Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (151) | 9 октября 2006г.
 

Согласованность действий

Позволит ритуальщикам построить в Тольятти крематорий

Дарья Светлова

Вопрос нехватки в Тольятти земель для новых захоронений умерших горожан обсуждается на муниципальном уровне достаточно давно. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации специалисты, как и прежде, называют строительство крематория, который, помимо снижения потребности в увеличении площади земель под кладбище перед обычным захоронением, имеет и ряд других преимуществ. В то же время строительство крематория также требует решения ряда проблем, и первоочередной из них является вопрос нахождения источника финансирования проекта.

Факты говорят

Вывод о том, что в Тольятти не хватает земель под захоронения умерших граждан, власти г. Тольятти сделали еще в прошлом году. В качестве вариантов выхода из сложившейся ситуации называли выделение под кладбище части лесных территорий города и строительство крематория. В связи с этим городские власти даже планировали заложить в бюджет города на 2006 г. средства на его строительство. На этом этапе развитие вопроса о строительстве крематория в Тольятти было приостановлено. Между тем запас земель, которые можно отвести под новые захоронения, постепенно исчерпывает себя. Ощущается дефицит времени — дальнейшие дискуссии по поводу подходящих вариантов строительства крематория только обострят проблему. Весь цивилизованный мир давно избрал именно такой способ погребения. Исходя из практики по России строительство крематория позволит сократить потребность в дополнительных площадях муниципальных кладбищ уже в первый год примерно на 10%. Через четыре года процент кремаций возрастет до 30%. В последующие пять лет эта цифра достигнет 40% кремаций от всех захоронений. Данные цифры взяты на основании сопоставления Тольятти со схожими городами, но, в отличие от Тольятти, уже имеющими опыт в кремировании умерших людей. Решение проблемы кремации совместно с эффективным использованием мест погребения (семейные захоронения, подбор места, повторные использования бесхозных могил) позволит сократить потребность в новых территориях на две трети. В России лидерами по величине процентов кремаций от общего числа захоронений являются Москва и Санкт-Петербург. В столице только недавно была достигнута цифра в 50%. В Санкт-Петербурге, ввиду расположения города в болотистой местности, количество кремаций перевалило уже за 70%. Что касается строительства крематория в Тольятти, специалисты выделяют три наиболее оптимальных варианта.

Очевидное маловероятно

Финансирование строительства крематория из средств бюджета города, казалось бы, наиболее очевидный выход из сложившейся ситуации. Все потому, что окупаемость этого социально востребованного объекта — процесс довольно длительный. В то же время финансирование проекта из средств муниципалитета вполне соответствует обязанностям властей города по выполнению социального заказа. А потребность в этом реально существует, и не только потому, что площади, отводимые под захоронение умерших граждан, со временем уменьшаются. Ситуации, когда у граждан нет возможности похоронить близкого человека со своими родственниками в другом городе из-за финансовых затруднений, встречается нередко. Кремация позволяет решить эту проблему с наименьшими затратами. Это лишь одно из многочисленных преимуществ кремации перед обычными захоронениями. Однако сегодня для муниципалитета строительство крематория не самый насущный вопрос. А на реализацию этого проекта потребуется немалое финансирование. Стоимость непосредственно крематория с оборудованием в типовом здании колеблется от чуть более $1 млн. в чешском варианте до S3 млн. в немецком.

Строительство крематория снизит потребности в дополнительных площадях
Строительство крематория снизит потребности в дополнительных площадях

В связи с дефицитом средств, заложенных в бюджет, специалисты говорят о возможности создания совместного предприятия, где одной из сторон станет муниципалитет. Тольятти уже имеет подобный опыт решения проблем с финансированием социально значимых проектов. Город может войти во вновь созданное предприятие недвижимым имуществом, а другая сторона — участник проекта — необходимым оборудованием. Кладбищенский комплекс будет использоваться сторонами совместно. При том расчете, что спустя 4 года после строительства процент кремаций достигнет отметки 40%, окупиться этот проект может примерно через 20 лет.

