Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (423) | 2 июля 2012г.
 

Почти миллиард -в рекламу

Работа Буренкова обошлась АВТОВАЗу слишком дорого

Сейдамет Абреков

28 июня состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». При ознакомлении с отчетом работы компании за 2011 г. внимание акционеров привлек объем расходов на рекламу — 819 млн р. Получается, что ежедневно, включая праздники и выходные, на рекламу на АВТОВАЗе тратили в среднем более 2,2 млн р. По сравнению с прошлым годом эти расходы выросли в 2,2 раза, что в 20 раз превысило темпы роста производства автомобилей. За формирование рекламного бюджета АВТОВАЗа ответственен директор по внешним связям Игорь БУРЕНКОВ (на фото).

Совет директоров был переизбран в том же составе, отчеты утверждены, сделки одобрены. При этом собрание акционеров АВТОВАЗа шло с участием губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. Судя по всему, его присутствие на собрании акционеров АВТОВАЗа вызвано необходимостью непосредственно вникать в суть проблем крупнейшего предприятия Самарской обл. Николай Меркушкин получил возможность лично ознакомиться с отчетностью АВТОВАЗа, чтобы иметь полное представление об истинном положении дел на предприятии.

Ряд показателей АВТОВАЗа действительно обращает на себя внимание. Из раскрытой бухгалтерской отчетности АВТОВАЗа за 2011 г. стало известно, что компания потратила на рекламу 819 млн р. Формирование рекламного бюджета АВТОВАЗа не может идти без участия директора по внешним связям Игоря Бурнекова. В частности, именно ему приписывается авторство идеи рекламной кампании «Разница? Разница есть!».

Главной целью рекламы является стимулирование продаж. Судя по отчетности АВТОВАЗа, рост продаж произошел. Но если увеличение в 2010 г. по сравнению с 2009 г. прошло более чем на 204 тыс. автомобилей при снижении затрат на рекламу на 307 млн р., то рост продаж в 2011 г. в сравнении с 2010 г. произошел куда более скромный — всего на 63 тыс. автомобилей, или на 11%.

Рекламный бюджет при этом вырос более чем в 2,2 раза — до 819 млн р. Получается, что на протяжении 2011 г. на АВТОВАЗе сумели каждый день тратить на рекламу по 2,2 млн р., включая все праздники и выходные. Динамика роста рекламного бюджета опередила динамику роста продаж в 20 раз.

Аналогичная ситуация и по другим показателям, которые можно отнести к производственным. Для оценки стоит взять показатели, также как и затраты на рекламу, отраженные в статье «коммерческие расходы». К примеру, транспортные расходы возросли на 49% — до 4 млрд р. Расходы на упаковку готовой продукции на 16% — до 790 млн р. Услуги сторонних организаций на 10% до 349 млн р. Т. е. затраты, которые напрямую сопровождают процесс производства продукции, росли весьма умеренно.

Поэтому столь бурный рост рекламного бюджета АВТОВАЗа не может не вызывать вопросов. Игорь Буренков попытался сделать акцент на том, что на АВТОВАЗе якобы в разы повысилось качество продукции. При этом такая информация была озвучена акционерам устами президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова. Подготовка доклада Комарова не могла идти без Буренкова.

«Качество двигателей и коробок передач автомобилей LADA Kalina и LADA Priora улучшилось в три раза. И хотя по закупаемым компонентам качество улучшилось в восемь раз, нам предстоит еще очень многое сделать», — доложил акционерам Комаров.

Методология определения увеличения качества за год в разы, которую применили на АВТОВАЗе, остается неизвестной. Вместе с тем нелишним будет вспомнить об отзыве из-за проблем в топливной системе 70 тыс. автомобилей LADA Kalina и 24 тыс. LADA Granta, который как нельзя лучше характеризует вазовское качество (см. «Хронограф» №16 (415) от 02.05.12). Стоит лишь догадываться, что, когда на АВТОВАЗе говорят о повышении качества, речь, вероятно, идет о снижении количества обращений в сервисную службу со стороны владельцев автомобилей.

Если это так, то снижение этого показателя произошло во многом за счет того, что большое количество бывшей в употреблении вазовской техники было сдано по программе утилизации. Проще говоря, в целом по стране вазовская техника стала моложе. Чем моложе автомобиль, тем меньше его приходится ремонтировать. Отсюда и снижение в разы обращений в сервисные службы.

Комментарии

Игорь КОМАРОВ, президент, член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»

- Растет степень влияния на информационные материалы, выходящие в СМИ. Количество позитивных публикаций об АВТОВАЗе продолжает расти, и мы продолжаем активно работать в информационном поле, используя все виды современных коммуникаций. Выставка «АВТОВАЗ. Люди и машины» стала одним из знаковых мероприятий прошлого лета.

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- АВТОВАЗ, как и другие автопроизводители, работает в конкурентной среде. Поэтому креатив, средства ведения рекламных кампаний, использование и выбор СМИ, акций и мероприятий, бюджеты, методы и пр. — все составляющие стратегии продвижения брендов АВТОВАЗ и LADA, а также вывода на рынок и продаж автомобилей LADA являются коммерческой информацией.