До конца 2012 г. должен быть решен вопрос о субсидиях, предназначенных для транспортной отрасли г. Тольятти в 2011 г. Ранее контрольно-счетная палата г. Тольятти (КСП) сделала неоднозначный вывод о необходимости изъять значительную часть этих средств из бюджетов организаций. Если следовать исключительно этому выводу, то в итоге под вопросом могло бы оказаться будущее МП «ТП АТП №3». Понимание того, что эксперты тоже могут ошибаться, сподвигло руководство предприятия обратить на себя внимание других проверяющих органов. В итоге появились несколько иные выводы.
Отобрать последнееКак следует из отчета КСП, проводившие проверку аудиторы усомнились в правильности расходования бюджетных средств. Они предложили транспортным предприятиям вернуть деньги в бюджет города. Если говорить об АТП №3, то сумма, предложенная к возврату, на которую указала КСП, должна составить практически 35,5 млн р. Эти деньги были выделены автопредприятию в виде субсидий в рамках договора с мэрией Тольятти №61-дг/4.2 от 9 февраля 2011 г. на возмещение затрат, понесенных предприятием в результате работы на нерентабельных рейсах. Следует отметить, что само КСП до сих пор находится на перепутье -не решен вопрос о статусе палаты. Прения по поводу положения КСП длятся около полугода. Мэрия до сих пор не может найти с Думой г. о. Тольятти консенсуса. В то же время КСП была вынуждена продолжать проводить проверки. Проверялись не только предприятия транспортной отрасли. Однако в отчете о проверке АТП №3 появились выводы, которые потребовали более тщательного изучения. Отчет КСП о проверке формирования и использования субсидий, предусмотренных в бюджете Тольятти транспортным предприятиям в 2011 г., был датирован 12 мая 2012 г. Составители этого отчета отметили: «Предоставление субсидий МП «ТТУ», МП «ТП АТП №3», ООО «Авто-Фарт» в общей сумме 279 441 тыс. р. необоснованно». При этом контрольный орган посчитал, что: «Субсидия на нерентабельные рейсы в общей сумме 67 203,6 тыс. р. использована транспортными предприятиями не по целевому назначению, в т. ч. МП «ТТУ» в общей сумме 31 723,9 тыс. р., МП «ТПАТП №3» в сумме 35 479,7 тыс. р. В соответствии с п. 3.5. договора субсидии бюджетные средства в сумме 67 203,6 тыс. р. подлежат возврату в бюджет городского округа». Финансовый консилиумПозже в отношении АТП №3 отделом муниципального финансового контроля (КРО) департамента финансов г. Тольятти была инициирована ревизионная проверка. Резюме КРО звучит так: «В ходе проверки правильности формирования и распределения финансовых результатов деятельности предприятия установлено, что предприятие достоверно отражает финансовые показатели за2011 г. и I кв. 2012 г., существенных нарушений, влияющих на формирование финансового результата, не установлено». Вряд ли специалисты КРО могли посчитать изъятие из бюджета АТП №3 значительной суммы фактом, не влияющим на финансовый результат предприятия. | | Деятельность «TП АТП-3» ориентирована на выполнение муниципальных пассажирских перевозок
«Проверка была, но у нас нет такого заключения, что там есть нецелевое расходование средств. Мы определенные рекомендации дали по повышению эффективности и учету на рентабельные рейсы, но нецелевого расходования установлено не было», — сообщил корреспонденту «Хронографа» руководитель департамента финансов Григорий Гильгулин. «Если сейчас предприятие выплатит 35 млн р., то сразу возникнут вопросы с организацией перевозок. В результате все эти претензии могут сказаться на пассажирах. К нам приезжали представители налоговой службы с камеральной проверкой. КРО проводил внеплановую проверку. Их вывод звучал так: непонятно, на каких основаниях КСП сделало такое заключение», — считает директор АТП №3 Александр Абрамов. Так или иначе, но вопрос об отчислениях в бюджет Тольятти, которые якобы должно произвести АТП №3, вновь был поднят уже осенью. Кроме того, к ноябрю 2012 г. был подготовлен отчет независимого аудитора ООО «Самарское бухгалтерское агентство экспертизы», члена НП «Аудиторская ассоциация «Содружество». По поводу использования субсидий, выделенных АТП №3, у