Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (420) | 13 июня 2012г.
 

Борьба не для них

Депутаты КПРФ и СР продемонстрировали нежелание работать

Татьяна Федорова

7 июня при рассмотрении законопроекта о выборах губернатора Самарской обл. депутаты Самарской губернской думы (СГД) от КПРФ и партии «Справедливая Россия» (СР) покинули зал. Таким образом они продемонстрировали неготовность заручиться поддержкой 7% депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципалитетов.

Напомним, что в законе Самарской обл. «О выборах губернатора Самарской обл.» есть два новых момента: отсутствие института самовыдвижения и необходимость собрать 7% подписей депутатов и глав муниципалитетов в поддержку кандидата. Кандидат на должность губернатора должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Самарской обл. Законопроектом предусматривается выдвижение кандидатов на должность губернатора Самарской обл. только избирательными объединениями.

Депутат от СР Юрий Ермоленко еще перед началом заседания заявил, что просит снять с рассмотрения вопрос о выборах губернатора, поскольку внесенные партией поправки не были внесены в документ. Однако эта инициатива не нашла поддержки у депутатов. После принятия закона в первом чтении Юрий Ермоленко зачитал обращение от представителей КПРФ и СР, в котором они призывали не голосовать за принятие закона. Сделав соответствующее заявление, члены фракций перед вторым чтением проекта закона покинули зал заседаний. Однако оставшихся депутатов было достаточно для принятия решения. Демарш не мог бы повлиять на исход решения. Он лишь укрепил в сознании граждан предположение, что избиравшиеся по спискам от КПРФ и СР в СГД личности шли в региональное заксобрание не для конструктивной работы, а, видимо, ради каких-то иных целей.

Как показывает практика, КПРФ и СР за годы работы в регионе практически не выстроили свою работу в муниципалитетах на уровне низовых ячеек. В малых городах и селах Самарской обл. они имеют крайне слабую поддержку. Вероятно, именно это и послужило причиной бойкотирования закона о выборах губернатора, который подразумевает, что кандидату нужно получить одобрение не менее 7% избранных населением представителей муниципальной власти.

По словам члена Совета Федерации от Самарской обл. Константина Титова, чтобы иметь шанс добиться результатов в современных российских политических реалиях, партиям необходимо выстраивать работу на муниципальном уровне.

Некоторые депутаты СГД не пожелали обсуждать законопроект о выборах губернатора
Некоторые депутаты СГД не пожелали обсуждать законопроект о выборах губернатора

«Мы также помним, что некоторые из тех, кому народ доверил власть, оказались в местах не столько отдаленных. Каждый кандидат должен пройти соответствующее сито, и эта практика есть во всем мире. Работайте с муниципалитетами, и тогда барьер в 5-7 или 10% не станет проблемой», — подчеркнул Титов.

Пока же СР и КПРФ более озабочены своими внутрипартийными проблемами. В последнее время первый секретарь самарского обкома КПРФ Алексей Лескин стал практически непубличной фигурой. Его место в публичной сфере фактически занял беспартийный, но входящий во фракцию КПРФ Михаил Матвеев. В отличие от первого лица самарских коммунистов Матвеев активно комментировал нормы закона.

В партии СР на данном этапе в Самарской обл. и вовсе ситуация олицетворяет собой общеизвестную фразу «деньги решают все». Известный в конкретном тольяттинском кругу бизнесмен-строитель Александр Разуваев незадолго до выборов в СГД переметнулся из ЛДПР в СР и занял в списке партии на 100% проходное место. В тот момент, когда его записали в партию, члены тольяттинского местного совета СР даже не знали, кто это. Позже их всех из партии убрали. После этого о каких процентах поддержки можно говорить, тем более что в СР череда интриг еще далека от завершения, т. к. Михаил Маряхин пока не сумел занять место председателя совета самарского регионального отделения СР Александра Колычева.

Председатель избирательной комиссии Самарской обл. Вадим Михеев, который представлял закон, сообщил, что из 3800 муниципальных депутатов 1449 являются беспартийными. «С их помощью любая из политических сил может выстроить процедуру поддержки своего кандидата. В целях развития политического строительства и было принято такое решение», — подчеркнул Вадим Михеев. Также он добавил, что предлагаемая формулировка закона содержит возможность усилить работу политических партий на муниципальном уровне. «Множество муниципальных выборов пройдет в 2015 г., и каждая партия сможет поработать над этим вопросом», — сказал Вадим Михеев.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- Как вы расцениваете демарш депутатов двух фракций — КПРФ и СР — во время принятия закона о всенародных выборах губернатора Самарской обл.?

- Я расцениваю это как непонимание глубинных основ закона о прямых выборах губернатора. Он будет работать прежде всего на политический интерес партий, причем не на «Единую Россию», которая выступала за назначение губернаторов. Что же касается фильтров, то они существуют во всех демократических странах при отборе кандидатов. К тому же этот закон будет стимулировать политические партии работать на муниципальном уровне. Напомню, что Зюганов и Миронов также настаивали на выборах губернаторов.

Виктор САЗОНОВ, председатель Самарской губернской думы

- Выборы губернатора всегда очень ответственный этап в любом субъекте Российской Федерации. При разработке и федерального, и областного закона в этом процессе участвовали представители гражданского общества, всех политических партий, Общественной палаты, общественных организаций, депутатский корпус всех уровней. Власть должна отвечать за тех кандидатов, которые выдвигаются на столь высокий пост. Ушедшие депутаты показали свои позиции. Проще всего встать и уйти. Но я считаю, что подобное поведение они должны были согласовать со своими избирателями.

Константин ТИТОВ, член Совета Федерации от Самарской обл.

- Сегодня демократия развивается. Мы помним, как проводились, в кавычках, свободные выборы губернатора и всего остального. Это очень важная позиция — закон о выборах губернатора. Важно, что отбор кандидатуры будет осуществляться общественностью. На предыдущем этапе всенародных выборов губернатора к этому процессу никогда активно не были привлечены низовые органы власти — органы муниципалитета, соответственно, орган власти людей. Т. е. политическим партиями на законодательном уровне дается стимул начинать активно выстраивать политику на муниципальном уровне. Только в этом случае выборы для них не будут проблемными.