6 июня Арбитражный суд Самарской обл. отменил постановление Главного управления МЧС России по Самарской обл. от 28 марта 2012 г. о назначении административного наказания в отношении филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания «Самарский государственный цирк». Помимо этого в арбитраже на рассмотрении находится второе аналогичное дело. Оба процесса касаются вопроса правомерности проверок надзорных органов МЧС в марте и апреле 2012 г. Накануне Самарскому цирку удалось доказать свою правоту в Самарском областном суде.
23 мая Самарский областной суд отменил постановление Ленинского районного суда о приостановлении деятельности Самарского цирка на 60 дней. Постановление Ленинского райсуда появилось в результате проверок МЧС, которые, по мнению представителей Самарского цирка, носили незаконный характер. Самарский облсуд согласился с доводами госпредприятия и дал свою оценку постановлению первой инстанции. Формально с Самарского цирка сняты указанные ограничения, но точку в этом деле ставить пока рано. В настоящее время в арбитражном суде на рассмотрении находятся два заявления Самарского цирка к Главному управлению МЧС России по Самарской обл. В рамках судебных разбирательств Самарский цирк требует признать недействительными ряд итоговых документов, составленных по результатам внеплановых выездных проверок госпожнадзора в марте и апреле 2012 г. Необходимо сказать, что к моменту проведения проверок Самарский цирк провел ряд противопожарных мероприятий «в целях исполнения предписания отдела надзорной деятельности г. о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской обл. от 29.11.2010 г.», — сообщил «Хронографу» 5 июня в официальном ответе на запрос №833-С от 31 мая2012г. директор предприятия Александр Авраменко. После этого с целью проведения экспертизы пожарной безопасности было привлечено ООО «Госбезопасность». 23 марта 2012 г. ее специалисты провели независимую оценку пожарного риска здания. | | Эта организация обладает свидетельством об аккредитации, позволяющем проводить указанные работы, выданным центральным аппаратом МЧС. Согласно выводам данной экспертизы, условия безопасной эвакуации людей при пожаре в здании цирка выполняются, т. к. пожарный риск не превышает допустимого значения. Однако внеплановая выездная проверка надзорных органов МЧС привела к совершенно иным выводам. 28 марта было издано постановление о назначении административного наказания. При этом Самарский цирк считает, что госпожнадзор проводил проверку с явными нарушениями. «Целью проверки, проведенной на основании распоряжения от 21.03.2012г., являлась проверка ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, — прокомментировал Александр Авраменко. — Однако административный орган при проведении проверки фактически осуществил контроль за иными требованиями пожарной безопасности, а не только проверил выполнение требований ранее выданного предписания. Так, из акта проверки №76 от 23.03.2012г. и постановления №140 от 28.03.2012 г. следует, что в ходе проверки выявлено девять новых нарушений, которые ранее сотрудниками Государственного пожарного надзора не выявлялись и в предписание не включались (п. 3, 8, 17-24 акта проверки, постановления), т. е. административным органом был незаконно расширен предмет проверки». В суде 6 июня представитель МЧС Александр Постников возражал: «Предписанием 2010 г. указано, что сигнализация находится в нерабочем состоянии, а рассматривая данный акт проверки (2012 г. – Прим. авт.), отображено, что сигнализация появилась по сравнению с 2010 г., но ее монтаж выполнен с нарушением требований пожарной безопасности». Впрочем, суд доводы ответчика, очевидно, не убедили. На момент сдачи материала в номер ответ на официальный запрос «Хронографа» от Главного управления МЧС по Самарской обл., возглавляемого Юрием Ивановым, не поступил. | | Что касается повторной внеплановой проверки 9 апреля, то, по мнению стороны Самарского цирка, при наличии положительного заключения независимого аудита органы госпожнадзора не вправе давать ему оценку и проводить проверку организации, в т. ч. проверку исполнения ранее выданного предписания. «28.03.2012 г. указанное заключение было сдано в административный орган и в тот же день зарегистрировано за вх. №941», — сообщил Александр Авраменко. По результатам повторной проверки 13 апреля был составлен протокол об административном правонарушении, в результате чего Ленинский райсуд 10 мая вынес постановление о приостановлении деятельности цирка на 60 дней. Однако 23 мая облсуд отменил этот судебный акт, указав на следующие обстоятельства, не учтенные Ленинским судом: «Не дал оценку независимой экспертизы пожарного риска, выданного экспертной организацией ООО «Госбезопасность», а также не проверил доводы об отсутствии повторности правонарушения». Примечательно, что надзорные органы Главного управления МЧС по Самарской обл. заняли такую настойчивую позицию в отношении Самарского цирка, имея при этом заключение экспертной организации, аккредитованной министерством в Москве. Недавно «Хронографу» из некоторых источников стало известно о странном звонке, который якобы поступил руководству цирка. Звонившие, по одной из версий, представились сотрудниками некой аккредитованной при МЧС экспертной организации, которая в состоянии решить возникшие у цирка проблемы. Насколько эта информация верна сегодня, сказать сложно. Однако если это так, то многое становится понятным. Особенно учитывая, что в 2012-2015 гг. проверяемое учреждение получит значительный объем средств на реконструкцию своего объекта. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |