Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (435) | 22 октября 2012г.
 

Одобрили концепцию

С машиностроителями обсудили проект производства алюминиевых вагонов

Сергей Ромашов

18 октября в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) состоялась научно-практическая конференция «Алюминиевые вагоны России». Мероприятие было организовано при поддержке ректора СамГУПС Александра КОВТУНОВА. На конференции присутствовали первый проректор СамГУПС Иван АНДРОНЫЧЕВ, председатель совета директоров ПК «Энерготехмаш» (ЭТМ) Владимир КОЖУХОВ (на фото в центре), а также студенты вуза и директора ведущих предприятий в отрасли машиностроения Самарской обл. Стороны обсуждали возможность и перспективы запуска в регионе производства алюминиевых вагонов. Кожухов подробно описал присутствующим концепцию производства алюминиевых вагонов, которая была одобрена участниками встречи.

ЭТМ планирует наладить совместно с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) производство алюминиевых вагонов на территории Самарской обл. Данный проект будет реализован в рамках соглашения о сотрудничестве между РЖД и Самарской обл., которое также планируется подписать в ближайшее время. По словам председателя совета директоров ЭТМ Владимира Кожухова, применяющиеся сейчас вагоны из стали явно уступают алюминиевым.

Алюминиевый вагон представляет собой каркас, состоящий из панели 26 м длиной, панелей 540 мм высотой и 140 мм толщиной. «Эти панели свариваются между собой методом трения. Затем в кузове вырезаются проемы под двери, окна и т. д. Алюминиевые вагоны как минимум на 40% легче стальных, более чем в три раза долговечнее, проще в изготовлении и дешевле в эксплуатации», — отметил Владимир Кожухов.

Также алюминиевые вагоны не требуют большой мощности тяговых агрегатов, и железная дорога способна значительно увеличить пропускную способность с 72 км в час до минимум 160 км в час. А т. к. в России 80% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом, для развития страны это, безусловно, значимый проект.

Стоимость одного алюминиевого вагона составит около 36 млн р. Это дороже, чем стальной, который на сегодняшний день стоит 28 млн р. Однако средний эксплуатационный период стального вагона составляет около 15 лет, а алюминиевого – 45 лет. Кроме того, расход на эксплуатацию алюминиевого вагона значительно меньше. С учетом этого в финансовом плане эффективность алюминиевых вагонов превышает стальные на 80%. Тем более что алюминиевый кузов универсален и на его базе можно делать как грузовые вагоны, так и все виды пассажирских.

Стоит отметить, что проект производства алюминиевых вагонов укладывается и в стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 г. Программа была утверждена распоряжением правительства РФ от 17 июня 2008 г. В этом проекте говорится, что до 2030 г. нужно заменить более 1 млн грузовых вагонов и более 100 тыс. пассажирских. На сегодняшний день износ железнодорожного состава составляет более 75%, а эксплуатация вагонов уже не только неэффективна, но и небезопасна. Если хотя бы 40% замены вагонов пойдет по линии алюминиевых, то это значит, что к назначенной дате будет произведено 450 тыс. вагонов.

ЭТМ создал схему сборочного завода алюминиевых вагонов производительностью девять вагонов в сутки при двухсменной работе и, соответственно, 3,2 тыс. вагонов в год. Также подобрана территория в Жигулевске и Тольятти и намечен график выполнения работ. Проект рассчитан на 632 млн евро инвестиций и обеспечит региону 17 тыс. дополнительных рабочих мест.

Заинтересованность в проекте уже проявили такие предприятия, как завод «Авиакор», Электрокабельная компания и т. д.

Т. е. все, что потребуется для производства алюминиевых вагонов, смогут предоставить предприятия Самарской обл. Представленная Кожуховым концепция была одобрена участниками встречи.

Комментарии

Владимир КОЖУХОВ, председатель совета директоров ПК «Энерготехмаш»

- Недавно был подписан протокол о намерениях о сотрудничестве между Самарской обл. и Российскими железными дорогами. Предполагаемое место строительства завода по производству алюминиевых вагонов — особая экономическая зона в Тольятти и г. Жигулевск. Я думаю, что мы будем просить СамГУПС доработать алюминиевый кузов в соответствии с тем регламентом, который требует РЖД. После проведения этих работ нужно создавать компанию в Самарской обл., предварительное название которой будет «АВР-Самара». Мы надеемся, что в Самарской обл. новая компания станет пятым в мире предприятием по производству алюминиевых вагонов, но уже отечественных. При достаточно серьезной политической воле эта компания способна заключить с РЖД предварительный договор на продажу вагонов в будущем. Под этот прибыльный и долгоиграющий проект банки выстроятся в очередь.

Геннадий КУЛАКОВ, соучредитель ОАО «Авиаагрегат»

- Данный вопрос актуален для Самарской обл. и для России в целом. Различные виды транспорта развиваются у нас с разными темпами, и в этом есть какая-то экономическая, политическая и прочие причины. Так, на авиакоре строится в лучшем случае три-четыре самолета в год. На железнодорожном транспорте строительство подвижного состава идет более интенсивно, хотя все равно недостаточно. В последние годы было построено не так много новых вагонов. Экономика с этим дальше мириться не может. Для того чтобы мы могли конкурировать с иностранными производителями, нам необходимо перейти от концепции строительства вагонов к определению конкурентоспособности проекта.