Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (420) | 13 июня 2012г.
 

В пожарном порядке

Спешные проверки МЧС Самарского цирка вызывают вопросы

Андрей Неретин

6 июня Арбитражный суд Самарской обл. отменил постановление Главного управления МЧС России по Самарской обл. от 28 марта 2012 г. о назначении административного наказания в отношении филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания «Самарский государственный цирк». Помимо этого в арбитраже на рассмотрении находится второе аналогичное дело. Оба процесса касаются вопроса правомерности проверок надзорных органов МЧС в марте и апреле 2012 г. Накануне Самарскому цирку удалось доказать свою правоту в Самарском областном суде.

23 мая Самарский областной суд отменил постановление Ленинского районного суда о приостановлении деятельности Самарского цирка на 60 дней. Постановление Ленинского райсуда появилось в результате проверок МЧС, которые, по мнению представителей Самарского цирка, носили незаконный характер. Самарский облсуд согласился с доводами госпредприятия и дал свою оценку постановлению первой инстанции. Формально с Самарского цирка сняты указанные ограничения, но точку в этом деле ставить пока рано.

В настоящее время в арбитражном суде на рассмотрении находятся два заявления Самарского цирка к Главному управлению МЧС России по Самарской обл. В рамках судебных разбирательств Самарский цирк требует признать недействительными ряд итоговых документов, составленных по результатам внеплановых выездных проверок госпожнадзора в марте и апреле 2012 г.

Необходимо сказать, что к моменту проведения проверок Самарский цирк провел ряд противопожарных мероприятий «в целях исполнения предписания отдела надзорной деятельности г. о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской обл. от 29.11.2010 г.», — сообщил «Хронографу» 5 июня в официальном ответе на запрос №833-С от 31 мая2012г. директор предприятия Александр Авраменко. После этого с целью проведения экспертизы пожарной безопасности было привлечено ООО «Госбезопасность». 23 марта 2012 г. ее специалисты провели независимую оценку пожарного риска здания.

Эта организация обладает свидетельством об аккредитации, позволяющем проводить указанные работы, выданным центральным аппаратом МЧС. Согласно выводам данной экспертизы, условия безопасной эвакуации людей при пожаре в здании цирка выполняются, т. к. пожарный риск не превышает допустимого значения.

Однако внеплановая выездная проверка надзорных органов МЧС привела к совершенно иным выводам. 28 марта было издано постановление о назначении административного наказания. При этом Самарский цирк считает, что госпожнадзор проводил проверку с явными нарушениями. «Целью проверки, проведенной на основании распоряжения от 21.03.2012г., являлась проверка ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, — прокомментировал Александр Авраменко. — Однако административный орган при проведении проверки фактически осуществил контроль за иными требованиями пожарной безопасности, а не только проверил выполнение требований ранее выданного предписания. Так, из акта проверки №76 от 23.03.2012г. и постановления №140 от 28.03.2012 г. следует, что в ходе проверки выявлено девять новых нарушений, которые ранее сотрудниками Государственного пожарного надзора не выявлялись и в предписание не включались (п. 3, 8, 17-24 акта проверки, постановления), т. е. административным органом был незаконно расширен предмет проверки».

В суде 6 июня представитель МЧС Александр Постников возражал: «Предписанием 2010 г. указано, что сигнализация находится в нерабочем состоянии, а рассматривая данный акт проверки (2012 г. – Прим. авт.), отображено, что сигнализация появилась по сравнению с 2010 г., но ее монтаж выполнен с нарушением требований пожарной безопасности». Впрочем, суд доводы ответчика, очевидно, не убедили.

На момент сдачи материала в номер ответ на официальный запрос «Хронографа» от Главного управления МЧС по Самарской обл., возглавляемого Юрием Ивановым, не поступил.

Что касается повторной внеплановой проверки 9 апреля, то, по мнению стороны Самарского цирка, при наличии положительного заключения независимого аудита органы госпожнадзора не вправе давать ему оценку и проводить проверку организации, в т. ч. проверку исполнения ранее выданного предписания. «28.03.2012 г. указанное заключение было сдано в административный орган и в тот же день зарегистрировано за вх. №941», — сообщил Александр Авраменко.

По результатам повторной проверки 13 апреля был составлен протокол об административном правонарушении, в результате чего Ленинский райсуд 10 мая вынес постановление о приостановлении деятельности цирка на 60 дней. Однако 23 мая облсуд отменил этот судебный акт, указав на следующие обстоятельства, не учтенные Ленинским судом: «Не дал оценку независимой экспертизы пожарного риска, выданного экспертной организацией ООО «Госбезопасность», а также не проверил доводы об отсутствии повторности правонарушения».

Примечательно, что надзорные органы Главного управления МЧС по Самарской обл. заняли такую настойчивую позицию в отношении Самарского цирка, имея при этом заключение экспертной организации, аккредитованной министерством в Москве.

Недавно «Хронографу» из некоторых источников стало известно о странном звонке, который якобы поступил руководству цирка. Звонившие, по одной из версий, представились сотрудниками некой аккредитованной при МЧС экспертной организации, которая в состоянии решить возникшие у цирка проблемы. Насколько эта информация верна сегодня, сказать сложно. Однако если это так, то многое становится понятным. Особенно учитывая, что в 2012-2015 гг. проверяемое учреждение получит значительный объем средств на реконструкцию своего объекта.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.