Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (424) | 9 июля 2012г.
 

Анатолий Крылов:

Работаем в тесной связке с дирекцией по безопасности ВАЗа

Георгий Кизельгур

Стратегический кластер для Самарской области — автомобилестроение. ОАО «АВТОВАЗ», несмотря ни на что, было и остается флагманом отечественного автопрома. Бизнес, сложившийся вокруг него в 90-е, сложно назвать полностью прозрачным. Был период, когда хищения с завода измерялись астрономическими суммами. С приходом на ОАО «АВТОВАЗ» ГК «Ростехнологии», а вслед за ними и французского инвестора Renault, влияние криминального фактора на заводе сошло на нет. Об организации охраны и безопасности на объектах ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) и об охранном бизнесе в целом «Хронографу» рассказал исполнительный директор ООО «Высшая Степень Безопасности — консалт» (ВСБ-конслат) по охране ОАО «АВТОВАЗ» Анатолий КРЫЛОВ.

- Анатолий Георгиевич, АВТОВАЗ — один из стратегических объектов Самарской обл. В связи с этим все вопросы, связанные с заводом, по определению являются отчасти политическими...

- Любой бизнес — это в первую очередь бизнес, а не политика. Ключевой момент в том, что бизнес ориентирован на выполнение бизнес-задач, а не политических интриг. Дирекция по безопасности ВАЗа ставит перед нами четкие задачи. Задача одна — сохранность собственности предприятия. Подзадач несколько.

Первая подзадача — использование вахтового метода охраны. Это нужно для исключения формирования устойчивых связей между сотрудниками предприятия и охраной. Плюс ротация кадров. Целесообразность здесь очевидна.

Второе — участие охраны в части документооборота предприятия. Т. е. наши сотрудники на определенном этапе отгрузки товарно-материальных ценностей участвуют в контроле вместе с кладовщиками. Внедрение этого принципа снизило уровень хищений весьма ощутимо.

Третий принцип — внедрение современных инженерно- технических средств. Эту цель мы реализуем в самом тесном контакте с дирекцией по безопасности ОАО «АВТОВАЗ». Дирекция ставит задачи — мы их решаем. В каких-то вопросах самостоятельно. В других — при участии завода.

Что касается политики, то это не наш вопрос. Наша т. н. «политика» укладывается в простую формулу: интересы заказчика на первом месте, отношения с заказчиком — прозрачные, критерии оценки нашей эффективности — ясные, количественно-измеряемые, безопасность -на профессиональном уровне. Т. е. во главе угла клиент и его интересы.

Понимаете, у нас работают в основном люди, в прошлом носившие погоны и знающие, что такое дисциплина и честь. Как бы пафосно это ни звучало!

- Безопасность на ВАЗе всегда была вопросом острым. Достаточно вспомнить т. и. лихие 90-е. Когда «Ростехнологии» зашли на предприятие, вопрос организации охраны стал одним из главных. ООО «ВСБ-консалт» получило заказ на организацию охраны почти сразу после прихода госкорпорации. Как вам это удалось?

- Вспоминать сегодня 90-е, я думаю, бессмысленно. Сегодня вопросы безопасности — это высокотехнологичный, интеллектуальный процесс, направленный на минимизацию деятельности т. н. несунов. Причем речь идет и о единичных выносах и о попытках вывозить детали грузовиками. В 90-е речь шла о банальной физической защите предприятия с оружием в руках. Меняется время — меняются задачи.

Важный фактор — в 2009 г. вступили в силу поправки к ФЗ №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности», запрещающие предприятиям иметь собственные службы безопасности и быть учредителями частных охранных организаций. В результате у многих крупных компаний возникла необходимость в сторонней охране. Требования к охране предъявляются самые жесткие.

Другой фактор — завод избавлялся от несвойственных ему функций. Непрофильную деятельность ВАЗ отдавал на аутсорсинг. На аутсорсинг было решено отдать и вопросы охраны. С приходом «Ростехнологий» на ОАО «АВТОВАЗ» предприятие сосредоточилось на производстве и продаже автомобилей. Что касается ВСБ, то организация выиграла тендер.

- Как давно вы занимаетесь безопасностью и, в частности, охраной АВТОВАЗа?

- До прихода в охранный бизнес я служил в органах госбезопасности. Безопасностью ОАО «АВТОВАЗ» лично я занимаюсь с мая 2007 г. На завод пришел по приглашению представителей группы «Ростехнологии» на должность первого заместителя директора по безопасности ОАО «АВТОВАЗ».

Когда назрел вопрос смены охраны, передачи этих функций на аутсорсинг, возникли новые задачи. Большое количество людей было сосредоточено в Управлении безопасности промышленных объектов (УБПО). Их надо было перевести в частную охранную организацию (ЧОО), причем люди не должны были потерять социальные гарантии. Бизнес в любом случае должен быть социально ориентирован и нацелен на людей. Сотрудники не должны потерять ни зарплату, ни социальные льготы, которые они имели.

Но одно дело, когда человек трудоустроен на заводе, на флагмане автопрома, в градообразующем предприятии. Другое дело — ЧОО.

После того как в результате тендера определился подрядчик, надо было показать пример, что переход с завода в частную организацию -это не страшно. Первый шаг сделал я — пошел в «ВСБ-консалт» исполнительным директором по охране ОАО «АВТОВАЗ».

Фактически я сосредоточился на организации почти тех же функций, что у меня были на заводе. В итоге значительная часть людей перешла в ВСБ, некоторые уволились. Тем, кто перешел, сохранили прежние зарплаты, все гарантии.

