Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (423) | 2 июля 2012г.
 

Ребус для партии власти

ЕР придется постараться для сохранения доминирования в ДГОС VI созыва

Егор Кошеров

До 1 ноября на официальном сайте Думы г. о. Самара (ДГОС) будет продолжаться сбор мнений горожан по вопросу изменения процедуры формирования депутатского корпуса. Речь идет об увеличении численности депутатов с 35 до 50, а также переходе с мажоритарной на смешанную избирательную систему избрания депутатов. Новый формат должен одновременно усилить фракционную дисциплину и снизить влияние местных ФПГ на работу думы. При этом партии «Единая Россия» (ЕР) придется серьезно поработать для сохранения статуса «партии власти».

В октябре 2015 г. состоятся выборы депутатов ДГОС VI созыва. В систему, по которой сегодня происходит формирование депутатского корпуса, предстоит вносить изменения с целью приведения местных норм к федеральному законодательству. Прежде всего, речь идет о переходе от мажоритарной к смешанной избирательной системе. При действующей системе выборов формирование думы осуществляется по 35 одномандатным округам. Согласно результатам опроса на 15 июня, размещенным на официальном сайте ДГОС, за внедрение смешанной избирательной системы с открытыми списками кандидатов проголосовало 94% опрошенных. Сама смешанная избирательная система уже зарекомендовала себя в Думе г. о. Тольятти, в СГД. В г. о. Сызрань в устав города уже внесены соответствующие изменения. В ближайшее время будет внедряться этот принцип в других муниципальных образованиях Самарской обл. Источники склоняются к тому, что следующий созыв ДГОС будет формироваться из 50 депутатов, 25 из которых будут избираться по одномандатным округам, оставшиеся — по единому городскому избирательному округу в составе партийных списков.

Как может выглядеть обновленная ДГОС, можно предположить на основе результатов выборов в СГД в декабре 2011 г. По десяти самарским округам ЕР набрала почти 42%, КПРФ — 21%, ЛДПР -16%, «Справедливая Россия» (СР) -11%. «Яблоко» и «Патриоты России» оказываются за пределами семипроцентного барьера. Можно предположить, что при повторении этих результатов на выборах в ДГОС ЕР получит 13 мест из 25, КПРФ-5, ЛДПР-4, СР-3.

Изменение избирательной системы приведет к укрупнению избирательных округов. Партийную структуру одномандатников можно спрогнозировать прямым досчетом. В V созыве ДГОС по 35 округам избрались 26 единороссов, 1 эсэр, 1 коммунист и 5 беспартийных депутатов. Двое из беспартийных вошли во фракцию ЕР. При сохранении текущих позиций ЕР удалось бы получить 18 мандатов. Не исключено, что КПРФ и ЛДПР смогли бы повторить и даже улучшить свои результаты. Причина в том, что партийную принадлежность одномандатника может определить непосредственно ФПГ, вкладывающая деньги в его избрание. Кандидат может выдвигаться от малой партии лишь по той простой причине, что на округе, где он имеет электоральные возможности, уже есть кандидат от ЕР. Идти же самовыдвиженцем через сбор подписей решается далеко не каждый.

Александру Фетисову придется потрудиться
Александру Фетисову придется потрудиться

В Самарской обл. эта практика достаточно широко распространена. Таким образом, малые партии и их выдвиженцы гораздо легче попадают под влияние ФПГ, нежели ЕР. Особенно если учесть, что смена областного руководства фактически блокировала этот процесс в ЕР. В беседе с корреспондентом «Хронографа» политтехнолог Лев Павлючков так прокомментировал ситуацию: «Конструктивно оппозиции в Самаре не было в жизни никогда. Были всегда представители разных ФПГ, которые боролись за бабло тем или иным образом. СОК, Волгопромгаз и Волгабурмаш в 2004 г., это что — оппозиция? Нет, это просто бизнес».

