Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (424) | 9 июля 2012г.
 

Мусороразвод

Чиновникам невыгодно приводить нормативы по КГО в соответствие реалиям

Егор Кошеров

25 июня председатель Думы г. о. Тольятти (ТГД) Алексей ЗВЕРЕВ сообщил, что в ближайшем будущем ожидается принятие ряда решений по поводу увеличения норм накопления отходов, в т. ч. крупногабаритных (КГО). Увеличение этих норм для Тольятти позволит избежать накопления гор мусора в жилых кварталах. Пока же мэрия города дистанцируется от решения проблемы вывоза сверхнормативного КГО, но при этом не забывает штрафовать УК.

9 лет без перемен

Проблема возникла ввиду того, что реальное образование отходов, например, КГО, в Тольятти выше, чем расчетное количество по нормативам. Эти нормативы были утверждены еще 9 лет назад (см. «Хронограф» №23 (422) от 25.06.12). Сделано это было на основании постановлением мэра г. Тольятти №153-1/п от 24 ноября 2003 г. Норматив подразумевал, что в среднем на человека должно было образовываться в год до 0,17 куб. м КГО. В Самаре этот норматив выше в полтора раза, в Москве — почти в три раза.

Основным и очень наглядным доказательством того, что сегодня для Тольятти этот норматив можно считать весьма заниженным, служит состояние контейнерных площадок, расположенных у многоквартирных домов (МКД). Особенно это касается Центрального р-на Тольятти, где в большом количестве расположены частные дома. Так, на контейнерной площадке у дома по ул. К. Маркса, 17, которая обслуживает три соседних МКД, по нормативу каждую неделю должно накапливаться и вывозиться 1,39 куб. м КГО. Однако рядом находятся частные дома, и, по предоставленным ООО «УК №3» данным, на самом деле с этой площадки еженедельно вывозится около 30 куб. м, что почти в 22 раза больше норматива.

Как отмечают в УК №3, на контейнерную площадку на ул. Комзина, 29, жители соседних коттеджей после весенней обрезки деревьев единовременно привезли 85 куб. м КГО при годовой норме вывоза чуть более 30 куб. м.

Такие показатели превышения образования КГО наблюдаются далеко не на каждой контейнерной площадке. Судя по всему, это зависит от того, сколько граждан в реальности проживает на той или иной территории. Однако если говорить о Центральном р-не, то здесь фактическое накопление КГО в среднем выше нормативного на 45%, а на площадках, прилегающих к частному сектору, — на 65%.

Чиновничья арифметика

Если УК будут вывозить КГО в объеме, исключительно соответствующим действующему нормативу, то город неминуемо окажется захламлен мусором. Примерно то же самое произошло в Жигулевске. Чтобы не доводить ситуацию до этого, мэрия должна компенсировать УК реально затрачиваемые средства в соответствии с количеством вывозимого на полигон КГО. Это количество может быть установлено по фактическому вывозу мусора за предшествующий год, по данным специализированного полигона.

Судя по всему, в мэрии не настроены на конструктивный диалог. По крайне мере первый заместитель мэра г. о. Тольятти Алексей Бузинный на запрос «Хронографа» об этой проблеме дал формальную отписку:

В мэрии упорно не хотят решать проблемы крупногабаритных отходов
В мэрии упорно не хотят решать проблемы крупногабаритных отходов

«Норма накопления крупногабаритного мусора разработана Академией коммунального хозяйства им. Памфилова в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР», путем проведения инженерных расчетов и соответствует фактическому объему образования отходов от населения».

«Рекомендации», на которые сослался Бузинный, были разработаны еще в 1982 г. По ряду объективных причин они не могут отражать современной ситуации. Граждане стали чаще менять мебель, проводить ремонт и перепланировку жилых помещений и т. д. Все это ведет к увеличению объемов КГО. Косвенно это подтвердил и сам Бузинный: «Объем вывезенного крупногабаритного мусора от многоквартирного жилого фонда в 2010 г. составил 97 722 куб. м, в 2011 г. -114 552 куб. м». Т. е. только за один год объем вывезенного КГО вырос на 17 тыс. куб. м (18% в год!). Правда, при этом не упомянуто, что объемы считались по принятым администрацией нормам, а не по фактическому объему вывоза КГО управляющими компаниями, вынужденными вывозить мусор на полигоны за свой счет.

