Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (425) | 16 июля 2012г.
 

Геннадий Котельников:

Потерянное качество образования -вызов нашего времени

Борис Кротов

25 июня в Москве состоялось заседание совета Российского союза ректоров (РСР). В ходе встречи обсуждались указы президента РФ Владимира ПУТИНА, направленные на реформу высшей школы. О нюансах государственной поддержки, о проблемах и перспективах развития высшей школы в интервью «Хронографу» рассказал председатель совета ректоров вузов Самарской обл., ректор Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ), академик РАМН Геннадий КОТЕЛЬНИКОВ.

- Геннадий Петрович, на заседании главным вопросом обсуждения стала деятельность РСР по исполнению указов президента РФ Владимира Путина. Какие задачи на ближайшее будущее в отрасли образования ставит президент?

- Это указ «О мерах по государственной политике в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. В нем прописаны очень важные меры, цель которых — совершенствование государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики. Документ очень серьезный. Примечательно, что он был подписан в тот же день, когда состоялась инаугурация президента. Не преувеличу, если скажу, что с исполнением указа начинается новый этап развития высшей школы.

В указе, к примеру, есть пункт -проверить все государственные вузы по качеству и подготовке выпускников до декабря т. г. Пересмотреть размер стипендий первого, второго курса. Перейти на подушевое финансирование программ высшего профессионального образования. Указ расписывает перечень действий до 2018 г. И самое главное, что нам ставится задача увеличить зарплату профессорско-преподавательскому составу в два раза. Сейчас средняя зарплата кандидата наук, доцента составляет 14-18 тыс. р. Мы много раз по этому поводу встречались с Владимиром Владимировичем Путиным, он очень внимательно нас слушал, и многие вопросы решались очень быстро. Если мы эти задачи не выполним, просто потеряем высшее образование. Я ответственно заявляю: в вузах работают подвижники, самоотверженные люди. В медицинском образовании сейчас ситуация такова, что профессора вуза получают зарплату меньше, чем практикующие врачи. Если они уйдут из высшего образования, мы просто не найдем молодежь, которая пойдет работать на этих условиях.

В целом я хочу сказать, что высшая школа Самарской обл. готова к реформам, и совет ректоров занимает конструктивную позицию в их проведении.

- Во время недавнего визита в областную сахалинскую больницу премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выразил свое недовольство качеством медицинского образования в нашей стране. В частности, он сказал, что медицинское образование за последние годы сильно деградировало. И совершенно точно отметил, что это сильно волнует всех граждан России. Как вам, как ректору медицинского университета, озвученная критика на всю страну? И насколько данное обвинение может касаться СамГМУ?

- Это непростая тема. Мы чувствуем, что люди недовольны качеством медицинского обслуживания. Это правда. При этом наши медики спасают тысячи жизней ежедневно. Проводят уникальные операции, которые в мире никто больше не делает. Сотни врачей, исполняя свой долг, совершают подвиги, цена которым — жизнь и здоровье.

Проблема качества медицинского образования обусловлена масштабом тех задач, которые ставит перед отраслью сама жизнь, поскольку сфера здравоохранения имеет особое значение для качества жизни людей и самочувствия общества. Пополнение кадрового потенциала отрасли специалистами высокого уровня качества — основная миссия всех образовательных учреждений, и в то же время сохранение высокого уровня качества — основная проблема. В этом вопросе нет мелочей.

Дело в том, что за последние два десятилетия по всей России открылось просто гигантское количество образовательных учреждений, выдающих дипломы о высшем образовании государственного образца при существенной потере качества образования, в т. ч. и медицинского. Потерянное качество образования — вызов нашего времени. Я говорю об образовании вообще. Эта проблема на сегодня ставится на государственном уровне.

Что касается СамГМУ, то у нас есть все для качественного и полноценного обучения студентов. Это далось колоссальными усилиями десятков людей, самоотверженно работающих на благо образования.

Без собственных клиник вузов полноценно организовать высокое качество практической подготовки невозможно, а многопрофильные клиники имеются лишь в пяти вузах страны, и в их числе — клиники СамГМУ. Уникальность этого лечебного учреждения в том, что в клиниках воедино завязана лечебная и научная деятельность с учебным процессом, тем самым решается триединая задача: лечить, учить и заниматься наукой.

- Вы сказали, что огромное количество образовательных учреждений открыто по всей России. А как обстоят с этим дела в Самарской обл.?

- Ситуация та же самая. Во второй половине 90-х — начале 2000-х гг. открылось большое количество новых образовательных учреждений, которое в некоторые годы составляло цифру 75. Речь идет о негосударственных вузах и филиалах вузов. Среди них есть прекрасные вузы со своими зданиями, со своей инфраструктурой, которые закрывают те направления, которые государственные вузы закрыть не могут и вести такие наборы не могут. Но их совсем немного. Показательно, что в состав совета ректоров вузов Самарской обл. входит 32 представителя высших учебных заведения, хотя желающих войти туда гораздо больше. Многие образовательные учреждения часто по факту не соответствуют статусу вуза — не имеют технической и научной базы, общежитий, спортивных залов, библиотек, своих преподавателей. Соответственно, у студентов таких вузов нет культурной жизни, нет ничего. Отсюда и растут корни некачественного образования.

