Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (420) | 13 июня 2012г.
 

Медпомощь под угрозой

Программа ТФОМС заблокирована из-за нарушений

Илья Круговой

Самарский областной суд вынес решение по заявлению прокуратуры области о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Самарской обл. №819 от 19 декабря 2011 г. Этим постановлением была утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской обл. бесплатной медицинской помощи на 2012 г. Его разработкой занимался Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), возглавляемый Виктором МОКШИНЫМ (на фото). Из-за выявленных прокуратурой нарушений учреждения медицины в самое ближайшее время рискуют лишиться источника финансирования.

В мае областным судом было рассмотрено заявление прокуратуры Самарской обл., требовавшей признать недействующими отдельные положения программы, разработанной ТФОМС. Сама программа была подписана 19 декабря 2011 г. министром здравоохранения Самарской обл. Геннадием Гридасовым. В ходе изучения документа надзорный орган установил, что его положения противоречат федеральному законодательству. Противоречия были выявлены в части утверждения нормативов объема медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинских работ.

Так, выяснилось, что территориальной программой занижены нормативы объема медицинской помощи по ряду важных направлений: для скорой медицинской помощи; для амбулаторной, в т. ч. неотложной, медицинской помощи; для стационарной медицинской помощи. Фактически суммы, которые распланировал ТФОМС в своей программе, отличались в меньшую сторону по сравнению с федеральной программой и шли вразрез с федеральным законодательством.

Занижения имели место не только по указанным параметрам. К примеру, были снижены нормативы на одно посещение амбулаторно- поликлинических учреждений и других медицинских организаций.

Как известно, ведомством Виктора Мокшина ежегодно формируется бюджет на финансирование расходов для лечения больных.

В дальнейшем этот бюджет реализуется в рамках региональной программы госгарантий оказания бесплатной медпомощи. В основу бюджета, как правило, закладывают расчеты затрат на каждую болезнь по одному человеку. Существует стандартный перечень для каждой больницы по линии разных направлений. Соответственно, по каждой болезни проводится калькуляция, которая и закладывается в бюджет. После того как программа, разработанная ТФОМС, утверждена правительством, каждой больнице, отчитывающейся, какому количеству пациентов была оказана медпомощь, выплачиваются соответствующие средства, зачисляющиеся на счет медучреждения.

ТФОМС по Самарской обл. в плановом режиме рассчитал нормативы по каждой болезни на 2012 г., и по этим нормативам был рассчитан бюджет самого ТФОМС. Каким-то образом эти нормативы оказались ниже, чем в федеральной программе.

На данный момент неизвестно, были ли занижены все нормативы или только по некоторым заболеваниям и по отдельным пунктам программы. Не исключено, что некоторые пункты не подверглись изменению, а, возможно, даже были увеличены.

По мнению экспертов «Хронографа», предпосылкой для прокурорской проверки, видимо, послужил тот факт, что за лечение определенных видов заболеваний больницы стали получать меньше денег. Логично, что подобный расклад мог вызвать возмущение со стороны медиков, которые гораздо лучше осведомлены, сколько стоит лечение того или иного заболевания.

Между тем занижение нормативов ТФОМС мог сделать и в своих интересах.

По мнению экспертов, процедура занижения нормативов одновременно позволяет увеличивать подушевое количество тех, кто якобы воспользовался медицинской помощью. В рамках бюджета ТФОМС, по всей вероятности, при таком подходе мог бы быть искусственным образом сформирован рост показателя количества получивших медпомощь лиц. К примеру, не каждый пациент в полной мере пользуется всеми видами гарантированных услуг, а стало быть, на этом получается экономия средств. В дальнейшем эти средства, судя по всему, могли бы распределяться на оставшееся количество пациентов, которые по отчетности также получают медпомощь, не требующую больших средств. Фактически при низком нормативе средств на бумаге получается увеличение количества обслуженных пациентов, но при том же бюджете.

На данный момент ввиду вынесенного решения суда расходование средств бюджета ТФОМС было приостановлено до исправления ситуации. Соответственно приостановка реализации этой программы привела к тому, что деньги перестали перечисляться в больницы, а у больниц вскоре иссякнут средства на лечение и зарплату. «Неизвестно, обжаловал ли ответчик в данный момент это решение, но времени на эту процедуру у них достаточно», -сообщила корреспонденту «Хронографа» старший помощник прокурора Самарской обл. Ульяна Кудинова. Виктор Мокшин к моменту сдачи номера на запрос «Хронографа» не ответил.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ульяна КУДИНОВА, старший помощник прокурора Самарской обл.

- В связи с выявленными нарушениями прокурором Самарской обл. 30 марта 2012 г. в Самарский областной суд направлено заявление о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Самарской обл. №819 от 19 декабря 2011 г. Решением Самарского областного суда от 3 мая 2012 г. заявленные требования прокурора удовлетворены.