Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (429) | 10 сентября 2012г.
 

Создали прокладку

Французский собственник АВТОВАЗа обозначил приоритеты по линии перевозок

Сейдамет Абреков

Накануне передачи ОАО «АВТОВАЗ» под контроль альянсу Renault-Nissan планируются значительные изменения в структуре контрагентов АВТОВАЗа. Смениться могут не только поставщики комплектующих, но и перевозчики, которые доставляют товарные автомобили до точек продаж. Причем, скорее всего, это будет происходить в ущерб иным участникам рынка. Внимания заслуживает ООО «ТехноВиза», имеющее признаки лояльного отношения к себе как со стороны АВТОВАЗа, так и альянса Renault-Nissan.

ООО «ТехноВиза» было создано в 2002 г. Ранее в состав ее учредителей входили Василий Зябицкий и Олег Лозовой. Судя по данным ЕГРЮЛ, с 17 ноября 2009 г. 100% уставного капитала ООО «ТехноВиза», который составляет 1 372 450 р., принадлежало уже кипрской частной компании с ограниченной ответственностью (ЧКОО) «Карлдаге Холдинге Лимитед». Генеральным директором ООО «ТехноВиза» является Сергей Дубров, хотя в ЕГРЮЛ в этой должности до сих пор указан Михаил Яковлев. Судя по имеющимся данным, Сергей Дубров вступил в эту должность 23 апреля 2010 г.

Важно отметить, что ранее Дубров был генеральным директором ЗАО «НоваМоторс», предыдущее название которого — ЗАО «АВТ-Финанс». Руководителем НоваМоторс он пробыл примерно с середины 2008 г. до середины 2009 г. При этом и ТехноВиза, и НоваМоторс сегодня имеют одинаковый адрес регистрации: г. Тольятти, ул. Вокзальная, 1, что может подтверждать дружественность этих организаций.

С 21 октября 2011 г. единственным владельцем ООО «ТехноВиза» стало числиться другое кипрское ЧКОО под названием «Огма Инвестментс Лимитед». Хотя в выписке из ЕГРЮЛ до сих пор в этом статусе фигурирует «Карлдаге Холдинге Лимитед».

Судя по данным отчетности ООО «ТехноВиза», до 2008 г. компания не могла демонстрировать существенных объемов выручки — речь шла о нескольких миллионах рублей. Но по итогам 2008 г. выручка составила сразу 1,659 млрд р., что неудивительно.

В качестве основных событий 2008 г. сайт ООО «ТехноВиза» указывает: «ТехноВиза стала генеральным перевозчиком ОАО «АВТОВАЗ». ТехноВиза стала одним из генеральных перевозчиков завода Renault в России (ОАО «Автофрамос»)».

Компания с офшорными корнями претендует на значительную долю вазовских контрактов по линии автоперевозок
Компания с офшорными корнями претендует на значительную долю вазовских контрактов по линии автоперевозок

Вряд ли выбор оператора стал случайным для французской стороны. Напомним, что 25% акций ОАО «АВТОВАЗ» были переданы альянсу Renault-Nissan в начале 2008 г. При таком положении дел совсем не удивительно, что в качестве собственников ООО «ТехноВиза» вдруг стали появляться компании из Кипра. Правда, за 2009 и 2010 гг. выручка ТехноВизы снизилась до 499 и 440 млн р. соответственно. Однако и объемы перевозок у АВТОВАЗа в эти году существенно сократились по сравнению с 2008 г.

Весьма примечательно, что с 14 сентября 2011 г. в качестве владельца 99,9% акций ЗАО «НоваМоторс» (предыдущее название АВТ-Финанс) стало фигурировать ОАО «АвтоВазТранс» (ABT), которое в свою очередь на 100% принадлежит ОАО «АВТОВАЗ». Хотя, судя по данным списка аффилированных лиц ОАО «ABT», НоваМоторс вернулось под контроль ABT с 24 августа 2009 г. До ABT этим пакетом акций НоваМоторс владел фонд «Содействие развитию автосервиса», генеральным директором которого является Всеволод Борис. Фонд, также как и ABT, подконтролен АВТОВАЗу. 0,1% акций НоваМоторс принадлежит ОАО «ВАЗ-Экспресс-Сервис». До фонда «Содействие развитию автосервиса» основным владельцем НоваМоторс выступал все тот же ABT, генеральным директором которого сегодня является Андрей Галайда.

Динамика выручки НоваМоторс — компании, занимавшейся торговлей автотранспортным средствами, схожа с динамикой ТехноВизы. До 2008 г. показатели были малопримечательными, зато по итогам 2008 г. НоваМоторс (тогда еще АВТ-Финанс) показала выручку 2,468 млрд р. В 2009 г. и 2010 г. выручка снизилась до 1,768 млрд р. и 448 млн р. соответственно.

Планировалось, что НоваМоторс должна была заменить таких обанкротившихся дилеров АВТОВАЗа, как ООО «Элекс-Полюс» и ОАО «Холдинг Инком Авто».

Судя по всему, именно поэтому НоваМоторс перешла из-под контроля ABT к фонду «Содействие развитию автосервиса», больше связанному с торговлей, чем с перевозками автомобилей. В тот период нынешний директор ООО «ТехноВиза» Сергей Дубров уступил свою должность в НоваМоторс Дмитрию Путинцеву. Скорее всего, рокировки в руководстве общества проходили под контролем АВТОВАЗа. Но, вероятно, реализовать задуманное владельцам компании так и не получилось.

Так или иначе, но 3 мая 2012 г. решением Арбитражного суда Самарской обл. ЗАО «НоваМоторс» было признано банкротом, в отношении компании было открыто конкурсное производство сроком 6 месяцев. Не исключено, что банкротство было инициировано с участием ABT и АВТОВАЗа.

В ТехноВизе, которая формально ни ABT, ни АВТОВАЗу не принадлежит, а контролируется кипрским собственником, дела обстоят по-иному. В 2011 г. компания открыла дилерский центр Renault Tracks (по продаже грузовиков Renault). Это лишь упрочило мнение наблюдателей о том, что почему-то именно этой компании удается выстроить отношения с Renault. He секрет, что после передачи АВТОВАЗа под контроль альянса Renault-Nissan будет значительно трансформирована система работы предприятия с контрагентами предприятия. Заинтересованные лица уже сформировали ситуацию, когда по линии перевозок готов нужный оператор для структур, которые появятся на месте реорганизованного АВТОВАЗа.

Очевидно, что от деятельности ТехноВизы прибыль будут извлекать кипрские собственники этой компании. Поэтому подобного рода подход к выбору и поддержке контрагентов со стороны производителей автомобилей может привести к не самым оптимистичным последствиям для экономики Тольятти. Это наглядный пример того, как на позиции местного бизнеса насаждаются организации, нацеленные на вывод доходов от многомиллиардных оборотов в офшорные территории. Для социально-экономического развития Тольятти такая тенденция может привести к негативным последствиям.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.