Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (425) | 16 июля 2012г.
 

Центры влияния: Мир Шаповалова. Часть I

ГК «СДМ» демонстрирует устойчивость по отношению к власти

ИА «Центр-Инфо»

В последнее время все чаще на неформальном уровне можно слышать прогноз о возвращении в регион ранее титульных для Самарской обл. ФПГ. Авторы этих прогнозов подкрепляют свои выводы тем, что это якобы связано со сменой власти в регионе. Нет сомнений в том, что Самарская обл. нуждается в возврате средств, которые уходили из региона вслед за переезжающим бизнесом. Однако следует задуматься, а всякий ли бизнес своим возвращением способен привезти инвестиции или, может быть, кто-то просто желает вернуться лишь для того, чтобы забрать то, что ранее не удалось. Анализ процессов, которые сопровождают ГК «Самарский деловой мир» Алексея ШАПОВАЛОВА, способен породить не только такие вопросы.

Система лиц

Структура собственности и управления бизнеса ГК «Самарский деловой мир» (СДМ) при поверхностном изучении может оказаться весьма запутанной и даже хаотичной. Но это совершенно не так. Детальный анализ горизонтальных и вертикальных связей между юрлицами ГК «СДМ», а также изучение динамики изменения этих связей со временем позволяют прийти к выводу, что выстроенная Алексеем Шаповаловым конструкция является весьма неуязвимой для любых внешних факторов воздействия. В этой конструкции заложена такая особенность, как способность динамично изменяться под воздействием тех ли иных внешних раздражителей. Представители различного рода организаций, по разным причинам оказавшихся в конфликтной ситуации с той или иной компанией ГК «СДМ», могли в этом убедиться.

Т.н. ядро группы составляет относительно небольшая по численному составу команда доверенных Шаповалову управленцев. Это группа лиц, которые либо являются учредителями, либо руководителями, либо ликвидаторами десятков юр-лиц, в основном обществ с ограниченной ответственностью, уставный капитал которых за редким исключением превышает 10 тыс. р.

Наиболее заметными или, как еще можно выразиться, максимально «загруженными» юрлицами в системе ГК «СДМ» являются такие персоны, как Максим Гудов и его брат Иван Гудов, Гия Антаури, Алексей Костин, Андрей Попов, Георгий Белобородов, Юрий Токмаков, Андрей Myдлин, Александр Бабуадзе.

Даже для очень подкованного внешнего наблюдателя было бы крайне сложно в какой-то конкретный момент времени с абсолютной точностью указать перечень организаций, в которых они на этот самый момент являются директорами и учредителями. Процессы реорганизации подконтрольных ГК «СДМ» компаний идут почти непрерывно на протяжении ряда последних лет. Причем одни юрлица могут исчезать, новые — появляться. Где-то реорганизация идет путем выделения нового юрлица из состава предыдущего, где-то наоборот — группа юрлиц сливается с другим с последующей ликвидацией. Встречаются и другие приемы ликвидации и реорганизации, но о конкретных случаях и вероятных причинах применения того или иного приема можно задуматься, изучив представленные схемы. По указанной причине информацию, представленную в схемах по каждому из управленцев ГК «СДМ», следует считать условной на данный момент времени. Т. е. представленная в них информация соответствует действительности (данные брались из выписок из ЕГ-РЮЛ), но на строго определенный момент времени. Однако сути это не меняет, т. к. даже эта условность позволяет видеть весьма скрытую для общего понимания систему устройства ГК «СДМ».

