Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (149) | 25 сентября 2006г.
 

С прицелом на перспективу

На расширенном заседании правительства Самарской области рассмотрен ряд важных вопросов, касающихся социально-экономического развития региона

Егор Кошеров

19 сентября на очередном заседании правительства Самарской области были рассмотрены вопросы, имеющие большое значение для развития региона в следующем году. Среди них — итоги социально-экономического развития области за I полугодие 2006 г. и прогноз социально-экономического развития на 2006-2008 гг. Рассмотрен также проект закона о бюджете на 2007 г.

Итоги и прогноз

С докладом об итогах социально-экономического развития Самарской области за I полугодие 2006 г. и оценке итогов развития за год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2007-2009 гг. выступил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев.

По словам министра, в текущем году в Самарской области сохраняются тенденции экономического роста. Реальные располагаемые денежные доходы населения превысят уровень предыдущего года на 10%, инвестиции в основной капитал — на 8,6%. Ожидаемый темп прироста валового регионального продукта составит 4,6% (в 2005 г. -1,3%).

Среди российских регионов Самарская область по-прежнему сохраняет свои позиции успешно развивающегося региона. По оценке, прирост промышленного производства в 2006 г. составит 5%, сельскохозяйственного производства — 1,2%, продукции транспорта — 2%, связи — 10%, оборот торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг возрастет более чем на 10%.

Растет внешнеторговый оборот. За 6 месяцев 2006 г. он возрос на 25,4% по сравнению с I полугодием прошлого года и составил $4175,9 млн. Положительной тенденцией в структуре внешнеторгового оборота является опережение темпов роста экспорта товаров и услуг над их импортом.

В результате мер, предпринятых федеральными органами власти и правительством Самарской области по ограничению роста тарифов на услуги ЖКХ, за январь-июнь 2006 г. прирост тарифов в среднем составил 17,7% против 28,7 в I полугодии 2005 г.

В 2006 г. неизменными для населения области остались цены на сжиженный газ, твердое топливо и тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Сохранение цен и тарифов на прошлогоднем уровне стало возможным благодаря увеличению субсидий из областного бюджета, направленных на покрытие убытков соответствующих организаций-поставщиков. В течение I полугодия 2006 г. промышленный комплекс Самарской области стабильно наращивал объемы промышленного производства и превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 3,7%. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в январе-июне 2006 г. составил 100,7% к соответствующему периоду прошлого года. По оценке за 2006 г., рост объема валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с 2005 г. составит 101,2%. В том числе в растениеводстве — 102,2%, в животноводстве -100,2%. Всего на развитие сельского хозяйства в 2006 г. из областного бюджета предусмотрено выделить 3,98 млрд. р. (из них 1,5 млрд. р. — предоставление областных гарантий под банковские кредиты организациям агропромышленного комплекса), что составляет 7,6% его доходной части.

В Самарской области ведется активная работа по привлечению финансовых ресурсов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Растет количество малых предприятий области — 29,9 тыс. Это 80% от общего числа действующих организаций области и на 3,2% больше по сравнению с 2005 г. Доля оборота малых предприятий составляет 33,2% в обороте всех организаций области. Значение этого показателя на душу населения выше среднероссийского на 58,5%, что ставит Самарскую область на 4-е место в Российской Федерации.

В 1 полугодии 2006 г. на развитие экономики и социальной сферы Самарской области использовано 26,1 млрд. р. инвестиций в основной капитал, что на 3,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства — 69,2% от общего объема. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 12,7%, в том числе за счет прибыли — на 21,4%.

Основной частью инвестиций за счет средств областного бюджета являются капитальные вложения в рамках областной инвестиционной программы. В 2006 г. на ее реализацию предусмотрено 7873,1 млн. р., что на 17,3% больше, чем в 2005 г. За счет этих средств осуществляется проектирование, строительство и реконструкция 405 объектов. Основные направления областной инвестиционной программы 2006 г. — реализация на территории Самарской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», обеспечение масштабного решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, завершение строительства самарского онкоцентра, обеспечение ввода объектов культуры, здравоохранения, спорта и физической культуры, образования.

Министр подчеркнул, что по интегральному показателю уровня жизни населения — индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Самарская область на протяжении 7 лет входит в первую десятку территорий с высоким уровнем развития человеческого капитала, занимая сегодня 7-е место среди регионов Российской Федерации и 2-е место в ПФО.

В 1 полугодии 2006 г. сохранилась позитивная динамика основных показателей уровня и качества жизни населения области. Совокупные денежные доходы населения сложились в сумме 186,4 млрд. р., или 9745 р. в среднем на душу населения в месяц. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 10,6%. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 8769 р., а ее реальное содержание увеличилось на 10,1%. Регион сохраняет лидирующие позиции в ПФО по данным показателям.

Средний размер назначенной пенсии по состоянию на 1.08.06 составил 2775 р. и по сравнению с началом года в реальном выражении увеличился на 5%.

