Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (423) | 2 июля 2012г.
 

Уравнение для Безрукова

Новому министру промышленности предстоит стать равноудаленным

Егор Кошеров

Новый министр промышленности и технологий Самарской обл. Сергей БЕЗРУКОВ — фигура корпоративная. Много лет проработал на руководящих должностях в структурах Группы «Тяжмаш». После его назначения на министерский пост в правительство отдельные бизнес-группы в ближайшее время могут оказаться заинтересованы в том, чтобы сформировать ему образ лоббиста Группы «Тяжмаш».

Такое развитие событий способно отразиться нелучшим образом на имидже главы региона, как на человеке, который призвал Безрукова на работу в правительство. Велика вероятность, что те, кто по каким-либо причинам может оказаться недоволен действиями губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, попытаются разыграть эту карту. В этой связи важно, чтобы Министерство промышленности заняло позицию равноудаленного органа от интересов различных бизнес-групп. К чему может привести развитие событий в случае, если этого не сделать, можно увидеть на примере Ростовской обл.

Ростовская обл. уже имеет опыт работы лоббиста интересов Группы «Тяжмаш» в правительства. Бенефициар Группы «Тяжмаш» Сергей Трифонов в 2010 г. получил назначение на должность вице-губернатора Ростовской обл. Сразу после назначения он взялся курировать блок вопросов, связанных с энергетикой, ЖКХ, промышленностью. В итоге получили продвижение ранее зависимые от него компании. Это вызвало не только волну возмущения других участников рынка, но и дало повод для прокурорского реагирования. В итоге губернатор Ростовской обл. был вынужден несколько скорректировать пул курируемых Трифоновым вопросов.

В Самарской обл. есть лица, которые могли бы иметь интерес к тому, чтобы в последующем сделать Безрукова заложником образа лоббиста узкого круга компаний, сориентированных на Тяжмаш.

Для них в данной работе будет важен не факт последующего смещения Безрукова, а скорее, наоборот, — стремление сделать его зависимым от себя. Это позволит им в дальнейшем влиять на политику губернатора посредством воздействия на Безрукова.

Механизм такой многоходовой комбинации прост. Сегодня в подчинении министра Безрукова три управления: управление нефтехимического комплекса в статусе заместителя министра возглавляет Виктор Мерджанов, управление машиностроительного комплекса в статусе заместителя министра возглавляет Иван Бабушкин, проектное управление возглавляет Максим Баров. В ведении министерства — лицензирование заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов.

Мерджанов и Бабушкин работают в структурах этого министерства очень давно, их считают креатурами холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). У ВПГ в Самарской обл. всегда имелись серьезные бизнес-интересы в отраслях машиностроения и нефтехимии. Сегодня бенефициар ВПГ Владимир Аветисян даже возглавляет самарское региональное отделение (СРО) общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» (Союзмаш), может оказывать влияние на формирование общественного мнения в этой области. Пятеро из одиннадцати членов совета СРО «Союзмаш» являются лицами, аффилированными структурам ВПГ.

Что касается нефтехимического комплекса, то достаточно вспомнить времена, когда структуры ВПГ напрямую владели активами на тольяттинском и новокуйбышевском кусте химпредприятий. Соответственно Мерджанов и Бабушкин, будучи руководителями второго эшелона в Минпроме, могут влиять на политику министерства.

Уровень их профессионализма достаточен для того, чтобы министр Безруков начинал ощущать их незаменимость. После того как это случится, он попадет в незримую зависимость от них. В итоге через эту зависимость ВПГ, не получивший в обновленном правительстве ни одного портфеля, получит возможность влиять на политику губернатора через министра промышленности.

На данном этапе пока еще очень легко не дать развиться этой комбинации. В самом начале работы министром Безрукову потребуется демонстративно дистанцироваться от структур Тяжмаша. Убедительнее всего это можно было бы сделать в виде демонстрации своей лояльности по отношению к другим крупным промышленным группам Правобережья. Этого сегодня от него никто не ждет, даже политические конкуренты Тяжмаша на Правобережье. Тем эффектнее будет ход по демонстрации принципа равноудаленности. Следующим шагом вполне может стать смена второго эшелона руководящего состава в Минпроме.

Причем недостатков в новых кандидатурах быть не должно. Для обновления руководства в управлении нефтехимического комплекса могла бы развернуться здоровая конкуренция между кандидатурами от структур химического комплекса Тольятти и Новокуйбышевска. В случае с управлением машиностроительного комплекса, здесь две группы — автопром и оборонпром.