Известно немало примеров, когда контрагенты компаний ГК «СДМ» лишались возможности удерживать инициативу в различных судебных спорах. Классический случай. Компания из ГК «СДМ» выступает арендатором помещений у сторонней структуры. В какой-то момент арендодатель начинает предъявлять претензии, обращается в суд. Однако уже в ходе разбирательства вдруг выясняется, что в деле возникают третьи лица — субарендаторы и т.д. Причем именно по линии компаний из состава ГК «СДМ». Процесс затягивается, а изначальный арендатор получает возможность усилить свои позиции. Что-то похожее можно было наблюдать в попытке прокуратур Самары оспорить законность строений на территории бывшего стадиона «Буревестник». Или другой пример — попытка ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской обл.» взыскать долг по аренде помещений автостанции в Отрадном под зал игровых автоматов так ни к чему и не привела. Да что там арендодатели или прокуратура, налоговым органам порой непросто разобраться в сети юрлиц и череде решений, которые принимаются сегодня одним, а завтра уже другим директором порой одного и того же юрлица.

Вредная привычка

Вхождение Алексея Шаповалова в самарский бизнес сейчас мало кто помнит. В конце 80-х весьма за короткий срок он превратился из оптового торговца сигаретами в одного из самых крупных бизнесменов Самарской обл.

О влиятельности здесь говорить не приходится. Наверное, и ее у Шаповалова было в избытке, но фигурой он был настолько закрытой и непубличной, что о том, насколько в действительности он влиятелен, можно лишь строить догадки. Отец Алексея Шаповалова Геннадий Шаповалов относился к номенклатуре, а именно являлся чиновником областной торговли, что по советским временам значило немало.

По мнению источников, свой капитал будущий владелец корпорации «Титан», которая затем трансформировалась в ГК «СДМ», заработал на торговле сигаретами.

В то время он даже имел долю в ООО «Самарская табачная компания» (СТК). Тогда вокруг этого предприятия крутились известные как в широких, так и в узких кругах люди типа Александра Масалова. Масалов был владельцем бывшего магазина «Букинист» на ул. Ленинградской в Самаре. Вскоре магазин сменил и ассортимент, и название и стал называться «Деликатесы». Импортный табак от Шаповалова продавался в т. ч. и через этот магазин.

После того как Масалов был убит, практически весь его бизнес, а особенно табачный, перешел под контроль Алексея Шаповалова. В то же время, а именно в начале 1990-х гг., на этом же поле развивал свой бизнес и будущий «водочный король», а ныне депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр милев. Правда, Милеев в то время был фигурой гораздо менее значимой, чем Шаповалов.

Когда-нибудь любому вольному бизнесу приходит конец. А он начался именно тогда, когда в Самарскую обл. зашли мировые табачные производители. Тягаться с ними, а уж тем более ставить им свои условия не хватило бы ни сил, ни средств даже у Шаповалова. Самое интересное, что сеть табачных киосков, которые у Шаповалова имелись в избытке, со временем перешли к людям Милеева. А потом и вовсе Шаповалов резко сменил ориентиры в направлении развития бизнеса, почувствовав новую волну. Видимо, именно это особое чувство и позволяло ему столь быстро набирать обороты и, несмотря на все политические или социальные изменения, вести крайне закрытый образ жизни.

Переход от торговли табаком в другой сегмент рыночной экономики был довольно резким. Шаповалов активно начал проявлять интерес к недвижимости и любым фирмам, которые имели подобные активы или земельные участки в собственности. Как писало одно из самарских изданий, «Шаповалов был цивилизованным, ни на кого не давил и уж, тем более, не убивал». Впрочем, громких скандалов при этом все равно избежать не удалось. Чего стоит история с убийством владельца сети супермаркетов «Остап» Александра Осанова в 2003 г. Именно с ним Шаповалов делил один из активов, и, вероятно, ему совсем не хотелось, чтобы подозрение падало на него.

