Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (430) | 17 сентября 2012г.
 

Чистота с саботажем

Некоторым подрядчикам удобнее не выполнить работы по муниципальным контрактам

Олеся Лысякова

Последние две недели руководству мэрии Тольятти приходится регулярно отчитываться за чистоту во дворах города — на газонах, проезжей части, спортивных кортах. Но мероприятия по содержанию территории города практически не начаты до сих пор, несмотря на то что с момента проведения аукционов прошло больше месяца. Выигравшие аукционы компании — ООО «СТРОНГ» и ООО «Энергострой» — предпочли, образно говоря, загнать ситуацию в тупик. В результате к работам по содержанию жилых кварталов в Тольятти приступили фактически только на минувшей неделе.

7 и 8 августа состоялись аукционы на выполнение мероприятий по комплексному содержанию территории жилых кварталов г. о. Тольятти. В результате аукционных процедур подрядчиками стали компании, не пожелавшие заключать муниципальные контракты на тех условиях, которые сами же предложили. Ситуация усугубилась тем, что при формировании бюджета 2012 г. предыдущая команда мэра Анатолия Пушкова не предусмотрела на II полугодие статьи расходов на содержание территорий. Тем не менее городская администрация во главе с новым мэром Сергеем Андреевым оперативно внесла в бюджет необходимые изменения с тем, чтобы провести муниципальные аукционы по определению подрядчика как можно скорее.

Объемы средств, заложенные на содержание, были немалые. Совокупная начальная (максимальная) цена по всем трем районам составила более 44,5 млн р. Однако ценовые предложения участников аукционов в общей сложности составили менее 15,5 млн р. Т. е. стоимость работ была снижена практически на 70%.

Если взять лот, касающийся Центрального р-на, получится, что смета на содержание одного квартала оказалась в районе 2 тыс. р. в месяц. Такая цифра получается исходя из следующих параметров: количество кварталов в Центральном р-не, согласно аукционной документации, не менее 70; стоимость контракта на содержание этой территории — 1,3 млн р. и срок исполнения работ — 7,5 месяца. Похожая ситуация сложилась и по двум другим районам. Логично, что на таких условиях победители аукционов предпочли не заключать контракты.

По пяти из шести лотов аукцион выиграло ООО «СТРОНГ». Директором и учредителем СТРОНГа является Владимир Конопацкий. Еще по одному лоту победителем стало ООО «Энергострой». Директор Энергостроя – Дмитрий Ильин. Обе компании-победители образованы лишь в 2011 г., т. е. практически накануне аукционов.

Есть основания полагать, что к компаниям, сорвавшим проведение аукционов, могут иметь отношение силовые ведомства. Интересно, что практически за каждый из лотов безуспешно боролись ООО «Департамент жилищно-коммунального хозяйства» и управляющие компании ЖКХ. С учетом того, что они предлагали цены, приближенные к реальности, победить им не удалось.

Такая картина, как символ администрации Пушкова, наблюдается в Тольятти повсеместно
Такая картина, как символ администрации Пушкова, наблюдается в Тольятти повсеместно

После этого компания, победившая на аукционе, начала производить действия, которые при желании можно назвать выкручиванием рук. Поскольку отсутствие надлежащих мероприятий по содержанию негативным образом характеризует именно муниципальные власти, ни СТРОНГ, ни Энерготехстрой фактически ничем не рисковали. Учитывая, что еще на момент ведения избирательной кампании основными оппонентами кандидата в мэры Сергея Андреева были именно представители силового блока, версия о намеренном саботаже реализации муниципальных программ не представляется такой уж невероятной.

Ситуация, подобная сложившейся на августовских торгах, далеко не редкость. Более того, аналогичными в этих случаях могут быть не только обстоятельства, но и участники. Так, Дмитрий Ильин является также директором ООО «АВ-ТОПРОМ». В мае АВТОПРОМ благодаря значительному демпингу выиграл аукционы на косьбу газонов и вырезку свободно растущей поросли в парках города, а также цветочное оформление города. Начальная (максимальная) цена контракта составляла чуть более 1,3 млн. АВТОПРОМ предложил 300 тыс. р., которые и стали ценой контракта. Согласно технической документации, к майскому аукциону АВТОПРОМ должен был практически за неделю выкосить 357,5 тыс. кв. м газонов и вырезать 140 куб. м свободно растущей поросли на территории парков Тольятти. Даже если все 300 тыс. р. пошли бы только на оплату косьбы травы, получалось, что 1 кв. м нужно выкосить за 84 коп. На вырезку поросли бюджета бы не осталось. Логично, что АВТОПРОМ отказался от выполнения работ на условиях, самим же им и предложенным, а мэрия Тольятти в спешном порядке была вынуждена искать подрядчиков для выполнения необходимых работ.

Несмотря на очевидное для многих несовершенство федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ-94 продолжает действовать. По словам опрошенных «Хронографом» экспертов, сталкивающихся с муниципальными торгами регулярно, ФЗ-94 не позволяет не допускать компании, подавшие заявку на участие в аукционе, в соответствии с его условиями. Этой лазейкой свободно пользуются фирмы, преследующие не всегда достойные цели. Исходя из особенностей майской и августовской историй, можно сделать вывод о том, что препятствия для работы новой мэрии могут пытаться создавать лица, оставшиеся без лоббистов с избранием главой города Сергея Андреева. Подтверждение этой версии можно найти в истории вопроса.

В 2008 г. департамент городского хозяйства мэрии Тольятти организовывал конкурс на обследование 2177 многоквартирных домов на предмет необходимости проведения капитального ремонта. Дмитрий Ильин тогда являлся специалистом этого департамента. Стоимость контракта составляла 5 млн р. Победителем конкурса стало ООО «А.С.-проект», которое обследовало всего 88 домов. Отчитывался за этот контракт перед депутатами Думы г. о. Тольятти именно Ильин, а не Александр Шабунин, который на тот момент являлся руководителем департамента городского хозяйства мэрии Тольятти. Нюансы освоения бюджетных средств ООО «А.С.-проект» вызвали интерес со стороны правоохранительных органов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г. о. Тольятти

- В своей работе мы обязаны руководствоваться законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С другой стороны, мэрия не должна допускать ситуаций, подобных тем, которые у нас сложились с содержанием территорий. Мы активизируем муниципальный контроль как при проведении аукционов, так и в исполнении работ по заказу муниципалитета, а по ситуации соответствующие выводы уже сделали. Задача, которую я сейчас вижу перед муниципалитетом, — изменение самого принципа работы с подрядчиками. Логичным было бы формирование более долгосрочных контрактов, при этом подразумевающих большую ответственность подрядчиков.

Михаил РУСАК, главный врач МБУЗ «Городская больница №2»

Исключить кого бы то ни было из участников открытого аукциона в электронной форме комиссия не вправе, если заявка была подана правильно. Нарушение этой части федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» грозит председателю комиссии штрафом в 500 тыс. р. и по 50 тыс. р. на каждого из семи участников комиссии, т. е. 350 тыс. р. в сумме. Поэтому у членов комиссии нет большого желания нарушать закон. Если участники аукциона, с юридической точки зрения, могут быть допущены к аукциону, у членов аукционной комиссии нет оснований не допускать их.