Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (436) | 29 октября 2012г.
 

В «Волго-Камском» жарко

Акционеры кредитного учреждения продолжают участвовать в странных конфликтах

ИА «Центр-Инфо»

24 октября стало известно об очередных изменениях в составе акционеров ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (МВКБ). Пакет Павла ЛЕБЕДЕВА в 16,78% акций перешел к сыну давнего партнера президента и основного акционера банка Владимира ЧЕКМАРЕВА Юрию ШЕВЧЕНКО. Параллельно в судебном разбирательстве по иску другого акционера МВКБ и родственника президента Андрея ЧЕКМАРЕВА к кредитному учреждению и третьему акционеру в лице Алены МЕДВЕДЕВОЙ было заявлено о фальсификации доказательств. Сам Владимир Чекмарев выступает соответчиком по делу об истребовании из чужого незаконного владения акций оборонного предприятия. Указанные события вряд ли способствуют развитию банка.

Игра в монополию

24 октября на официальном сайте МВКБ была опубликована информация об обновлении состава акционеров кредитной организации. По сравнению с данными на 24 июля 2012 г. среди акционеров произошло одно, но весьма существенное изменение. Вместо Павла Лебедева пакетом акций в 16,78% завладел Юрий Шевченко. Скорее всего, Лебедев продал акции. Теперь он может освободить место и в совете директоров кредитного учреждения.

Наблюдателей указанная сделка удивила. Дело в том, что Лебедев стал одним из совладельцев банка совсем недавно. В марте 2012 г. появились сведения о покупке этим бизнесменом из Нового Уренгоя (но с самарским ИНН. – Прим. авт.) 18,88% акций МВКБ у свата экс-губернатора Самарской обл. Константина Титова Ивана Пятибратова. Учитывая наличие у Лебедева бизнес-интересов в Западной Сибири, на Урале и в Самаре, ожидалось, что его вхождение в капитал банка могло быть удобно не только для зависимых от предпринимателя предприятий. Присутствие Лебедева могло создать предпосылки для диверсификации кредитного портфеля МВКБ, а следовательно, роста активов банка. Сегодня он в немалой степени завязан на проекты Чекмарева и его партнеров. Кроме того, существовало мнение, что Лебедеву, в отличие от Пятибратова, легче сработаться с топ-менеджментом МВКБ, в основном лояльным тому же Владимиру Чекмареву.

Однако на деле вышло по-другому. По состоянию на 24 июля 2012 г. пакет Лебедева в МВКБ уменьшился на2,1% -до 16,78%, ав III кв. бизнесмен и вовсе отказался от участия в капитале банка. Вероятно, такое решение связано с проблемами, которые начало испытывать ООО «Новоуренгойское управление буровых работ» (НУБР), где Лебедеву принадлежит 15%. По итогам 2011 г. НУБР при выручке в 659 млн р. показало убытки в сумме свыше 100 млн р. Не исключено, что, спеша рассчитаться с кредиторами НУБР, Лебедев согласился продать Шевченко акции МВКБ по цене, меньше цены мартовской покупки.

Нового акционера Юрия Шевченко можно причислить к лицам, близким президенту и основному акционеру МВКБ Владимиру Чекмареву (последнему принадлежит 29,95% акций банка). Отец Юрия –Филипп Шевченко — с 2004 г. по 2007 г. являлся акционером МВКБ, причем величина его пакета изменялась от 15,83% до 4,29% акций. Кроме того, Шевченко-старший был связан с банком через «боковые» фирмы, подконтрольные Владимиру Чекмареву. В одной из таких фирм -ООО «ФК «Регион», — прекратившей деятельность при слиянии в сентябре 2011 г., Филипп Шевченко работал директором, в то время как Владимир Чекмарев и МВКБ являлись ее учредителями. Другая компания, действующая в интересах Чекмарева, — ООО «ВКБ-Риэлт». Здесь Шевченко-старший является единственным участником.

Двумя другими акционерами МВКБ, имеющими совместный бизнес с Владимиром Чекмаревым, являются председатель совета директоров банка Андрей Чекмарев (владеет 15,45% акций банка) и Алексей Шмидт (18,93%). Андрей Чекмарев, помимо родства с Владимиром Чекмаревым, участвует с ним на пару в капитале ООО «Рынок строительных материалов» и ООО «ВКБ-Ломбард». Последнее общество примечательно тем, что еще одним его участником выступает, скорее всего, родной брат Андрея и двоюродный брат Владимира –Алексей Чекмарев. Директором «ВКБ-Ломбард» числится их родственница Ирина Чекмарева.

Алексей Шмидт вместе с Владимиром Чекмаревым является совладельцем самарского ООО «ТЦ Каскад», управляющего одноименным торговым центром. Однако главный совместный небанковский бизнес этих акционеров зарегистрирован в Ульяновске. Речь о ЗАО «Проспект» и ООО «Волго-Камский расчетный центр». Партнерами Чекмарева и Шмидта по первому обществу выступают Татьяна Свиридова и Дмитрий Кожевников, по второму – Наталья Кожевникова и та же Свиридова.

С учетом этого можно предположить, что с уходом Лебедева в руках акционеров, дружественных Владимиру Чекмареву, оказалось свыше 80% акций МВКБ. Такой консолидации в банке не наблюдалось уже очень давно, примерно с 2007 г., когда людей Чекмарева в результате допэмиссии «размыли» Пятибратов и Николай Ульянов.

Брат на брата

За стремлением акционеров к развитию непрофильного бизнеса может назреть корпоративный конфликт в самом кредитном учреждении. Здесь стоит упомянуть еще об одном акционере МВКБ — начальнике юридического управления банка Алене Медведевой (12,14% акций) — и ее помощнице Наталье Уваровой. В апреле 2012 г. этот дуэт был замечен на судебном разбирательстве по делу о сомнительном списании со счетов двух самарских IТ-фирм, открытых в МВКБ, почти 4 млн р. в адрес тульского индивидуального предпринимателя. По данному факту даже было возбуждено уголовное дело, в рамках которого следователи могли посещать банк и знакомиться с документами (см. «Хронограф» №17 (416) от 14.05.12).

Похоже, что Медведева и Уварова в ходе данного процесса, прежде всего, пытались защитить своего шефа в лице президента МВКБ. В пользу этого говорит то, что в марте 2010 г. сразу после появления Медведевой в составе акционеров банка еженедельник «Время» со ссылкой на осведомленный источник назвал ее «аффилированной Владимиру Чекмареву». В случае с Уваровой все еще проще. 29 мая 2012 г. она стала директором только что единолично учрежденного Владимиром Чекмаревым ООО автомотоклуб «Самарская гоночная команда». Помимо этого, Уварова с марта 2011 г. работает директором ООО «Тайм-Финанс» (участник общества – Ирина Короткова), а с февраля того же года является единственным учредителем ООО «ВКБ-Терминал».

В июне 2012 г. Андрей Чекмарев обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительными восемь сделок, заключенных между МВКБ и Аленой Медведевой 30 июля 2010 г. В этот день банк уступил Медведевой права требования к банкротящемуся ГУП Самарской обл. «Самарский сахар» (СС) на сумму свыше 91,7 млн р. Несмотря на то что указанные требования были обеспечены залогом имущества должника, права требования по договорам залога также достались Медведевой. Определением суда от 7 октября 2010 г. по делу о банкротстве СС Медведева официально стала правопреемником всех требований банка к ГУП. Однако 7 ноября 2011 г. правопреемство по данным требованиям сначала перешло от Медведевой к ООО «Агропроект 09», а 2 декабря 2011 г. — от ООО «Агропроект 09» к ООО «Агроальянс». С Медведевой «Агропроект 09» должен был рассчитаться до 1 февраля 2012 г., чего не произошло, судя по всему, из-за невыполнения «Агроальянсом» своих обязательств перед контрагентом.