Не менее громкий скандал случился с бывшим партнером, некогда совладельцем ЦУМа «Самара» Геннадием Ежковым. Ежкова обвиняли в покушении на убийство Алексея Шаповалова, но позже полностью оправдали. Кстати, именно ЦУМ «Самара», из-за которого и произошел конфликт с Ежковым, был одним из первых крупных недвижимых активов Шаповалова. Что интересно, первый офис Алексея Шаповалова располагался на ул. Урицкого неподалеку от ЦУМа. Там долгое время висела таблица со структурой корпорации «Титан». Позже эту таблицу демонтировали. Но именно этот адрес до сих пор считается одним из корпоративных адресов, где зарегистрировано несколько десятков фирм ГК «СДМ». Кстати, это сейчас все знают другой основной корпоративный адрес СДМ: ул. Советской Армии, 251а. А ранее резиденция Шаповалова с мраморным крыльцом находилась именно на Урицкого. Ближе к Волге президента СДМ заставила перебраться чрезмерная загруженность и шумность Ленинского р-на.

Еще один корпоративный адрес бенефициара СДМ находится в примечательном месте — на ул. Куйбышева, 69. Ранее там располагалась фирма «Папирус». Примечательно это место тем, что через дорогу находится офис бывшего Бюро технической инвентаризации (БТИ). В 2ООО г. РОВД Самарского р-на возбудило дело по факту кражи из офиса. Ночные визитеры вынесли из помещении все системные блоки компьютеров. Как несложно догадаться, скорее всего, блоки в дальнейшем оказались на ближайшей свалке. А вся информация с жестких дисков о владельцах недвижимости и участков перекочевала в чьи-то надежные руки. Чьи -остается только догадываться.

Выход силы

Одно из недавних публично озвученных сообщений о том, что бенефициар СДМ Алексей Шаповалов якобы меняет прописку бизнеса из-за проблем с силовиками, немного диссонирует с тем, что говорилось раньше об отношениях Шаповалова и представителей силовых структур.

В отличие от своих, теперь уже далеко не тайных «покровителей» из Группы «СОК», Шаповалов не брал в массовом порядке на руководящие посты отставных генералов. Да и ЧОПов в сравнении с СОКом у СДМ было в разы меньше. Единственное громкое назначение имело место в 2001 г., когда в качестве одного из топ-менеджеров у Шаповалова появился Андрей Самарский, до этого занимавший должность первого заместителя Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) по Самарской обл.

Кроме самого Шаповалова во времена становления корпорации доверенных топ-менеджеров у него было всего трое. Один из них — это упомянутый Андрей Самарский, который отвечал за безопасность. Кстати, именно с подачи Самарского в корпорацию «Титан» перешла на работу целая гвардия бывших сотрудников РОВД Октябрьского р-на Самары. Общими вопросами в корпорации занимался известный ныне фигурант многих схем Максим Гудов, а юридическое прикрытие обеспечивала Екатерина Иртикеева. Это сейчас в схемах бизнеса можно найти и конкурсных управляющих, и бывших чиновников. Ранее все сотрудники были или в тени, или малоизвестны.

Кстати, тщательно скрываемая, но тесная связь с бенефициаром СОКа Юрием Качмазовым позволяла не нанимать целый полк бодигардов и отдельную службу аналитики и безопасности. Это с успехом исполняли штатные сотрудники Группы «СОК», фамилии которых ранее числились в штатных расписаниях ГУВД и УФСБ по Самарской обл.

О том, что две группы имели тесные связи в одной структуре, говорят два довольно странных совпадения. В мае 2006 г. бывший президент СОКа Рустем Шиянов неожиданно был награжден именным огнестрельным оружием с формулировкой «За активное личное содействие органам ФСБ» (см. «Хронограф» №40 (393) от 14.11.11). Правда, информация о его награждении, едва успев появиться, тут же была удалена с официальных сайтов, однако в СМИ все же утекла. А два года спустя такую же награду и с такой же формулировкой получил Алексей Шаповалов. Учитывая, что подобных наград обычно удостаиваются особо отличившиеся генералы или ветераны спецслужб, награждение на этом фоне двух самарских бизнесменов было воспринято весьма неоднозначно.

Весьма критично об этой инициативе Центрального аппарата ФСБ России высказался лишь начальник УФСБ Юрий Рожин, заявивший на одной из пресс-конференций: «Здесь, в Самаре, я бы Шаповалова не наградил» (см. «Хронограф» №20 (235) от 19.05.08).