Итак, в предполагаемой ДГОС фракция ЕР может объединить 31 депутата. Таким образом, простое большинство оказывается за партией власти. Для бюджетных вопросов ЕР потребуется квалифицированное большинство — 34 депутата. Надеяться на блокировку с оппозицией ЕР явно не стоит. Следует понимать, что с назначением губернатором Самарской обл. Николая Меркушкина у ДГОС появляется задача проводить в жизнь областные и федеральные инициативы инвестиционного характера. Однозначно это будет связано с федеральными бюджетными средствами, что далеко не всегда устраивает местные ФПГ. Гарантию проведения решений через фракцию ЕР может дать только увеличение списочного состава фракции. Именно списочники, чье присутствие в думе зависит от решений руководства партии, будут максимально подчинены партийной дисциплине. В идеальном случае количество списочников должно быть больше 18. Тогда и одномандатники оказываются под стопроцентным партийным контролем. Это означает, что ЕР должна набирать по Самаре больше 58%. Впрочем, есть и задача-минимум. Для обеспечения квалифицированного большинства ЕР придется набрать свыше 51%.

Игра стоит свеч. Смешанная система формирования ДГОС, однозначно, усилит фракционную работу ЕР. В противном случае партии власти придется идти на уступки лоббистам местных ФПГ, причем эти уступки придется делать за счет интересов территории, а точнее избирателей.

Осень 2015 г. гораздо ближе, чем может показаться на первый взгляд. Политическая конкуренция и темп заметно увеличиваются. В условиях установок, транслируемых членом бюро высшего совета ЕР, губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным, самарским единороссам придется серьезно потрудиться.

Поэтому самарским единороссам в ближайшее время будет явно не до политических каникул. Стоит напомнить, что некоторое время назад отдельные общественно-политические деятели достаточно активно выступали с критикой факта избрания председателя ДГОС Александра Фетисова на должность секретаря политсовета самарского регионального отделения ЕР. В качестве одного из доводов высказывалась версия о том, что статусы должностей, занимаемых Фетисовым, не корреспондируются между собой. Однако история может сложиться так, что именно такая комбинация потребуется сегодня единороссам для удержания доминирующего положения в одной из основных опорных точек — ДГОС.

Комментарии

Евгений МОЛЕВИН, заведующий кафедрой социологии и политологии СамГУ

- На местных выборах люди, как правило, предпочитают не голосовать за какую-либо партию, отдавая предпочтение тем кандидатам, которых они знают. Партиям предстоит найти достойных кандидатов, чтобы поддержать их. Естественно, что в дальнейшем они будут вынуждены подчиняться дисциплине.

Лев ПАВЛЮЧКОВ, политтехнолог

- В основном люди ориентируются на личности и на то, против власти или за власть. В Самаре голосование происходит в разные периоды совершенно по-разному. Я думаю, что с приходом Меркушкина — губернатора, искушенного в предвыборных делах, — голосовать за «Единую Россию» оснований будет больше. Фетисов создал эффективный работающий механизм партии в регионе, но этим механизмам не хватало четкости, всегда мешали некие договоренности. Фетисов — солдат партии, типичный белогвардеец, который может пойти на амбразуру и даже врукопашную. Сейчас есть Фетисов, который партию фактически реанимировал, появляется Меркушкин, который создает вес партии. Я думаю, что перспективы у партии в Самарском регионе стали значительно лучше.

Владимир ЗВОНОВСКИЙ, президент Фонда социальных исследований

- Тут есть два вопроса. Первый — смешанная система, второй — увеличение числа. С увеличением числа, возможно, будет определенная проблема с управляемостью. Сейчас я не вижу какой-либо серьезной проблемы в выборах по смешанной схеме. Это зависит от того, насколько она смешана, будет ли иметь какая-либо партия большинство. В этом вопросе играет роль большое количество факторов.

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Это, конечно, хорошая инициатива: чем больше депутатов, тем больше представительство избирателей в думе. Недостаток в смешанной системе в том, что депутатов избирают при партийной поддержке, в результате они принимают такие решения, которые нужны партии. Пример тому тольяттинский депутат Попов из ЛДПР, который работает только в определенных интересах, но при этом продвигается.