Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (430) | 17 сентября 2012г.
 

Вадим Кужилин:

Главная проблема сегодня — это недостаток жилых помещений для предоставления гражданам

Сергей Ромашов

11 сентября глава Самары Дмитрий АЗАРОВ встретился с инициативной группой жителей дома №35 по ул. Садовой. Уже в ближайшее время жильцы аварийного дома получат новое жилье. Подробнее о механизме переселения граждан и основных источниках получения жилья для нуждающихся «Хронографу» рассказал заместитель руководителя департамента управления имуществом (ДУИ) Вадим КУЖИЛИН.

- Вадим Сергеевич, как устроена система передачи жилых помещений гражданам Самары?

- Прежде всего, необходимо подробнее остановиться на том, как помещения поступают в собственность г. о. Самара. Во-первых, часть жилых помещений поступает в рамках целевых программ. Когда формируется та или иная программа, то предусматриваются источники финансирования. Этими источниками являются, к примеру, две областные адресные программы, утвержденные 254-м и 84-м постановлениями правительства Самарской обл. в 2008 г. В рамках этих программ в Куйбышевском р-не было построено 757 квартир, которые были переданы в муниципальную собственность сразу после строительства. Кроме того, в Самаре в 2003-2010 гг. действовала городская целевая программа, согласно которой муниципалитету было передано 224 жилых помещения, закупленных областным Министерством строительства. Данные помещения Минстрой передал Министерству имущественных отношений. Впоследствии по акту приема-передачи они были оформлены в муниципальную собственность и распределены. В 2009 г. от Министерства имущества муниципалитету были переданы 34 жилых помещения для расселения дома по ул. Рабочий городок, 20. Мы принимаем жилые помещения и от государственных предприятий, и от таких ведомств, как Министерство обороны РФ. В связи с тем, что Минобороны не может содержать жилищный фонд, то в обязательном порядке оно передает его в муниципалитеты. Так, недавно мы получили от министерства в собственность городского округа порядка 60 свободных жилых помещений на ул. Гаражной. Существует и такое понятие, как добровольная передача от третьих лиц. В основном это единичные случаи, когда застройщик передает жилые помещения городу, в которые муниципалитет может переселять граждан. Можно сказать, что здесь речь идет о миницелевой программе.

- Каким образом в муниципалитет поступает вторичное жилье?

- В собственность города поступает и вторичное жилье. К примеру, департамент осуществляет деятельность по истребованию жилых помещений в собственность муниципалитета. Наиболее распространенными здесь являются проверки ДУИ. В составе департамента функционирует муниципальный жилищный контроль, который проводит проверки по заявлениям граждан и надзорных органов. По итогам таких проверок порой выявляются незаконные или самовольно занятые жилые помещения. Сотрудники нашего ведомства проводят всю необходимую работу по выселению незаконных жителей и распределяют помещения. Бывает и так, что помещение освобождается, когда последний наниматель умирает и его лицевой счет закрывается.

Иногда граждане переезжают на другое место жительства и сдают свои жилые помещения в муниципалитет. Вариантов много. Существует практика, когда жилье освобождается гражданами в связи с обязательствами в рамках реализации государственных или областных программ. Например, если военнослужащий занимает жилое помещение в Самаре и при этом состоит на учете в качестве нуждающегося и со временем получает социальную выплату или жилье в рамках федеральной программы, то он обязан передать прежнее жилье в собственность города.

- Кто контролирует данные процессы?

- Что касается контроля за поступлениями жилых помещений, то, прежде всего, проверки проводит прокуратура и правоохранительные органы. Если жилое помещение находилось в разработке у ОБЭП или у следственных органов, то, конечно, после мероприятий по освобождению данного жилья они у нас истребуют информацию о том, что происходит с этими помещениями в настоящий момент. Далее контроль осуществляют органы, передающие жилые помещения в муниципальную собственность. К примеру, недавно в Самаре проверку целевого использования средств на постройку жилых помещений в Куйбышевском р-не проводил фонд реформирования ЖКХ. У нас есть и собственные муниципальные контрольные органы.

- Вы подробно рассказали о механизме поступлений жилых помещений в собственность муниципалитета. А по какой схеме квартиры предоставляются гражданам?