Хотя про Алексея Шаповалова и говорили, что он способен договориться с любым человеком, нашелся тот, с кем он, видимо, договориться так и не сумел. Этим человеком называют бывшего прокурора Самарской обл. Юрия Денисова, устроившего настоящую атаку на игровой бизнес Шаповалова. Может быть, разногласия и могли решиться, будь в штате у СДМ хоть один бывший сотрудник надзорного ведомства. Однако последние предпочитали уходить в чиновники или судьи, нежели идти на службу к этому бизнесмену.

Как итог, Денисов ушел в отставку, а Шаповалов в сердцах заявил о переезде в другой регион. Правда, этим заявлениям мало кто верит. Тем более что что-то подобное в Самаре уже происходило. Достаточно вспомнить громкие заявления об уходе из региона бизнесмена Милеева. Чем эти обещания закончились — и так всем известно.

Цели и средства

Как у любой крупной структуры, у Алексея Шаповалова имеется несколько корпоративных адресов, расположенных в разных районах города. Один из корпоративных адресов фирм, аффилированных Алексею Шаповалову, расположен в довольно странном месте — на ул. Антонова-Овсеенко, 51. Это многоэтажный жилой дом, первый этаж которого отдан под офисы. Странно то, что это не торговый или офисный центр, к которым глава СДМ питал какую-то болезненную страсть. Однако, если внимательно изучить близлежащую территорию, то становится понятно, почему именно в этом районе сконцентрировано большое количество фирм Шаповалова. Территория, начинающаяся от ул. Ивана Булкина до Карбышева вдоль Антонова-Овсеенко, была выкуплена структурами СДМ. Это было еще в тот период, когда бизнесмен Виктор Сурков готовил к открытию располагавшийся неподалеку ТРЦ «Космопорт». Пустырь, располагавшийся выше, был занят автомобильным рынком, складскими помещениями, книжным рынком и продуктовым рынком. В дальнейшем близкие СДМ структуры начали скупать земельные участки, располагавшиеся в этом же районе. На тот момент прежняя городская власть планировала развивать эти территории и, может быть, даже планировать ее под жилую застройку. Тем не менее спустя несколько лет территория возле ТРЦ так и осталась занята многочисленными рынками. Аналитики рынка недвижимости тогда, да и сейчас, не сомневались, что земля выкупалась фирмами Шаповалова не для собственных нужд и, вероятно, не для строительства. Окончательной целью могла стать последующая продажа по спекулятивной цене заинтересованным лицам. Правда, к этим участкам интереса не проявил не только Виктор Сурков, первоначально озвучивавший планы о расширении своего бизнеса именно на этих территориях, но и другие потенциальные покупатели.

Аналогичным образом имела место и ситуация с покупкой СДМ активов ОАО «Самарский дом печати» (СДП), сделку по которому ТУ Росимущества (ТУ ФАУГИ) безуспешно пыталось опротестовать в многочисленных судебных инстанциях. Известные Шаповалову лица проявляли интерес не столько к устаревшим корпусам СДП, сколько к земле, на которой он расположен. Как известно, в Самаре на протяжении нескольких лет активно подогревалась тема строительства магистрали Центральной, в которую планировалось превратить неухоженный и хаотично застроенный пр-т Карла Маркса. Если бы идея была окончательно одобрена и под нее выделились бюджетные средства, то государству для расширения магистрали пришлось бы скупать многочисленные земельные участки, на которые уже было оформлено право собственности. Возможно, что в тот момент был бы поднят вопрос о переносе мощностей СДП, а на его месте мог возникнуть ТРЦ, прибыльность которого обеспечил бы мгновенно возросший автомобильный трафик.

Правда, когда за магистраль, может быть, и возьмутся всерьез, чего пока не происходит, возможно, что такая структура, как СДМ, уже прекратит свое существование.

(Окончание в следующем номере)