В отличие от мэрии, депутаты ТГД демонстрируют понимание ситуации. «На очередном заседании рабочей группы по вопросам оптимизации тарифной политики и организации работы жилищно-коммунального хозяйства в г. о. Тольятти, созданной в думе, планируется рассмотреть вопрос об изменении норм накопления ТБО и КГО в г. о. Тольятти», -сообщил председатель ТГД Алексей Зверев. Также он проинформировал о том, что еще во время работы согласительной комиссии при обсуждении бюджета города на 2012 г. прорабатывался вопрос увеличения этих норм. Было это в конце 2011 г.

29 июня состоялось упомянутое Алексеем Зверевым заседание рабочей группы. По представленным на нем данным со стороны УК объемы вывозимого компаниями КГО в 2011 г. превысили нормативы на 30%, а в домах УК №3, прилегающих к частному сектору, — в среднем на 65%. Из озвученной на рабочей группе информации стало известно, что разброс реальных значений объемов вывозимого мусора по разным контейнерным площадкам отличается более чем в 20 раз.

Причем, как отметили специалисты, проверить реальные объемы вывозимого КГО для мэрии не составляет труда — все данные есть и на полигоне КГО, и в УК.

Остается загадкой, что же мешало мэрии Тольятти хотя бы создать видимость заботы о решении данного вопроса.

Норма на штрафы

Постановление Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 г. «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» гласит:

«Крупногабаритные отходы, старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т. п. должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом». С учетом того, что многие действующие контейнерные площадки принадлежат муниципалитету, именно он должен заботиться об организации мест складирования КГО.

Однако подавляющее большинство контейнерных площадок не имеют специально отведенных огороженных площадей для накопления КГО, и, несмотря на многократные обращения УК, органы местного самоуправления, судя по всему, даже не собираются огородить места для накопления КГО. В результате УК оплачивают штрафы, выписанные административными комиссиями районных администраций за накопление КГО на площадках сверх меры.

Вероятно, текущее положение дел дает административным комиссиям при администрациях районов возможность определять меру накопления чуть ли не на «собственный вкус». Кроме того, административные комиссии, как отмечают работники УК, любят проверять контейнерные площадки сразу после выходных, хотя графики вывоза КГО ориентированы только на рабочие дни.

Несложно догадаться, что именно в выходные дни люди более всего предпочитают заниматься работами по дому, а следовательно, и выбрасывать КГО. Получается, что муниципалитет может не только не доплачивать УК за реальные объемы работы по вывозу КГО, но и при этом заработать на штрафах. Учитывая, что у административных комиссий наверняка существует план по штрафам, возникает вопрос: а не намеренно ли мэрия создала и удерживает такую ситуацию?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЗВЕРЕВ, председатель ТГД

- На заседании согласительной комиссии по проекту бюджета г. о. Тольятти на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. мэрии было предложено представить предложение об изменении норм накопления отходов. На основании данной рекомендации мэрией подготовлен и проходит процедуру согласования проект постановления «Об утверждении генеральной схемы очистки территории г. о. Тольятти», предусматривающей увеличение указанных норм.

Алексей БУЗИННЫЙ, первый заместитель мэра г. о. Тольятти

- Ответственность за складирование, хранение имущества, земли, отходов производства и потребления за пределами территории, установленной для складирования и (или) хранения, или сброс отходов производства и потребления (в том числе бытовых отходов, мусора) за пределами специально отведенных и оборудованных для этих целей территорий предусмотрена ст. 4.5 Закона Самарской обл. «Об административных правонарушениях на территории Самарской обл.». При выявлении фактов нарушения и привлечения виновных лиц к административной ответственности управляющие организации могут обратиться в районные администрации г. о. Тольятти, общественную приемную мэрии, департамент городского хозяйства мэрии.