- Здесь все достаточно просто. Если брать нашу выверенную и актуальную программу переселения, то все адресные списки и фамилии размещены на официальном сайте администрации и публикуются через СМИ. При поступлении жилых помещений в муниципалитет они распределяются в соответствии с адресной программой. Но есть и более сложная система, которую мы попытались упростить и сделать более доступной. Речь идет о предоставлении жилых помещений вне адресных программ, которое, в первую очередь, происходит в порядке очередности. На сегодняшний день в г. о. Самара сформирована единая очередь, которая составляет чуть меньше 14 тыс. человек. Граждане стоят в очереди в хронологическом порядке. В настоящее время соотношение количества принимаемых на учет в течение года граждан и снимающихся с очереди по различным причинам примерно равно. В основном граждане выходят из списка, когда меняют место жительства или улучшают свои жилищные условия.

- Существуют ли исключения в порядке предоставления жилья гражданам?

- Исключения из правил предоставления жилых помещений есть -они описаны в ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Это т. н. внеочередное предоставление жилых помещений. Прежде всего, это первое: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Второе — граждане, чьи помещения признаны непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат. Сегодня в Самаре чуть более 3 тыс. семей проживают в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. По таким домам ведется работа, и постепенно их число уменьшается. Третье — это граждане, которые имеют тяжелые формы хронических заболеваний. Существует перечень подобных заболеваний. Очень важный аспект — мы не формируем очередь из внеочередников. Невозможно составить очередь по принципу тяжести заболевания, сложности жизненной ситуации либо по времени признания дома аварийным. Яркий пример — дом №12 по ул. Центральной. Есть дома, признанные аварийными достаточно давно, но они стоят. А стена этого дома рухнула в марте 2012 г. Поэтому исходя из даты признания дома аварийным сформировать очередь невозможно. Все свободные помещения мы, конечно же, в первую очередь предоставляем именно внеочередникам.

- По каким параметрам здания попадают в реестр ветхих или аварийных?

- Все начинается с обращения жителей, причем не после обрушений, а гораздо раньше. В соответствии с этим, если дом находится в частной собственности, глава района должен пригласить собственников и провести с ними соответствующую работу. Если там есть собственность муниципалитета, значит, соответствующее обращение в межведомственную комиссию для рассмотрения дома должен отправлять департамент управления имуществом. Однако у нас существует регламент, согласно которому выносить экспертную оценку о состоянии дома должна независимая организация.

- Сколько времени проходит обычно от обращения граждан до издания распоряжения о сносе?

- Около года — начиная с момента обращения граждан до выхода распорядительного акта о признании дома аварийным. Надо сделать все обследования, пройти соответствующие комиссии.

- Каких результатов департаменту удалось добиться по линии предоставления жилья гражданам в текущем году?

- Если говорить конкретно про 2012 г., то по договору социального найма в рамках целевых программ было предоставлено 207 жилых помещений и по договору мены 56 жилых помещений. Вне целевых программ поступившие свободные помещения распределены и предоставлены 271 семье.

- Допускались ли департаментом нарушения в предоставлении жилых помещений гражданам?

- Важно отметить, кто является контролером передачи помещений гражданам. Прежде всего эту работу ежемесячно проверяет городская прокуратура, ежеквартально — областная прокуратура и городской ОБЭП, а областной ОБЭП — два раза в год. Все эти проверки являются плановыми. Также ежегодные проверки проводит городская Счетная палата. По результатам проверок в 2011-2012 гг. прокуратурой Самары не было выявлено нарушений в порядке предоставления жилых помещений. Были какие-то нарушения в сроках рассмотрения обращений граждан, в предоставлении социальных выплат, но самое главное, что в предоставлении помещений нарушений нет. Хотелось бы также подчеркнуть, что в соответствии со ст. 14 ч. 7 Закона Самарской обл. «О жилище» не подлежат официальному удовлетворению требования в предоставлении жилого помещения в определенном доме, в определенном районе города или на определенном этаже.

- С какими трудностями сталкивается департамент при переселении граждан?

- Самая главная проблема сегодня — это недостаток жилых помещений для предоставления гражданам. Изолированные жилые помещения сейчас есть только в переулке Сиреневом и частично предоставлены Министерством обороны. При этом количество нуждающихся в жилье семей в Самаре превышает 17 тыс. Если бы была возможность, мы вели бы работы по переселению более масштабно и обеспечивали квартирами большее количество людей. Но надо отдать должное нашей целенаправленной, четко спланированной работе, благодаря которой в теме переселения граждан уже сегодня видны результаты. Практически каждый месяц у нас имеются полностью переселенные дома. В настоящее время мы работаем с домами, признанными аварийными еще в 2008-2010 гг.. Это говорит о том, что долгое время эту работу никто не вел. Так, по данным на 1 сентября, у нас были дополнительно расселены два дома по ул. Мельничной. В настоящее время департамент управления имуществом готовит предложение по их сносу.