Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (439) | 19 ноября 2012г.
 

Вадим Болотин:

Для многодетных семей мы предложили цену в два раза меньше

Сейдамет Абреков

Во время общения президента России Владимира ПУТИНА с жителями Самарской обл., состоявшегося 25 октября (см. «Хронограф» №37 (436) от 29.10.12), особое внимание было уделено проблемам выдачи многодетным семьям бесплатных земельных участков. Кроме того, в правительстве России обсуждаются идеи предоставления этой категории, а также другим льготникам, не только земли, но и готовых жилых домов. В профессиональных сообществах крупных землевладельцев и строителей эти процессы активно отслеживают. О том, как видится реализация в г. о. Тольятти идей, озвучиваемых федеральными властями, в интервью «Хронографу» рассказал заместитель директора ООО «Новая земля» Вадим БОЛОТИН.

- Вадим Александрович, каков формат участия ООО «Новая земля» в государственных проектах по обеспечению отдельных категорий граждан земельными участками?

- Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, необходимо пояснить, какова в Тольятти потребность в земельных участках. Если отталкиваться от данных тольяттинского муниципалитета, то можно узнать, что в очереди на предоставление участков стоит 770 граждан, относящихся к льготным категориям. Кроме этого, ввиду вступления в силу изменений в закон «О земле», еще около 700 многодетных семей подали заявки на получение участков. Итого около 1,5 тыс. нуждающихся. Т. е. площадь только самих участков, если брать в расчет, что каждый будет занимать 10 соток, составит 150 га. Плюс необходимы землеотводы под дороги, инфраструктуру, социальные объекты — это еще примерно столько же земли.

Что же касается нашего участия, то хочу напомнить: в соответствии с Генеральным планом г. о. Тольятти развитие индивидуальной жилой застройки предусматривается на территориях западнее Московского пр-та. Именно здесь «Новая земля» владеет земельными участками. Осенью 2011 г. мэрия Тольятти вышла с вопросом, есть ли у нас предложения по обеспечению многодетных семей земельными участками. У «Новой земли» имеется территория под проект малоэтажной застройки «Китеж» в районе с. Подстепки. Расстояние до города — всего несколько километров. На 24 га этого земельного участка мы уже изготовили проект планировки, 76 га остаются свободными. Вот их мы и предложили для многодетных семей. Официальные письма были направлены в мэрию Тольятти и администрацию Ставропольского р-на, а также в правительство Самарской обл.

Участки на территории в 24 га, где имеется планировка, «Новая земля» продает из расчета 650 тыс. р. за 16 соток, это примерно 40 тыс. р. за сотку. Но для многодетных семей мы предложили цену в два раза меньше, о чем официально сообщили властям, в т. ч. в стенах Думы г. о. Тольятти, когда обсуждался этот вопрос.

- Как обстоит ситуация с инженерными коммуникациями на земельных участках «Новой земли»?

- Если говорить о территории, с которой мы планируем участвовать в программе по многодетным семьям, то там имеются возможности электроснабжения, газоснабжения, поблизости проходят сети городского водозабора. Для того чтобы начать пользоваться городской канализацией, необходимо проложить примерно 2 км сетей. Участок весьма перспективный, и на его освоение не потребуется больших вложений, но пока официального ответа на наши обращения относительно возможности выделения здесь земель многодетным семьям не поступило.

В целом могу отметить, что коммуникациям на своих территориях мы уделяем повышенное внимание. Очень плотно сотрудничаем с такой фирмой, как ЗАО «Энергетика и связь строительства» (ЭиСС). «Новая земля» предоставила этой компании два земельных участка, для того чтобы ЭиСС построила подстанции — с учетом потребностей территории западнее Московского пр-та. Две подстанции на 110 к В уже готовы.

Причем мы продали им земельные участки ниже рыночной цены в два раза, поскольку понимаем, что наличие коммуникаций положительно сказывается на перспективах развития территории. Кроме того, вдоль Московского пр-та ООО «Средневолжская газовая компания» протягивает газопровод.

Но на территории западнее Московского пр-та есть свои «белые пятна», например, нет ясности с ливневой канализацией. А как можно вести интенсивную, в т. ч. и многоэтажную застройку, без наличия «ливневки»? Безусловно, можно ждать, когда частные компании за собственный счет построят еще и эти сети. Но ведь заботиться о развитии территории, включенной в Генеральный план Тольятти, должны главным образом еще и муниципальные власти. Именно город должен задуматься о том, как создавать условия для инвестирования. А в Тольятти за последние двадцать лет не принято ни одного серьезного решения по коммуникациям за Московским пр-том. Насколько мне известно, особая экономическая зона (ОЭЗ) и технопарк «Жигулевская долина», расположенные поблизости от ОАО «АВТОВАЗ», будут подключаться к существующим вазовским мощностям. И это при том, что регулярно звучат заявления о якобы отсутствии мощностей на вазовских канализационных очистных сооружениях.

- Т. е. для освоения незастроенной территории западнее Московского пр-та необходимо применение принципов частно- осударственного или частно- муниципального партнерства?

