Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (441) | 3 декабря 2012г.
 

Бурлящая тишина

Самарская область на пороге переформатирования электросетевого бизнеса

Егор Кошеров

22 ноября президент России Владимир ПУТИН подписал указ о создании на базе ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» единого сетевого оператора — ОАО «Российские сети». Указ был разработан Министерством энергетики РФ. С одной стороны, его реализация может стать новым витком в реформировании отрасли электроэнергетики, послужить импульсом для ее развития. С другой — отсутствие детализированной стратегии консолидации электросетевых активов вызывает сегодня массу вопросов. Однако уже сегодня можно сказать, что далеко не во всех регионах этот процесс проходит равномерно и структурировано.

Вектор на консолидацию

Задача консолидации электросетевых активов страны в единую национальную сеть рамочно была обозначена еще в марте 2011 г. действующим на тот момент президентом РФ Дмитрием Медведевым. Вопрос встал остро после череды крупных аварий на электросетях в 2010-2011 гг. Главам субъектов РФ было дано поручение о проработке вопроса об укрупнении территориальных сетевых организаций (ТСО) в регионах.

На сегодня правительству поручено в течение месяца подготовить стратегию развития ОАО «Российские сети», а также в трехмесячный срок внести изменения в постановление правительства РФ от 11 июля 2001 г. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», в т. ч. в пункте поэтапной консолидации ТСО.

По мнению экспертов и участников рынка, в консолидации есть объективная необходимость. Однако каким образом она будет происходить — по сей день ясности нет. Федеральные власти призывают в этом вопросе действовать взвешенно, с учетом мнения всех участников этого сложного процесса, чтобы при объединении электросетевых активов не довести ситуацию до монополизации рынка, что неминуемо приведет к негативным последствиям.

По всей России розничный сетевой рынок формировался неоднородно. Поэтому подход к процессу консолидации сетевых активов не может быть единым для всей страны. Для того чтобы найти оптимальные варианты реализации этого процесса в Самарском регионе, нужно учитывать местную историю формирования сетевого рынка.

На сегодняшний день в Самарской обл. зарегистрировано порядка ста сетевых компаний (СК). Десять-пятнадцать из них — профессиональные организации. Остальные же — мелкие организации, у которых есть определенный участок сети, включающий в себя одну-две линии и столько же подстанций. Для них электросетевая деятельность не является профильной.

Следует отметить, что правовое поле в части электросетевой деятельности устроено таким образом, что любая компания, независимо, профессиональная она или нет, имеет возможность войти в реестр сетевых организаций, формально обладая небольшими сетевыми активами. И такие непрофессиональные игроки, не имеющие необходимой материально-технической базы и финансовых ресурсов для восстановления и модернизации электросетевого комплекса, работают на рынке, зачастую предоставляя некорректные данные для тарифного регулирования и не обеспечивая должного взаимодействия в аварийных ситуациях. Т. е. ведут себя недобросовестно. Все это снижает надежность функционирования энергосистемы области. Бороться с этой ситуацией возможно либо через усовершенствование законодательной базы, что могло бы создать методику вытеснения непрофессионалов с рынка, либо формировать электросетевые активы на базе нескольких крупных региональных сетевых компаний.

Лоббируют интересы

Возникновение идеи об объединении электросетевых активов была вызвана наличием сегодня на рынке электроэнергетики огромного количества ТСО,

В регионе разворачивается борьба за обслуживание электросетевых активов
В регионе разворачивается борьба за обслуживание электросетевых активов

совершенно разных как по масштабам и степени организованности бизнеса, так и по мотивам участия в нем. Причем присутствие в этой среде тех, кого сложно назвать профессионалами высокого уровня, как раз и создает серьезные проблемы в сфере передачи и распределения электроэнергии. В целом проблемы такого характера присущи практически всем регионам. Если же ситуацию анализировать отдельно по регионам, то, безусловно, в каждом из них вырисовывается своя специфика и степень остроты. Стоит отметить, что процесс консолидации электросетевых активов в отдельных субъектах федерации уже имеет некоторые результаты.

Что касается Самарского региона, то пока вопрос укрупнения ТСО широкого публичного обсуждения не получил. Ни в СМИ, ни на официальных сайтах СК, работающих в регионе, практически не представлено никаких мнений или предложений по реализации процесса. Но это лишь кажущаяся тишина.

По мнению независимых экспертов, тема консолидации в последнее время кулуарно обсуждается всеми участниками сектора — от представителей крупных региональных компаний до владельцев небольших участков сетей, а также потребителями услуг. Наблюдатели предполагают, что крупные игроки федерального уровня уже пытаются лоббировать свои интересы в плане перспектив расширения своего присутствия в Самарской обл. Прежде всего, здесь можно выделить интересы ОАО «МРСК Волги» — «Самарские распределительные сети» (МРСК), поскольку на его базе может начаться объединение региональных электросетевых активов. Не исключено, что под вывеской консолидации кое-кто предпочтет осуществить обычный передел рынка со всеми вытекающими последствиями.