- Одной из первых после назначения губернатором Самарской обл. Николай Меркушкин провел встречу с вами. Меньше чем за месяц у руля области губернатор посетил СГА У, СамГМУ и принял участие в заседании совета ректоров. Какое впечатление на вас произвел Николай Иванович?

- Я нового губернатора знаю около восьми лет. Нас познакомил губернатор Пензенской обл. Потом мы много где пересекались. Я вместе с нашим губернатором присутствовал на инаугурации нового главы Республики Мордовии, и меня, как и многих, потрясло, как провожали Николая Ивановича. С одной стороны, это был праздник, с другой стороны — искрение печаль и слезы.

Одним из вопросов на встрече с Николаем Ивановичем был вопрос о его участии в работе совета ректоров. Через некоторое время губернатор посетил первое же заседание. Он заверил ректоров, что все предложения, которые будут поступать от них, правительство будет внимательно рассматривать, а также искать решение существующих проблем отрасли.

А к тому, что вы перечислили, можно добавить уже целый список. Какое внимание было уделено Николаем Ивановичем отрасли образования: от актуальных вопросов, поднятых на заседаниях областного правительства и думы, до чествования выпускников СамГУ.

Практически в первые дни его избрания на эту должность он посетил СГАУ и пообещал оказывать системную поддержку вузам региона. Губернатор согласился возглавить попечительский совет СГАУ. По итогам этой встречи была учреждена премия губернатора за выдающиеся заслуги самарских ученых в аэрокосмической отрасли с объемом выплат 350 тыс. р.

- Что Меркушкина интересовало во время встречи в СамГМУ?

- Практически все. История университета, организация учебного процесса, условия для студентов и преподавателей, качество обслуживания пациентов в клиниках СамГМУ. Он заглянул в столовую и поинтересовался ценами. Был удивлен ценой комплексного студенческого обеда, которая составляет 80 р. Осматривая футбольное поле, на котором в тот момент тренировалась университетская команда, губернатор сказал, что не может не ударить по мячу, и забил гол. Я вам скажу, что это был не бутафорский, а настоящий гол. Посетил клиники. Николай Иванович лично пообщался практически со всеми, начиная с главврача и заканчивая рядовыми медсестрами. Спросил про зарплаты. Я не скрою, что мы сумели добиться, что у нас завотделениями получают порядка 60 тыс. р., но есть и зарплаты с колебаниями до 90 тыс. р. и выше. Но это получают сотрудники, работающие в особых высокотехнологичных отделениях.

Выступая перед нами, Николай Иванович сказал, что выражает свою готовность работать с системой высшей школы, понимает ее роль и наш вклад в это дело. В целом он дал нам самую высокую оценку.

- В нашей беседе уже второй раз затрагивается вопрос зарплат. Зарплаты сотрудников сфер образования и здравоохранения стали притчей во языцех. Это с одной стороны. С другой — народное мнение таково, что многие преподаватели и врачи живут далеко не на зарплаты. Она идет как приятное дополнение. В нынешней образовательной и медицинской системе поле для взяточничества широкое. Что вы скажете по этому поводу?

- Я понимаю, о чем вы говорите. Надо быть закоренелым ханжой, чтобы делать вид, что всего этого нет. Тем не менее не хотелось бы эту тему распалять. Сейчас масштабы этой проблемы сузились по сравнению с началом 2000-х, хотя шлейф общественного мнения тянется с того времени. Не думайте, что эта проблема не решается. Она решается на разных уровнях и, как правило, не придается огласке по понятным причинам.

В основном эта тема актуальна для некоторых негосударственных вузов, где выдаются дипломы за деньги студентам, которые не имеют необходимых знаний по специальности. Купить дипломную работу зачастую сложнее, чем купить готовый диплом. Для того чтобы высшая школа работала эффективно, и поставлена одна из основных задач -увеличение зарплат, о чем говорил выше. В подавляющем большинстве преподаватели, чтобы хоть как-то обеспечить семью, берут на себя сверхвысокие нормы учебной нагрузки. Эту ситуацию необходимо переломить, поднимать привлекательность профессии преподавателя, иначе через 10-15 лет высшая школа будет обескровлена.

- Как складываются ваши отношения с министром образования и науки Самарской обл. Дмитрием Овчинниковым? Бывают ли конфликтные ситуации?

- Дмитрий Евгеньевич сначала мне показался излишне амбициозным, слишком молодым для такого ответственного поста. Но, признаться, я его вначале недооценил. При его утверждении на должность министра образования в новом составе областного правительства я его поддержал. Нам вместе доводилось бывать во многих сложных ситуациях, из которых удалось достойно выйти. На сегодня Дмитрий Евгеньевич, думаю, более погружен в тему, чем два-три года назад. Он человек из системы, а это очень важно. Вопросы решаются оперативно. Готов к большим нагрузкам, и молодость здесь оказалась кстати.