Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (420) | 13 июня 2012г.
 

Минахмет Халиуллов:

Житель — лучший контролер

Михаил Куракин

В первой декаде июня губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН публично заявил о необходимости проведения аудита в отрасли ЖКХ региона. Вероятнее всего, после оценки эффективности работы компаний — игроков этого рынка будут выбраны определенные модели развития отрасли в регионе. По логике вещей, первоочередными направлениями развития отрасли должны стать: повышение ее прозрачности, в т. ч. за счет установки общедомовых приборов учета, а также объединение коммунальной системы региона в единую базу данных. О состоянии отрасли в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ООО «Приволжский ПЖРТ», депутат Думы г. о. Самара Минахмет ХАЛИУЛЛОВ.

- Минахмет Мидехатович, в самое ближайшее время компании, работающие на территории Самарской обл. в сфере ЖКХ, ожидает аудиторская проверка. Она будет проведена с подачи губернатора. Как вы оцениваете эту инициативу?

- Как правило, население оценивает работу властей по нескольким показателям. Если говорить упрощенно, то это, конечно же, состояние дорог и ЖКХ. От этого никуда не денешься. Мы все помним непростые времена кризиса 2008 г., когда правительствами всех уровней оказывались беспрецедентные меры поддержки, например моногородам, однако, несмотря на всю значимость этих мероприятий, они оказываются не очень популярны среди простого населения. Для населения показателем качества жизни, конечно же, является состояние дорог, по которым мы с вами ездим, и качество воды, которая льется из-под крана. В ближайшее время наведению порядка в сфере ЖКХ будет уделено достаточно серьезное внимание, поэтому инициатива губернатора вполне логична. Такая проверка сумеет продемонстрировать несколько показателей. Прежде всего, качество и эффективность работы игроков на региональном рынке коммунальных услуг. Я вам уже говорил, что даже сегодня на этом рынке можно встретить фирмы-однодневки, которые существуют с весьма сомнительными целями, не имея даже собственной ремонтной базы. Что же касается ООО «Приволжский ПЖРТ», то нас, как и остальных участников рынка, и так постоянно проверяют. Совсем недавно мы передавали документацию в областное ГЖИ и ОБЭП, антимонопольный комитет. Насколько я знаю, и другие коммунальные компании подвергаются проверке.

- Может быть, на основании этих документов и будет проводиться аудит отрасли?

- Может быть. Мы действуем на основании постановления правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Соответствие нормам открытости сегодня один из основных показателей развития отрасли.

- Кстати, на счет открытости. В начале июня Государственная жилищная инспекция Самарской обл. отчиталась о включении в программу «Электронное ЖКХ» новых участников. Сама инициатива выглядит вполне в русле идей, транслируемых на федеральном уровне («Электронное правительство» и т. д.). ООО «Приволжский ПЖРТ» уже включилось в эту работу? Какие вы видите подводные камни в нововведении?

- Включаемся. Задумка как в раз федеральной политике. Однако в действующие на территории Самарской обл. положения, видимо, предстоит вносить корректировки. Прежде всего, речь идет о правовой коллизии, когда компании, работающие в рамках этой нормы, вынуждены осуществлять раскрытие персональных данных. Конечно, до этого не должно дойти, и я думаю, что законодательные нормы будут скорректированы соответствующим образом. Также пока не очень ясно, из каких источников управляющие компании должны изыскивать финансовые ресурсы для обеспечения программных мероприятий, поскольку для этого потребуется как закупка дополнительного дорогостоящего оборудования, так и обучение и принятие на работу IТ-специалистов. Но сам курс мне очень близок и понятен. Увеличение прозрачности отрасли, безусловно, приведет к экономии.

- На ваш взгляд, установка приборов учета позволяет экономить?

- Конечно, приборы учета сами по себе не экономят энергоресурсов. Они показывают лишь объемы их потребления. Это распространенное мнение. Однако это только на первый взгляд. На самом же деле установка приборов учета на 100% жилфонда способна существенно снизить финансовую нагрузку на УК, жильцов, а также на городской и областной бюджеты. На конец 2011 г. в зоне обслуживания ООО «Приволжский ПЖРТ» были установлены и приняты в эксплуатацию 152 ПУ (Приборы учета. – Прим. авт.) по холодному водоснабжению на 107 многоквартирных жилых домах, а также 51 ПУ на тепловую энергию и ГВС в 45 жилых домах. В течение 2012 г. нами запланирована установка 92 ПУ по холодному водоснабжению на 79 домах, а также 5 ПУ по тепловой энергии и ГВС на 5 жилых домах.

Таким образом, на 2013 г. нам потребуется установка 67 ПУ по холодному водоснабжению на 67 жилых домах, а также 184 ПУ по тепловой энергии и ГВС на 184 жилых домах. Все эти мероприятия обеспечат фактическую оплату коммунальных ресурсов населением.

- Какова сегодня дебиторская задолженность ООО «Приволжский ПЖРТ»?

Средний процент сбора за 2011  г. — 98,5%. Дебиторская задолженность населения по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг на 1 мая 2012 г. составила 160 млн р., из них на январь-апрель 2012 г. — 116,7 млн, долги прошлых лет — 43,3 млн. Рост дебиторской задолженности по квартплате и коммунальным платежам населения приводит к тому, что предприятие с задержкой рассчитывается за услуги холодного, горячего водоснабжения и отопления с ресурсоснабжающими организациями. Это может привести к ограничениям по подаче ресурсов с их стороны.

- Понятно, что за накоплением задолженности населения следуют исковые заявления ресурсоснабжающих организаций. Как вообще в ООО «Приволжский ПЖРТ» происходит работа с должниками?

- Самый мягкий вариант — это вызов должников на комиссию, которая проходит у нас каждый вторник. На ее заседаниях мы пытаемся разобраться, в чем проблема неплатежей каждого конкретного жильца. Мы полагаем, что житель — лучший контролер. Списки наиболее злостных неплательщиков мы, как правило, распространяем в виде объявлений на подъездах. Дальше следует выдача долговых квитанций под роспись и закрепление должников за мастерами и т. д. И только после этого начинается претензионная работа в судах и отключения коммунальных ресурсов. Пока это крайние меры. Хотя проанализировав социальный портрет должников микрорайона, трест пришел к выводу, что крупными неплательщиками являются малообеспеченные семьи, которые не имеют возможности оформить субсидии. Европейский опыт подсказывает, что пока не будет создан прецедент переселения должников из-за неплатежей в другие жилые помещения по нормам общежития, уровень задолженности граждан по таким платежам, скорее всего, будет повышаться. При этом создание самого прецедента должно стать дополнительной стимуляцией для неплательщиков. И в данном случае ни о какой массовости подобных явлений речи не идет.