Медведева делала попытку опротестовать переход прав требований от «Агропроекта 09» к «Агроальянсу» в суде, но потерпела неудачу (см. «Хронограф» №32 (431) от 24.09.12). Тем временем в отношении «Агропроекта 09» инициировали процедуру банкротства, а 20 августа 2012 г. в фирме ввели наблюдение по заявлению ОАО «Самараоблагропромснаб». Учитывая, что директором и единственным учредителем «Агропроекта 09» и «Агроальянса» выступает один и тот же человек – Николай Гвоздев, можно предположить, что шансы на реституцию либо возврат в банк хотя бы части денег за переданные права требования долга весьма невелики.

Принимая во внимание связь Медведевой с Владимиром Чекмаревым, сложно представить, что описанные сделки могли быть совершены без санкции президента банка. Вероятно, что «Агроальянс» либо «Агропроект 09» все же рассчитались с Медведевой, и это могло остаться неизвестным для банка, но не для Владимира Чекмарева. В пользу такой версии говорят события судебного заседания по иску Андрея Чекмарева от 21 сентября.

Представители МВКБ и Медведевой признали исковые требования председателя совета директоров и просили их удовлетворить. При этом как банк, так и Медведева решительно возражали против удовлетворения ходатайства «Агроальянса» о привлечении его к участию в деле в качестве соответчика. После отклонения данного ходатайства «Самарский сахар» попросил перерыв. После перерыва Андрей Чекмарев уточнил свои требования и попросил признать сделки недействительными в связи с тем, что Медведева на момент их заключения являлась членом коллегиального исполнительного органа банка (правления), а значит, сделки с ней должны были совершаться в порядке, установленном для сделок с заинтересованностью. В подтверждение этого истец представил подлинник протокола заседания совета директоров МВКБ №3 от 25 июня 2010 г., в котором, судя по всему, сообщалось о введении Медведевой в правление.

Представитель «Агроальянса» немедленно заявил о фальсификации поданного документа. Однако МВКБ стал возражать об исключении протокола из числа доказательств. В результате 16 октября, несмотря на протесты истца и МВКБ, была назначена судебная экспертиза для проверки подлинности документа. Перед экспертом поставили вопрос, соответствует ли время выполнения протокола №3 от 25.06.2010 г. дате, указанной в документе.

Кто во что горазд

На фоне разворачивающихся в МВКБ волнительных событий главный акционер банка Владимир Чекмарев выступает соответчиком в деле об истребовании из чужого незаконного владения ОАО ОПК «Оборонпром» 1673 обыкновенных и такого же количества привилегированных акций ОАО «НПО Поволжский АвиТИ» общей стоимостью 1,96 млн р. 23 ноября 2009 г., еще до момента перехода АвиТИ под контроль Оборонпрома, между Чекмаревым и Верой Досовой был заключен договор РЕПО №5. По одной из версий, Чекмарев, выкупив акции у Досовой, вместо обратного выкупа предпочел продать их госкорпорации, не знавшей об обременении пакета. Если это было действительно так, то деловая порядочность банкира могла бы оказаться не на высоте. Позднее все акции АвиТИ, находившиеся во владении Оборонпрома и миноритариев, были конвертированы в акции ОАО «Кузнецов» (см. «Хронограф» №12 (365) от 4.04.11). Однако в дело вмешалось ЗАО АФ «Самарская гильдия аудиторов», видимо, отследившее путь 3346 акций от Досовой через Чекмарева в Оборонпром, а затем их превращение в акции «Кузнецова». В результате возникла довольно неприятная кое для кого ситуация: для улаживания конфликта Оборонпрому, возможно, придется признавать за истцом право на часть акций «Кузнецова».

Справка:

Основные акционеры МВКБ по состоянию на 24.10.2012 г.: Владимир Чекмарев (29,95%), Алексей Шмидт (18,93%), Юрий Шевченко (16,78%), Андрей Чекмарев (15,45%), Алена Медведева (12,14%), Валерий Бурла (3,55%), Оксана Туманская (2,00%).