Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (439) | 19 ноября 2012г.
 

На грани фола

«Ставр» удерживает позиции значимого игрока рынка автокомпонентов

Илья Ширтанов

В настоящее время дочернее предприятие ОАО «АВТОВАЗ» — ЗАО «Лада-Имидж» занимается формированием собственной сбытовой сети автодеталей в формате розничных продаж. Вэто же время начались проверки на одной из крупнейших торговых площадок автокомпонентов на рынке «Ставр», что выглядит весьма симптоматично. Однако до сегодняшнего дня правоохранительные органы не смогли четко обозначить свои претензии к «Ставру».

Игра на качестве

Очевидно, что одну из ключевых ролей в системе качества играют производители автокомпонентов. Если на АВТОВАЗе существует своя система контроля, то на вторичном рынке запчастей ситуация складывается несколько иначе. Однако и в сфере розничной торговли нельзя говорить о равнозначности всех предприятий, занимающихся продажей автомобильных комплектующих.

Если вопросы по качеству продаваемой продукции и могут возникать, то скорее это может относиться к небольшим торговым предприятиям. По-другому дело обстоит с крупными ритейлерами. Этим предприятиям, как правило, уделяется особое внимание со стороны надзорных, контролирующих органов, поскольку подобные места торговли притягивают значительное количество посетителей, соответственно, у таких предприятий имеется большой оборот продукции. Однако в условиях жесткой конкуренции спекуляция на теме качества может быть использована как один из рычагов воздействия на оппонента.

В данном случае можно вести речь об уже ставшем традиционном месте торговле автозапчастями в г. Тольятти — рынке «Ставр». В апреле 2012 г. в отношении управляющей компании ООО УК «Рынок-Ставр» была инициирована проверка. Мероприятие проводилось сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Самарской обл. в рамках проверки сообщения о якобы имеющих место случаях торговли на территории рынка контрафактными запчастями.

Роль силовиков

ООО УК «Рынок-Ставр» осуществляет управление рынком и не является торгующей организацией. Тем не менее в административном здании ООО УК «Рынок-Ставр» был проведен обыск, изъяты бухгалтерские и другие документы, о чем директор этой организации Елена Миронова известила руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской обл. Виталия Горсткина.

Елена Миронова просила Виталия Горсткина возбудить уголовное дело в отношении сотрудников УЭБ. В заявлении директора ООО УК «Рынок-Ставр» отмечается, что обыск был проведен до возбуждения уголовного дела. Кроме того, по мнению администрации рынка, изъятые документы не имеют никакого отношения к проверке заявления о возможных фактах торговли контрафактной продукцией.

В июне и. о. начальника отдела № 1 Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Самарской обл. Сергей Карташов сообщил: «Установлено, что сотрудниками 3-го отдела УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской обл. в настоящее время проводится проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ по сообщению об уклонении от уплаты налогов руководством ООО «Рынок-Ставр» (КУСП №1766 от 16 апреля 2012 г.)». Ответ Карташова мог бы прояснить ситуацию, но, со слов Елены Мироновой, на номер этого же КУСП ссылался оперуполномоченный УЭБ, проводя выемку документов 25 апреля 2012 г. Почему проверка сообщения о торговле контрафактом перетекла в проверку финансовой деятельности ООО «УК «Рынок-Ставр» — не сообщается.

Позже, в августе т. г., и. о. начальника Управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры области Владимир Антонов разъяснил, что по собранному материалу проводится дальнейшая проверка. «По поручению прокуратуры области прокурору г. Тольятти поручено взять на личный контроль законность принятого решения по указанному материалу проверки», -сообщил Антонов. Насколько известно, до сегодняшнего дня в администрацию ООО УК «Рынок-Ставр» не поступило каких-либо официальных документов о результатах этой проверки. Из этого можно сделать вывод, что в ходе проверки никакой контрафактной продукции на «Ставре» выявлено не было. Вряд ли правоохранители стали бы умалчивать о фактах нарушений.

Причинно-следственные связи

Возвращаясь к началу истории, следует обратить внимание на дату регистрации КУСП №1766 и на то время, когда начались выемки документов на «Ставре». Приблизительно в это же время, 19 апреля 2012 г., ОАО «АВТОВАЗ» сообщило об открытии фирменной розничной сети магазинов автозапчастей «LADA Dеталь», принадлежащей ЗАО «Лада-Имидж». 100% акций последней владеет АВТОВАЗ.

«Владельцы автомобилей LADA смогут приобрести необходимую запасную часть, не сомневаясь в ее оригинальности и качестве», — говорится в сообщении АВТОВАЗа. Такая же информация распространяется и на сайте «Лада-Имиджа». Кроме того, ЗАО «Лада-Имидж» информирует от том, что: «В течение 2012-2014 гг. количество розничных магазинов «LADA Dеталь» планируется увеличить до 2500». Истинным поводом для создания сети «LADA Dеталь», скорее всего, могло стать прекращение выпуска «классики». Кроме того, в планах АВТОВАЗа стоит снятие с производства автомобилей семейства LADA Samara. Скорее всего, таким способом решается вопрос сбыта невостребованных деталей, произведенных на предприятиях, подконтрольных ОАО «ОАТ».

Очевидным выглядит то, что к сегодняшнему дню вторичный рынок автозапчастей можно считать уже сформированным. Если свободные ниши и остались, то их нельзя считать сколь-нибудь значимыми. Но «Лада-Имидж» со своей сетью «LADA Dеталь» вряд ли могла устроить такая ситуация в сфере розничной торговли комплектующими. Обеспечить сбыт продукции представляется довольно проблематичным из-за перенасыщенного рынка комплектующих. Возникшие на «Ставре» проблемы для ЗАО «Лада-Имидж» могли оказаться как нельзя кстати.

Схожая ситуация уже наблюдалась в сентябре 2003 г., когда совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» принял решение о передаче прав по реализации своих автозапчастей структурам, подконтрольным Группе «СОК». На тот момент такую привилегию предоставили фирме ООО «Соло». Однако с приходом на АВТОВАЗ ФГУП «Рособоронэкспорт» была изменена схема распределения запасных частей для автомобилей производства АВТОВАЗ.

Так или иначе, но рынок «Ставр» остался одной из крупнейших торговых площадок автомобильных запчастей федерального уровня, и, судя по всему, услуги этой организации продолжат пользоваться высоким спросом. Но, по всей видимости, сейчас можно наблюдать очередной виток передела этого рынка. Вопрос остается лишь в том, какими методами будет действовать новый игрок.