Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (423) | 2 июля 2012г.
 

Пожили в долг

Кандееву предстоит упразднить зависимость от займов

Егор Кошеров

После назначения на должность министра управления финансами Самарской обл. Сергея КАНДЕЕВА (на фото) можно ожидать изменения некоторых принципов финансовой политики, ранее считавшихся в самарском Минфине приоритетными. Представляя в СГД 19 июня нового министра, губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН выразил удивление тем, что такой регион, как Самарская обл., из года в год предпочитал наращивать долговые обязательства перед различными кредитными организациями.

При прежнем министре управления финансами Самарской обл. Павле Иванове предпочтение отдавалось принципу — жить взаймы. Необходимость заимствовать средства возникает в случае отсутствия собственных средств для покрытия дефицита бюджета. Причем сам факт планирования бюджета с дефицитом вовсе не является чем-то заведомо плохим. Ведь его покрытие вполне может быть осуществлено за счет собственных источников доходов.

В обоснование этого принципа указывалось, что формирование бюджета с заранее запланированным дефицитом в рамках дозволенных законодательством размеров является элементом реализации стратегии бюджета-развития. Базировалась эта стратегия, как это и положено, на теоретических разработках ученых экономистов. Отмечалось, что реализация программ развития региона не может иметь перспектив, если опираться только на доходы, полученные в рамках планового исполнения бюджета. Логика тут очень простая. Доходы в бюджет поступают постепенно в течение года, а заемные средства можно получить единовременным крупным траншем в начале года и потратить их на погашение кассового разрыва, который мог бы появиться ввиду расходования средств бюджета на проекты развития. После чего в течение месяца по мере поступления доходов в бюджет производить расчет с кредитором. Законодательству это не противоречит.

Способность получать заемные средства в Минфине называли не иначе как показатель надежности Самарской обл. в качестве заемщика, а сам процесс — формированием положительной кредитной истории. С другой стороны, разработка бюджета с заведомо запланированным дефицитом позволяет заложить в расходную часть бюджета статьи, которые при определенных обстоятельствах сложно было бы назвать жизненно важными. Зачастую под этой вывеской могут быть включены в бюджет расходы, которые в первую очередь выгодны определенным бизнес-группам, а не региону в целом.

Анализ бюджета области за последние пять лет позволил выявить определенную закономерность. Практически каждый год по итогам исполнения бюджета дефицит оказывался выше, чем был заложен изначально при планировании бюджета. При проектировании бюджета области на 2008 г. закладывался дефицит в размере 9,2 млрд р., по итогам исполнения бюджета он вырос до 13,3 млрд р. В 2009 г. дефицит вырос с проектных 7,8 млрд р. до итоговых 12,1 млрд р. В 2010 г. — с нуля до 6,4 млрд р. В 2011 г. — с 5,5 млрд р. до 13,8 млрд р. В 2012 г. дефицит бюджета заложен на уровне 10,4 млрд р. Можно предположить, что при сохранении за Ивановым должности министра управления финансами по итогам 2012 г. дефицит мог бы оказаться рекордным по своему значению.

Этот анализ также показал, что бюджетный дефицит, как правило, почти всегда сопровождался наращиванием заимствований.

Это имеет побочный эффект — обслуживание долга требует дополнительных расходов бюджетных средств. И чем выше долговые обязательства, тем выше объем расходов на их обслуживание. Самарский опыт, как, впрочем, и весь мировой, показывает что из года в год зависимость от жизни в долг только крепнет, а размер обязательств имеет тенденцию к росту. К чему в конечном итоге приводит эта стратегия, можно видеть на примере кризиса в еврозоне.

Есть еще одна негативная черта роста расходов на обслуживание долговых обязательств бюджета. Размер таких обязательств бюджета Самарской обл. превосходит параметры расходных обязательств по некоторым целевым программам социально-экономической направленности и даже превышает уровень бюджетов муниципальных округов. Т. е. то, что уходит кредитным организациям в качестве оплаты процентов, могло бы пойти на нужды населения. Причем размер установленного в облбюджете предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Самарской обл. при министре Иванове в 2012 г. достиг 2,43 млрд р. Это превышает размеры расходов бюджета таких городов, как Сызрань (расход бюджета города на 2012 г. — 2,36 млрд р.) или Новокуйбышевск (расход бюджета города на 2012 г. — 1,66 млрд р.).

Динамика роста расходов облбюджета на обслуживание госдолга Самарской обл. за последние 5 лет выглядит впечатляюще. По итогам 2008 г. на это было потрачено 1,2 млрд р., в 2009 г. -1,8 млрд р., в 2010 г. -1,9 млрд р., в 2011 г. — 2,01 млрд р. Таким образом, с 2008 г. по 2012 г. включительно рост по этому направлению расходов облбюджета превысил 100%.

Чтобы сломить эту тенденцию, новому министру Сергею Кандееву, скорее всего, не обойтись без решения кадровых вопросов в своем ведомстве.