- Да, именно так. У Тольятти появилась прекрасная возможность значительно преобразить город в лучшую сторону через строительство нового микрорайона с новыми архитектурными решениями, с единым подходом по энергоснабжению. Нужна только административная воля, которая могла бы помочь реализовать эти планы. Вместе с тем я неоднократно слышал высказывания чиновников о том, почему же город не развивается в наиболее перспективном направлении. Оправданием служит то, что земля находится в частной собственности. Думаю, независимо от того, в чьей собственности земля, город должен выполнять задачи, которые перед ним стоят. Ведь в уставе города записано, что одной из основных функций является жизнеобеспечение населения, проживающего на данной территории. Понятие «жизнеобеспечение» — это не только текущие потребности, но и перспективы развития. В т. ч. это касается энергетики, дорог, магазинов, правопорядка и т. д.

Но и сегодня частные собственники, владеющие крупными земельными участками в Тольятти и окрестностях, развивают территории, так или иначе, во взаимодействии с городскими властями. Одни выжидают каких-то индивидуальных решений по своим участкам, другие сами начинают освоение. Например, на одном из наших земельных участков — в районе пересечения ул. Спортивной и Приморского б-ра — мы за собственные средства разработали проект планировки, при участии органов власти субъекта федерации и города поменяли категорию земель, разрешенный вид использования, выделили территории под детский сад и школу. В результате компания «Велит» ведет на этой территории активное строительство многоквартирных домов.

Возвращаясь к теме с предоставлением участков многодетным семьям, хочу признать: муниципальные власти оказались в непростом положении. Федеральные власти передали часть полномочий по обеспечению нуждающихся земельными участками, но пока не обеспечили муниципалитеты соответствующим финансированием. Какой объем средств может потребоваться для выкупа земельных участков — можно оценить по вышеозвученным мною цифрам. Даже исходя из цены, которую предлагает «Новая земля», а она далеко не самая высокая среди аналогичных предложений,

только на выкуп участков для многодетных семей Тольятти должен получить примерно 150 млн р. Плюс затраты на создание всей инфраструктуры, а это не 100 и даже не 200 млн р., а гораздо больше.

Но самое интересное, что как таковое предоставление участка не решает проблемы. Как минимум территория, на которой будут расположены участки, повторюсь, должна быть обеспечена дорогами, инженерными коммуникациями, а также социальной инфраструктурой. Из разговоров с многодетными семьями стало понятно, и они сами этого не скрывают, что больше половины построить ничего не смогут, если в вопросах обеспечения инфраструктурой они останутся без поддержки властей. В итоге, получив участки, они будут вынуждены их продать. Нельзя допустить такого развития событий. Хотя многие из них хотели бы, чтобы им предоставили участки на нашей территории.

Судя по происходящим процессам, у федерального правительства уже имеется понимание необходимости предоставлять людям готовое жилье. Т. е. частный инвестор будет строить дома и квартиры, а государство -выкупать или стимулировать продажи через предоставление нуждающимся жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище». К слову, если власти все же остановятся на варианте с земельными участками, то, как я считаю, стоит продумать вариант выдачи не самого участка, а сертификата с адекватным финансовым обеспечением. Таким образом семьи получат возможность выбрать земельный участок в том месте, где они хотели бы жить. Т. е. в ФЦП «Жилище» необходимо внести еще одну группу граждан — многодетные семьи, а также прописать нюансы покупки земельного участка с применением сертификата. А это уже задача для нашей законодательной власти. В то же время стоит продумать ограничения по времени, когда владелец, получивший недвижимость, может выставить его на продажу. Также стоит учесть опыт других стран. Например, в Арабских Эмиратах ушли от бесплатного предоставления земельных участков, зато оплачивают половину стоимости строительства дома. Таким образом стимулируется интерес к созиданию. Бесплатно предоставляя участки, мы можем развратить людей.

Развивая мысль по поводу предоставления готового жилья нуждающимся, могу отметить, что строительные компании готовы участвовать в этих проектах, но им нужны некие гарантии. Например, для застройки одной из территорий «Новой земли» — напротив 1 кв-ла Автозаводского р-на — удалось договориться с ресурсоснабжающими организациями и тремя строительными компаниями. Проработали идею заключения договора о консорциуме по застройке одного квартала, по Гражданскому кодексу такое возможно. Это позволит значительно снизить затраты на строительство домов и коммуникаций. Но руководители строительных организаций, отмечая хорошую идею, все же задали один очень интересный вопрос: куда девать построенное жилье?

Вот тут как раз может помочь государство — выкупить жилье для предоставления его нуждающимся либо стимулировать продажи через предоставление сертификатов. Таким образом власть сможет добиться сразу нескольких положительных эффектов — реально сделает жизнь людей комфортнее, увеличит налогооблагаемую базу за счет отчислений юрлиц, участвующих в процессе строительства, а также косвенно -физлиц, которым не нужно будет копить на покупку жилья, свободные средства можно потратить на другие цели. Кроме того, сможет привлечь или удержать в городе молодых специалистов, а также добиться снижения стоимости жилья. Список положительных моментов при желании можно продолжить.

Ранее уже подсчитывалось, что на территории западнее Московского пр-та можно построить 1-1,2 млн кв. м жилья. Сегодня нужна инициатива со стороны властей для начала массовой застройки.