Еще одна трудность — это выбор места под строительство крематория. По словам директора МУП «Спецкомбинат» Степана Ракицкого, оптимальным вариантом было бы размещение крематория в сочетании со всем кладбищенским комплексом. При закладке тольяттинского городского кладбища на Обводном шоссе предполагалось, что здесь и будет построен городской крематорий. Сейчас стоит вопрос о принадлежности данного участка, поэтому под строительство крематория рассматриваются и другие варианты. Сегодня к созданию совместного с муниципалитетом предприятия появляется интерес со стороны иногородних инвесторов. Однако подробности обсуждения этого вопроса участниками переговоров пока не разглашаются. В то же время в Тольятти функционирует достаточно большое количество организаций, оказывающих ритуальные услуги. И они вполне могли бы взять на себя строительство крематория с целью дальнейшего его совместного использования и получения прибыли. «Построение крематория возможно только тогда, когда в нем участвует ритуальная часть бизнеса, более емкая, приносящая деньги», -отмечает директор МУП «Спецкомбинат» Степан Ракицкий. Сегодня в Тольятти насчитывается 16 фирм, предлагающих ритуальные услуги (для сравнения: в Москве таких бюро 14.) И с каждым годом количество таких организаций растет. Хотя динамика захоронений существенно не меняется. В этих условиях существенно усиливается конкурентная борьба за рынок между похоронными коммерческими структурами в условиях недостаточного правового поля как на федеральном, так и на муниципальном уровне (см. «Хронограф» №23 (142) от 3.07.06). Наряду с этим в Тольятти качество и перечень оказываемых похоронными бюро услуг остаются далеко позади от реальных потребностей цивилизованного общества.

Реализация местной инновации

Обеспечить достаточное финансирование строительства крематория похоронным бюро не позволяет и их разрозненность. Отголоски конкурентной борьбы между бюро довольно часто можно встретить в СМИ. Ввести эту область социальной деятельности в рамки существующего правового поля в компетенции муниципальных властей. В соответствии с ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. А погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми опять же органами местного самоуправления.

Решение о придании организации статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела выдается на основании ходатайства в мэрию города руководителя организации, а также заключения наблюдательного совета в соответствии с федеральным законом.

По словам Степана Ракицкого, несмотря на то что федеральным законодательством прописаны основные пункты по организации похоронного дела, муниципалитет города не всегда отслеживает положение о статусе специализированной службы. Наличие наблюдательного совета, необходимых положений, дополняющих правовое поле и регулирующих деятельность похоронных бюро, а также постоянное отслеживание муниципалитетом города их деятельности позволит исключить появление на рынке ритуальных услуг организаций, не соответствующих всем законодательно оговоренным требованиям (обученный персонал, соответствующий транспортный парк, участок и т.д.). Однако дело даже не в конкурентной борьбе, а в реальной возможности укрупнить бизнес тольяттинских похоронных бюро. На данный момент ситуация на рынке такова, что количество фирм, не соответствующих законодательным нормам, множится, а качество предоставляемых услуг зачастую не возрастает. Упорядочивание деятельности ритуальных организаций в соответствии с федеральным законодательством позволило бы сконцентрировать средства на реализацию социально значимого проекта, повысить качество предлагаемых услуг. Опыт западной экономики говорит о том, что такая ситуация требует квотирования похоронного рынка. Квотирование рынка послужит похоронным бюро стимулом к качественному развитию и укрупнению бизнеса, а также позволит решать насущные вопросы совместными усилиями.

Из 16 расположенных на территории Тольятти фирм, занимающихся организацией похоронного дела, МУП «Спецкомбинат» является старейшим. В месяц на муниципальных кладбищах происходит порядка 300 захоронений. И примерно 90 из них приходится на МУП «Спецкомбинат». Таким образом, комбинату принадлежит в среднем 25% от общего количества захоронений в городе. Спецкомбинат имеет необходимые транспортные цеха, регулярно привлекает дополнительные средства на развитие кладбищенского хозяйства за счет введения новых услуг: подбора мест, создания родовых захоронений, холодильных камер и т.д. Учитывая нынешнюю результативную деятельность и прогрессирующий качественный рост МУП «Спецкомбинат», приведение рынка похоронных услуг в соответствие с федеральным законодательством позволило бы комбинату построить крематорий без привлечения инвестиций. Примечательно, что сроки на реализацию строительства крематория можно будет уменьшить примерно до двух лет. Нынешняя же система не позволяет реализовывать в городе подобные проекты.

В то же время стремительно изменяющиеся реалии так или иначе приблизят Тольятти к одному из трех вариантов строительства крематория. Пока же МУП «Спецкомбинат» как предприятие, в чьем ведомстве все похоронное дело г. Тольятти, находится в поиске наиболее оптимального варианта по реализации этого социально значимого проекта. И, вероятно, первые результаты в скором будущем не заставят себя ждать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Степан РАКИЦКИЙ, директор МУП «Спецкомбинат»:

- Для того чтобы построить в городе крематорий, необходимы согласованные действия всех ритуальных служб города. Пока, к сожалению, о должном единстве говорить не приходится. Как это зачастую происходит в политике: много партий и каждая тянет одеяло на себя, вместо того чтобы объединиться и установить действенную власть. Похоронное дело это не политика. Но от согласованности действий ритуальных служб зависит то, какой будет похоронная культура в городе.