Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (423) | 2 июля 2012г.
 

Неработающая методика

Система работы с детскими лагерями и санаториями дала сбой

Сергей Ромашов

1 июля в структуре правительства Самарской обл. появилось новое ведомство — Министерство социально-демографического развития под руководством Марины АНШМОНОВОЙ. Новая структура образовалась после разделения Министерства здравоохранения и социального развития Самарской обл. Данные меры призваны снизить нагрузку на облминздрав и решить ряд образовавшихся в области проблем. В частности, ведомству Антимоновой предстоит разобраться с ситуацией вокруг детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), многие из которых оказались заложниками действующей законодательной системы и вынуждены терпеть убытки.

Поделят полномочия

Как говорится в сообщении пресс-службы правительства Самарской обл., разделение обязанностей Мин-здравсоцразвития связано с тем, что сегодня министерство «несет значительную нагрузку», а сочетание в рамках одного органа исполнительной власти сразу нескольких функций «признано нецелесообразным». С 1 июля 2012 г. обязанности по социальной защите и демографическому развитию области, а также по защите семьи и детства на территории Самарской обл. были возложены на сформированное Министерство социально-демографического развития Самарской обл. С 27 апреля на должность министра социально-демографического развития была назначена Марина Антимонова.

Ведомству предстоит привести в порядок методику заключения контрактов с детскими лагерями и санаториями на обслуживание детей. Три года назад данные организации работали с фондом социального страхования, но впоследствии заказчик сменился на Минздравсоцразвития и контракты с лагерями и санаториями стали заключать на основе торгов. К 2012 г. получилось так, что основными победителями тендеров являются те учреждения, которые предлагают наименьшую стоимость за свои услуги. В конкурсных условиях вопросу цены отведена решающая роль. При этом в конкурсной документации четко не прописано то, из чего данная стоимость формируется.

Хромая наполняемость

На сегодняшний день сложилась непростая ситуация, когда организации, предлагающие более качественные и, соответственно, дорогие услуги, оказались менее конкурентоспособны, чем небольшие лагеря с ограниченным набором услуг. С одной стороны, таким образом Минздравсоцразвития увеличил охват и количество отдыхающих детей. Этим летом оздоровительная кампания проходит в нескольких десятках учреждений отдыха и в 19 санаториях и санаторных лагерях. Кроме того, в лагерях с дневным пребыванием детей при школах Самарской обл. открыты 710 смен. В них проводят время порядка 45 тыс. школьников.

На детском отдыхе экономить нельзя
На детском отдыхе экономить нельзя

С другой стороны, большое количество отдыхающих при низкой стоимости услуг не может положительно влиять на качество работы с этими детьми. А ведь социальное направление является приоритетным и это не та область, где нужно экономить. Сегодня же получается так, что наиболее серьезные и укомплектованные лагеря и санатории Самарской обл., оказывающие самые качественные услуги, вынуждены терпеть убытки. Более того, Минздравсоцразвития не отделяет детский отдых от оздоровления, и приоритет отдается лагерям. А детским оздоровительным учреждениям, которые больше ориентированы на лечение, летом 2012 г. вынуждены простаивать. Часть из них, которые еще в 2011 г. работали по основному профилю, в этом году вынуждены оказывать услуги оздоровительно-развлекательного характера. «В этом году у нас плохая наполняемость детьми. Мы простаиваем 4,5 месяца в этом году, такого никогда раньше не было при работе с фондом социального страхования. Это мы будем обсуждать с нашим новым министром. Лагеря стоят, мы теряем штат, теряем людей. Мы вынуждены выплачивать зарплаты, практически не имея средств. Это очень сложно», — отмечает директор ООО СОК ДОЦ «Россия» Виктория Гришкова.

Существует и другая проблема. Минздравсоцразвития заключает договоры с учреждениями поквартально, а не на весь год, как было ранее. В связи с этим в круглогодичных лагерях и санаториях невозможно выстроить системную работу, продумать наличие кадров и т. д. Когда многие учреждения работают в безостановочном режиме, вышеупомянутый подход к заключению контрактов неэффективен.

Тендерная карусель

Таким образом, практика 2012 г. показывает, что правила тендерной политики в случае с организацией детского отдыха и оздоровления работать не могут. Подобная схема торгов не может быть применима ко многим направлениям. К примеру, в Министерстве образования Самарской обл. это понимают и давно разработали собственную методику распределения бюджетных средств.

Так, специальные комиссии проводят исследование каждого вуза и определяют, сколько человек каждое учреждение способно обучить на качественном уровне. Исходя из этой цифры определяется количество бюджетных мест. И если раньше подобная методика применялась только к государственным вузам, то в соответствии с новыми правилами в 2012 г. впервые на бюджетные места могли претендовать и коммерческие учреждения.

Без внедрения подобных механизмов к следующему году ситуация может обостриться еще больше и привести к волне недовольства среди учреждений, специализирующихся на детском отдыхе. Примером может служить скандал, который произошел в октябре 2011 г. в Москве. Научные сотрудники устроили массовую акцию протеста против применения Закона о госзакупках в отношении науки. Из-за условий тендеров ученые получают необходимые препараты только через полгода.

Возможно, сформированное в правительстве Самарской обл. Министерство социально-демографического развития в ближайшее время займется разработкой более подходящей методики для работы с санаториями и лагерями. Директор одного из таких учреждений предлагает продумать систему диспансеризации детей, как это было, по большому счету, в СССР. Понятно, что вышеупомянутая система не даст сразу положительных результатов, но через 5-7 лет эффект появится однозначно. Не исключено, что одну из подобных идей министерство возьмет на вооружение и выход из сложившейся ситуации все же будет найден.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Виктория ГРИШКОВА, директор ООО «СОК» ДОЦ «Россия»

- Сейчас произошло разделение Министерства здравоохранения и социального развития на два ведомства. Старые люди ушли, приходят новые, и мы еще не знакомы с ними. Неизвестно, что нас ожидает в будущем, возможно, будут какие-то большие изменения. Мне кажется, что говорить о ситуации вокруг организации летнего оздоровительного отдыха еще рано. В июле у нас должна произойти встреча с новым министром социально-демографического развития Самарской обл., после которой уже можно делать какие-то выводы. По крайней мере, мы ожидаем лучшего от нового министра.

Владимир БЕЛЯЕВ, директор МУП Пансионат «Звездный» г. Тольятти

- Для того чтобы сохранить объект, нужно, чтобы цена была на должном уровне. И качество должно в первую очередь оцениваться на конкурсе. Сюда входят и условия питания, и уровень лечения и т. д. А у нас сегодня главное условие конкурса — это цена. Т.е. примерно 80% — цена, а остальное — качество. Это продолжается примерно три года, с тех пор как закрылись фонды. Сначала были одни условия, теперь заказчик сменился — сменились и требования. Мы же не можем спорить с заказчиком. Министерство заказывает столько, сколько им надо. Это их право. Но увеличения финансирования на детскую оздоровительную кампанию я не ощутил.