Как утверждает источник «Хронографа», МРСК поднимала вопрос о консолидации муниципальных электросетей на уровне областного правительства еще в 2011 г. За счет этого компания могла бы значительно расширить свое присутствие в регионе и убрать с рынка основных конкурентов. Стремление получить в распоряжение муниципальные сети в МРСК объясняют необходимостью принятия мер по повышению надежности функционирования электросетевого комплекса и снижению тарифов, однако не аргументируя, каким именно образом.

Между тем планы МРСК по установлению контроля над муниципальными сетями могут вызвать противостояние со стороны других сетевых компаний, которые наряду с нею занимаются распределением электроэнергии. Источники «Хронографа» утверждают, что региональные участники рынка рассматривают грядущую консолидацию как назревший процесс в электроэнергетике, который принесет положительный эффект. Но есть опасения, что она может произойти без учета региональной специфики. Источник «Хронографа», знакомый с ситуацией, поясняет, что лоббисты федеральных компаний якобы ставят вопрос обобщенно: консолидировать все активы области на базе МРСК, не уточняя нюансов.

Под напряжением

В свою очередь с резкой критикой планов конкурента уже выступили некоторые сетевые компании. По их мнению, концепция объединения, предложенная МРСК, не является оптимизационной и ведет к монополизации рынка со всеми вытекающими негативными последствиями. Да, ОАО «Холдинг МРСК» — это крупная компания с долей участия в управлении государством. Но вряд ли данная концепция в исполнении МРСК решит проблемы муниципального сетевого хозяйства.

В ходе такого объединения будет создана огромная государственная машина, в которой разобраться будет очень сложно. На это потребуются как минимум два-три года, за которые все наработки уже годами отлаженной системы будут растеряны. Есть опасения, что при таком развитии событий энергетический пульс региональных электросетей будет очень слабо прощупываться.

Как считают представители сетевых компаний, у МРСК есть и негативный опыт обслуживания муниципальных электросетей в отдельных районах области. Также странным выглядит тот факт, что ранее МРСК не проявляла интереса и такой активности к муниципальным электросетям, износ которых достигал почти 90% и большая часть из них была бесхозной. Сейчас же, когда в муниципальные сети были инвестированы средства и они дают возможность приносить доход, возникновение такого желания у МРСК вполне объяснимо.

По мнению экспертов, сегодня наблюдается противостояние среди участников рынка. С одной стороны, есть пул крупных профессиональных сетевых компаний, таких как ЗАО «СГЭС», ЗАО «ССК», ООО «Сызранская городская электросеть», ОАО «Электросеть», которые уже утвердили свои позиции на энергетическом рынке. Все признают, что эти компании профессионально занимаются развитием своего бизнеса. Ими достигнута стабильность, регулярно вкладываются инвестиции в развитие сетей, у каждой из компаний есть свои потребители. Вопросов к их деятельности возникать не должно. Но, с другой стороны, есть федеральный холдинг МРСК. Его, как и любую бизнес-структуру, интересует вопрос наращивания своих активов. Их действия вполне логичны: нарастить активы компании за счет консолидации муниципального электросетевого имущества. Сегодня этот мотив движет МРСК на очередном этапе своего развития. Однако логика консолидации должна заключаться в необходимости объединять мелкие электросетевые активы непрофильных ТСО на базе крупных профессиональных региональных сетевых компаний, а не нацеливаться на то, что и так давно отлажено и эффективно работает.

Самая главная задача для участников рынка сегодня — обратить внимание властей, чтобы под вывеской консолидации, путем политического и административного воздействия не начали отбирать то, что уже эффективно функционирует и социально ориентировано на выполнение региональных задач. Невозможно допустить ситуацию, при которой бы планы и желания МРСК по наращиванию своих показателей превалировали над задачей сделать рынок для всех потребителей защищенным. И гарантом равновесия в этой ситуации должны стать органы региональной власти.

Схема консолидации электросетей в Самарской обл. еще не определена. По мнению экспертов, объединять весь электросетевой комплекс региона на базе только одной-двух компаний нецелесообразно. Электросетевая деятельность является социально ориентированным видом деятельности. Поэтому излишняя монополизация рынка может привести к снижению качества обслуживания клиентов, особенно мелких -жителей сельских поселений в муниципальных районах области. Поэтому наиболее оптимальной видится следующая конфигурация: сохранение и развитие компаний федерального и регионального уровня и объединение на их базе региональных электросетевых активов. Главный очевидный плюс такой схемы -сохранение на розничном рынке конкуренции и возможности выбора для потребителя.