аудиторов сложилось такое мнение: «Денежные средства получены от мэрии г. о. Тольятти во исполнение договора №61-дг/4.2 от 9 февраля 2011 г. правомерно, ввиду выполнения сторонами договорных условий в полном объеме». Этого не отрицает и КСП: «За отчетный период фактически было перевезено 12 147 тыс. пассажиров, что больше запланированного департаментом (дорожного хозяйства и транспорта. – Прим. авт.) на 165 тыс. пассажиров». Работают для городаПо поводу нецелевого использования средств, указанного в отчете КСП, аудиторы сослались на данные информационного письма президиума Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ от 22 декабря 2005 г. №98. В этом документе изложена ситуация о споре с участием аналогичного АТП №3 предприятия. В письме ВАС указано: «Получаемые им из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств предприятие не обязано отчитываться». Александр Абрамов озвучил свою позицию по этому поводу: «Я считаю, что тот вывод, который сделала КСП в своем отчете, некорректен. КСП ссылается на нецелевое использование средств нашим предприятием. В этом случае я бы посоветовал ознакомиться со статьей Бюджетного кодекса, где дается четкое определение, что такое субсидия и как ею можно распоряжаться». | | Следует отметить, что аудиторская организация обратила внимание на малоинформативный формат отчета КСП. «В документе такого уровня, когда речь идет о каких-либо существенных нарушениях закона, в обязательном порядке должны указываться те статьи законодательства, которые, по мнению проверяющего, нарушены. В указанном отчете отсутствуют какие-либо ссылки на действующее законодательство, нарушение которого со стороны МП «ТП АТП №3» должно повлечь за собой возврат в бюджет денежных средств», — говорится в заключении ООО «Самарское бухгалтерское агентство экспертизы». Директор АТП №3 обратил внимание на еще одну подробность из отчета КСП. «Нам инкриминируют, что мы заключали агентские договоры с частными организациями на перевозку пассажиров. То, что мы заключили договоры с агентами, не является нарушением законодательства. Это договоры услуг. Ни один рубль, собранный на маршруте АТП №3, не принадлежит агентам. Агент не получает доход от перевозок, он получает деньги за оказанную услугу. Агентам выданы валидаторы. При осуществлении перевозки агент выдает пассажиру билет АТП №3. Документом, который регламентирует и определяет право на осуществление перевозок, является паспорт маршрута. Паспорт принадлежит АТП №3. Законом 107-ГД определено, что маршрутная карта принадлежит АТП №3. Цель работы с агентами — выполнение того объема перевозок, который необходим на городских маршрутах», — разъяснил ситуацию Александр Абрамов. Аудиторы сообщили следующее: «МП «ТП АТП №3» действует в соответствии с законом Самарской обл. от 12 октября 2010 г. №107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской обл.». «У нас не хватает подвижного состава, и, чтобы выполнить весь объем работ, нам приходится взаимодействовать с коммерческими структурами. Когда с рынка ушло АТП №1, все перевозки на ОАО «АВТОВАЗ» достались АТП №3. После этого возникли проблемы с обеспечением обслуживания городских маршрутов — из-за нехватки транспорта. Используя услуги агентов, мы смогли сохранить маршрутную сеть. Хочу отметить, договоры составлены таким образом, что при изменении ситуации мы, уведомив агента, можем отказаться от его услуг», — отметил Александр Абрамов. Этот вопрос пока открыт. Но уже можно констатировать, что перепроверка позволила получить информацию, которая поможет принять наиболее взвешенные решения. | Комментарии | |
Александр АБРАМОВ, директор МП ТПАТП-3 - Сейчас губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, мэр города Сергей Андреев, президент АВТОВАЗа Игорь Комаров консолидированно решили вопрос о закупке 102 автобусов для Тольятти. Когда автобусы к нам придут, естественно, мы увеличим объемы собственных перевозок. На данный момент у нас есть шанс закончить год без убытков. Надеюсь, что наши депутаты примут взвешенное решение по вопросу изъятия средств из бюджета АТП №3. |