраивает нас на еще более продуктивную работу. Политический ландшафт сегодня стремительно меняется, но опасаться этого стоит только тем, кто реальным делам предпочитает красивые слова.