Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (438) | 12 ноября 2012г.
 

Задачи Степанцова

Самаранефтепродукт взял курс на устранение недоработок старой команды

Георгий Кизельгур

Старт модернизации сети АЗС в Самарской обл. с преобразованием их в многофункциональные АЗК, объявленный 1 ноября, обозначил еще одну положительную тенденцию в работе ОАО «Самаранефтепродукт» (СНП). Со сменой руководства в обществе и головной компании — ОАО «НК «Роснефть» — оператор розничных продаж стал надлежащим образом относиться к правовой стороне своей деятельности. В данный момент СНП активно занимается оформлением в собственность земли под АЗК и получением разрешений на строительство и эксплуатацию этих объектов.

За время реконструкции АЗК-115 (район ТЦ «IKEA» в нос. Мехзавод) и АГЗС-1 (ул. Промышленности, 118а), заново введенных в эксплуатацию на прошлой неделе, руководство СНП успело оформить все необходимые для законной работы подобных комплексов розничной реализации ГСМ документы. К имеющимся свидетельствам о праве собственности на объекты капитального строительства добавились правоустанавливающие документы на землю, а также разрешения от надзорных органов — Государственной инспекции строительного надзора (ГИСН), Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Госстандарта.

Характерно, что налаживать работу по получению разрешительной и правоустанавливающей документации на большинство АЗС и АЗК в Самарской обл. СНП начал около года назад, когда Дмитрия Глумова на посту генерального директора компании сменил Андрей Степанцов (на фото). По итогам аудита, организованного Степанцовым, были выявлены объекты, в отношении которых могли возникнуть претензии у надзорных органов. В итоге к маю 2012 г., когда указом премьер-министра РФ Дмитрия Медведева президентом ОАО «НК «Роснефть» был назначен Игорь Сечин, в СНП уже успели узаконить ряд объектов, функционирование которых грозило привести к судебным спорам.

Тем не менее количество накопившихся с 2007 г. проблем не позволило избежать санкций со стороны ГИСН. 10 мая 2012 г. инспекция вынесла сразу четыре постановления о привлечении СНП к административной ответственности. К примеру, за реконструкцию АЗС-7 на ул. Гагарина, 177, в отсутствие разрешения на строительство СНП было назначено административное наказание в виде штрафа в 500 тыс. р. по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Выяснилось, что строительно-монтажные работы по реконструкции АЗС-7 с установкой газового оборудования под многотопливный автозаправочный комплекс были выполнены СНП в период с июля по ноябрь 2009 г., при этом получением разрешения на строительство прежнее руководство компании себя не озаботило.

В результате в действиях СНП выявили нарушение требований ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, что повлекло наложение штрафа. К слову, после 2009 г. строительных работ на объекте не производилось, поэтому о необходимости правового обоснования реконструкции, по всей видимости, забыли. По указанию Степанцова получение разрешения спустя два с половиной года после фактического завершения работ было взято на особый контроль. Параллельно СНП обратился в арбитраж, где было доказано, что на момент вынесения постановления ГИСН истек срок давности привлечения оператора к ответственности. Показательно, что на момент проверки в апреле 2012 г. АЗС-7 эксплуатировалась только в части заправки жидким моторным топливом, т. к. с 27 февраля т. г. использование газозаправочной установки было приостановлено приказом Степанцова. Подачу газа продолжат исключительно после получения разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капстроительства. Пока же СНП, несмотря на обоснованную приостановку работы газозаправочного блока, обязали выплатить штраф в 10 тыс. р. по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. ГИСН мотивировала свои требования тем, что по окончании реконструкции прежний менеджмент СНП должен был получить разрешение на ввод в эксплуатацию АЗС-7 в целом. Оспорить административное наказание в суде СНП не удалось.

Третье и четвертое майские постановления ГИСН касались аналогичных особенностей работы АЗС-124 на Южном ш., 8.

После расширения действующего предприятия с установкой газового оборудования с преобразованием в многотопливную АЗС, завершенного в ноябре 2009 г., возникли проволочки с получением разрешения как на строительство, так и на ввод в эксплуатацию объекта. Несмотря на приостановление с 27 февраля 2012 г. эксплуатации газозаправочной установки, СНП был оштрафован все по той же ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. Кроме того, сохраняется вероятность привлечения общества к ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ со штрафом в 500 тыс. р. Соответствующее постановление №04-15 от 10.05.2012 г. сначала было отменено арбитражным судом первой инстанции, однако затем признано законным в апелляции.

Учитывая подтвержденное проверками ГИСН многолетнее отсутствие системы в получении разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, новое руководство СНП по согласованию с президентом ОАО НК «Роснефть» приняло решение коренным образом изменить подход к узакониванию прав на работу заправок. В частности, недавно была сформирована межведомственная комиссия по легализации деятельности уже существующих АЗС и АЗК, часть функций которых приостановлена. В состав комиссии вошли представители СНП, ГИСН, Росреестра и прочих государственных органов. Помимо разрешительных мероприятий на повестке дня оформление правоустанавливающих документов. Прежде всего, это касается признания за СНП права собственности на земельные участки под объектами капстроительства. Ситуация осложняется тем, что со вступлением с 1 июля 2012 г. в силу поправок в Земельный кодекс РФ СНП придется выкупать землю не менее чем за 100% от ее кадастровой стоимости. Однако трудоемкость и финансовые вложения в процесс оправдываются необходимостью корректного начисления СНП земельного налога. Готовность СНП к исполнению обязательств перед бюджетом в полном размере обусловлена в первую очередь его социальной ответственностью в качестве налогового донора региона.