Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (425) | 16 июля 2012г.
 

Бракованный Тяжмаш

Трифонов констатировал рост брака

Вероника Синицына

2 июля подтвердилась информация о росте в 2011 г. объемов брака на сызранском ОАО «Тяжмаш». Итоговые потери от брака в 2011 г. возрасли по сравнению с 2010 г. более чем в три раза. Такая тенденция может свидетельствовать о неэффективной работе в этом направлении менеджмента предприятия.

2 июля была раскрыта информация годового отчета Тяжмаша за 2011 г. (отчет). Отчет подписан генеральным директором Тяжмаша Андреем Трифоновым. Исходя из данных отчета нельзя не отметить проблемы, связанные с качеством выпускаемой продукции.

Так, на Тяжмаше по ряду показателей в 2011 г. увеличились потери от брака. К примеру, в четыре раза увеличились потери по механосборочному производству. В 2011 г. они составили более 2,5 млн р., что составляет 32,7% от общих потерь. В 2010 г. потери по данному виду производства составляли около 0,45 млн р (8,2%).

По данным отчета, на Тяжмаше в 2011 г. также возросли потери от кузнечно-прессового производства. В 2010 г. этот показатель составлял более 0,36 млн р. (6,6%), в 2011 г. -около 0,62 млн р. (8%). Брак при отливке чугунного литья в 2011 г. по весу составил около 30 т. В целом в 2011 г. потери от брака по разным видам производства Тяжмаша составили 7,7 млн р. В 2010 г. этот показатель был гораздо меньше. Он равнялся 5,5 млн р.

Кроме того, в 2011 г. на Тяжмаше значительно выросла стоимость брака. В 2011 г. она составила более 24 млн р. За 2010 г. этот показатель составлял 8,6 млн р. При этом стоимость исправимого брака осталась практически неизменной. Это 3,3 млн р. в 2010 г. и 3,1 млн р. в 2011 г.

Стоимость возвратных отходов в 2011 г. составила 20 млн р. В 2010 г. она составляла 1,4 млн р. Итоговые потери от брака в 2011 г. на Тяжмаше составили более 48 млн р.

По сравнению с 2010 г. они выросли более чем в три раза. В 2010 г. общие потери составляли 13,5 млн р. Коэффициент качества за 2011 г. составил 0,62%.

Следует отметить, что в 2011 г. на Тяжмаше вырос объем товарной продукции. В 2011 г. он составил 4,7 млрд р., в 2010 г. этот показатель составлял 4,1 млрд р. Сопоставимые показатели роста объема продукции и брака позволяют предположить, что брак вырос не только по причинам роста производства.

Наблюдатели считают, что увеличение потерь от брака и снижение качества продукции могут свидетельствовать о неэффективной работе менеджмента. Это может подтвердить неполная реализация плана мероприятий по повышению качества продукции на Тяжмаше. Так, в 2011 г. на Тяжмаше было запланировано 116 таких мероприятий, а реализовано лишь 73. Не исключено, что данная ситуация может отразиться на взаимоотношениях как с имеющимися, так и с потенциальными партнерами Тяжмаша.

Получить комментарии Андрея Трифонова по вопросам роста брака на Тяжмаше и мерам борьбы с этой тенденцией на момент сдачи номера в печать не представилось возможным. Позицией по профилактике брака поделились руководители других предприятий, имеющих отношение к машиностроительному комплексу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Хусаин АБЗАЛОВ, директор ООО «Сельмаш»

- Потери от брака, в т. ч. затраты, используемые при гарантийном ремонте и обслуживании, технологические потери на наладку и переналадку в 2011 г. на ООО «Сельмаш» составили 269038 р. В 2010 г. подобные затраты составили 236498 р. За 6 месяцев 2012 г. общие затраты по браку составили 173666 р. При этом более 50% возвращенных комплектующих и узлов после доработки переданы в производство. Фактические затраты составили около 85 тыс. р. Для повышения качества продукции на ООО «Сельмаш» приняты меры: переработаны СТП по качеству, введены День качества, комиссионный прием выпускаемых машин, разработана жесткая система оплаты труда в зависимости от качества продукции.

Виктор КРУПЕНЯ, директор ООО «Мобиль»

- На ООО «Мобиль» с 2002 г. внедрена и функционирует система менеджмента качества, в настоящее время сертифицированная на соответствие требованиям ISO/TS 16949 органом сертификации TUV-HESSEN (Германия), а также соответствующая требованиям ASES, SES. Система менеджмента качества позволяет применять инженерные методики для предотвращения появления брака, такие как FMEA, SPC, MSA, а также различные методики для анализа причин возникновения брака — диаграмма Исикавы, «5 почему». Персонал предприятия постоянно проходит обучение во внешних организациях. Так, например, в этом году специалисты предприятия успешно прошли 192-часовое обучение в Академии качества альянса (AVTOVAS RENAULT) по программе «Управление качеством продукции». Происходит регулярный мониторинг и анализ брака с целью постоянного снижения уровня РРМ.