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2006-2008 гг. базируется на основных положениях Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), учитывает стратегические направления и параметры, обозначенные в проекте Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.

Учитывая влияние внешних и внутренних факторов экономического развития, разработка прогноза велась по двум вариантам. Базовым является второй вариант — умеренно оптимистический. Ориентируется на повышение темпов и качества экономического роста и основывается на повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности области, позитивном развитии торгово-экономического и политического сотрудничества, благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

Так, в 2007 г. по первому варианту возможен прирост валового регионального продукта на 4,7%, по второму варианту — на 6,3%. Темпы промышленного производства прогнозируются на уровне 5% и 6,4% соответственно. Прирост валовой продукции сельского хозяйства — на уровне 3,4% и 6,5% соответственно. Перевозка грузов в 2007 г. увеличится на 1,5% по первому варианту и на 3,5% по второму. Прирост объема услуг связи составит 8-10%. По прогнозу, к 2009 г. количество малых предприятий по первому варианту увеличится на 3,7% (31 тыс.), по второму — на 11,1 (33,2 тыс.), количество занятых в них — на 4,6% и 7,2% в зависимости от варианта. Рост объемов инвестиций в основной капитал в условиях первого варианта в 2007 г. составит 10,8%, по второму варианту — 15,1%.

Бюджет-2007

Следующим вопросом, обсуждавшимся на заседании правительства Самарской области, стал проект закона Самарской области «Об областном бюджете на 2007 г.». С докладом выступил заместитель председателя правительства Самарской области, министр управления финансами Павел Иванов.

По словам Павла Иванова, в соответствии с проектом областного бюджета поступление доходов в 2006 г. составит 50830889 тыс. р. Расходная часть областного бюджета запланирована в размере 57947278 тыс. р. Дефицит составит 7116 389 тыс. р., или 14% от уровня собственных доходов. Предполагается, что доходы и расходы областного бюджета в следующем году превысят аналогичные показатели 2005 г. соответственно на 15,5% и 11%.

Расходная часть бюджета сформирована в четком соответствии с классификацией, предусмотренной федеральным законодательством. Поэтому распределение денежных средств происходит в соответствии с отраслевой принадлежностью главных распределителей бюджета. Социальная составляющая по-прежнему является приоритетной в структуре расходов бюджета на 2007 г., и каждый второй рубль будет направлен на финансирование социальных расходов.

В целях решения задачи, поставленной президентом по повышению доходов бюджетников (в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, в номинальном выражении — в 2 раза, в течение трех лет), в областном бюджете на 2007 г. запланировано увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений с 1 мая 2007 г. При этом сохраняются надбавки с 1 по 9 разряды тарифной сетки, установленные губернатором Самарской области. По-прежнему будет осуществляться поддержка таких льготных категорий населения, как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий. На эти цели предполагается направить 4,283 млрд. р. (рост к уровню 2006 г. на 8,2-8,7%).

В целом на расходы социального характера, с учетом расходов на содержание объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культуру, учреждения социального обеспечения), будет направлено около 30 млрд. р. (52% всей расходной части).

Губернатор Константин Титов отметил: «Но нам нужно искать дополнительные источники средств для наполнения бюджета. Например, нефтяники разбивают дороги общего пользования при перевозке нефти. Нужно принять закон, чтобы брать плату за проезд машины с нагрузкой на ось более 6 т. Это заставит нефтяные компании тратиться на дороги. Нужно учесть также, что недоимка по транспортному налогу в целом по области составляет около 500 млн. р.».

Инвестициям — адресность

Заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Олег Майоров представил проект областной адресной инвестиционной программы на 2007 г. По программе использование ресурсов областного бюджета на следующий год планируется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области. Общий объем средств, которые планируется направить на реализацию программы, составляет 8,5 млрд. р., или 81% к уровню 2006 г.

Программа содержит перечень строек и объектов капитальных вложений на предстоящий год, финансируемых за счет средств областного бюджета в сумме 6,9 млрд. р., а также за счет средств фонда муниципального развития в сумме 1,5 млрд. р.

Большую часть средств планируется направить на строительство жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (2,4 млрд. р.), а также объектов здравоохранения, образования, социальной сферы, спорта и физической культуры, развитие инженерной инфраструктуры. По словам Олега Майорова, в 2007-2009 годах планируется обеспечение максимального ввода объектов в эксплуатацию. Так, из общего количества строек 2007 г. (245) планируется завершить строительством 63, направив на эти цели 1,4 млрд. р. (17% от общего объема лимитов капвложений по программе).

Строительство и реконструкция будут вестись на территории всех муниципальных образований области на условии их долевого участия (в размере не менее 5% стоимости строительства конкретного объекта) из средств фонда муниципального развития.

Кроме того, планируется более активно привлекать средства федерального бюджета. Сегодня на рассмотрении в отраслевых министерствах и ведомствах Российской Федерации находится бюджетных заявок Самарской области на общую сумму 16,4 млн. р.