- Охранять АВТОВАЗ ваша компания начала в 2010 г. Какие требования к безопасности предъявлялись?

- В 2010 г. мы, как я уже сказал, выиграли тендер на оказание охранных услуг для предприятий ОАО «АВТОВАЗ». Требования к нам формирует дирекция по безопасности предприятия. Они четкие и жесткие. В соответствии с ними была выстроена общая система охраны, функционирующая и сегодня. О ней я уже говорил. Работа по совершенствованию безопасности ведется постоянно.

Например, дирекция по безопасности АВТОВАЗа внедряет инспекционно- досмотровый комплекс, позволяющий «просвечивать» всю машину целиком, как багаж в аэропорту. Таким образом, различные тайники будут видны как на ладони и хищения с помощью фальшперегородок в грузовиках, двойного дна и т. п. могут уйти в прошлое. Установка весового хозяйства, фиксирующего вес транспортных средств на въезде/выезде, работает на решение тех же задач. Строится новый, современный КПП, оснащенный по последнему слову техники и соответствующий мировым стандартам. «ВСБ-консалт», со своей стороны, внедряет систему дополнительной мобильной видеорегистрации к уже имеющейся на заводе. Кроме того, металлоискатели, шипы против несанкционированного выезда «Лиана», более известные как «ежи»... Совместно с дирекцией мы проводим сверки данных в информационной системе завода с нашими учетами. По каждому расхождению, если таковые находятся, проводим расследования и выявляем причины. Хотя пока таких расхождений не было — системные хищения с приходом «Ростехнологий» ушли в прошлое. Периодически выявляются единичные попытки вывоза и выноса товарно-материальных ценностей. Но это единичные попытки, несопоставимые с тем, что было лет десять назад.

- Это довольно затратные мероприятия...

- Затратные. Но этот тот случай, когда овчинка стоит выделки. Завод заинтересован в максимальном снижении уровня хищений. Мы заинтересованы в работе с крупным и авторитетным предприятием. Поэтому мы стараемся показывать достойный уровень работы, постоянно наращиваем материально-техническую базу нашей охранной организации.

В настоящий момент наш автопарк насчитывает более 30 автомобилей. И это целиком наша задача, которую мы решаем без участия завода. Планирование, закупка спецоборудования и пр. лежат также на наших плечах, это все входит в стоимость охранных услуг, и дополнительные расходы, связанные с развитием материально-технической базы охранной организации, завод не несет. На собственные средства мы закупаем дополнительные системы контроля, видеонаблюдения и видеофиксации, специальное механическое оборудование и т. д. Идет постоянный процесс совершенствования безопасности. Это касается и материально-технической стороны вопроса, и человеческого фактора. Работа с персоналом — отдельная песня. Более 1000 сотрудников, работающих вахтовым методом. Это не только вопросы организации и логистики, но и набор сотрудников, их обучение.

Работа в охране — это не только трудный физический труд, связанный с досмотром транспортных средств и рабочих предприятия, но и определенный уровень других квалификаций: знание ПК, умение работать с бухгалтерской документацией, с системами видеонаблюдения и другими техническими средствами. Не все выдерживают подобную нагрузку и соответствуют предъявляемым требованиям. Поэтому есть и некоторая доля текучки кадров. Есть вопросы и чистоты рядов. Полностью исключить человеческий фактор, увы, нельзя. Но стремиться к этому необходимо. Поэтому в нашем штате есть психологи, используем полиграфы, в постоянном режиме работает служба собственной безопасности.

- Тем не менее, несмотря на все средства и методы, которые вы перечислили, — «несуны» еще остались. Как можно оценить ущерб от их деятельности?

- Это вопрос к дирекции по безопасности ОАО «АВТОВАЗ». Нам отвечать на этот вопрос было бы не совсем корректно. Систематизацией таких данных занимается заказчик. Но о частных примерах говорить можно.

Например, в феврале через КПП одного из корпусов сотрудниками нашей охранной организации был задержан КАМАЗ, на котором пытались вывезти автодетали по дубликату накладной на сумму около 500 тыс. р.

В апреле на транспортных воротах КАМАЗ, вывозящий емкости для воды, пытался вывезти в этих емкостях детали на сумму более 2 млн р.

В конце мая на том же месте предотвратили хищение на сумму 2,2 млн р. — автодетали пытались вывезти на МАЗе.

Все инциденты были зафиксированы, теперь ими занимаются правоохранительные органы. Одно могу сказать точно: с приходом нового менеджмента на заводе существенно уменьшились объемы хищений. Системные хищения и вовсе ушли в историю.

- Насколько конкурентен на сегодняшний день охранный бизнес?

- Охранный бизнес на сегодняшний день в Самаре, в Самарской обл., да и по всей стране в целом достаточно насыщен, конкурентен. Наряду с цивилизованной конкуренцией есть и не вполне нормальная, когда в целях вытеснения той или иной структуры пытаются дискредитировать компанию посредством разного рода провокаций, информационных вбросов через средства массовой информации, блоги и т. д. Защита от этого может основываться только на профессиональном выполнении договорных обязательств, добросовестной репутации и информационной открытости.

- Заказчик не против такой открытости?

- Мы работаем в тесной связке с дирекцией по безопасности ВАЗа. Это гарантирует нам четкость постановки задач, а заводу — прозрачность и качество выполнения этих задач и снижение объемов хищений. В общем, ориентируемся на заказчика. Иначе и быть не может.