Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (122) | 6 февраля 2006г.
 

Вячеслав Иевлев:

Мы ориентируемся на потребителя

Станислав Кацюба

В условиях реформирования структуры ЖКХ на рынок коммунальных услуг стали выходить частные коммерческие структуры. При этом эти компании изначально являлись бизнес-единицами, а не порождением муниципальных структур. Приход рыночных отношений в сектор коммунальных услуг породил ряд вопросов как для потребителя, так и для самих предприятий. О том, как выглядит реформа ЖКХ глазами коммерческой организации, корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор управляющей компании ООО «Ставрополь на Волге» Вячеслав ИЕВЛЕВ.

- Вячеслав Алексеевич, почему ваша компания выходит на рынок коммунальных услуг?

- Управляющая компания (УК) «Ставрополь на Волге» первоначально создавалась учредителями для решения следующих задач: разработка инновационных проектов, работа с инвесторами, подготовка инвестиционных программ, бизнес-планов, привлечение инвестиций на реализацию проекта, разработка проектной документации, организация строительства.

Сегодня добавлена еще функция управляющей компании, которая принимает на себя обслуживание построенных объектов. Сегодня эта функция для нашего бизнеса просто необходима.

Дело в том, что до недавнего времени заказчик возводил дом и продавал его. Обслуживание объекта, как правило, переходило в обязанности МУ «ДЖКХ и С», МУП «ПО КХ», ТСЖ и т. д. Возникал разрыв между строителем и покупателем (собственником). Несмотря на то что нормативная база предписывает гарантийное обслуживание объекта в течение пяти лет, на практике гарантийного устранения дефектов добиться крайне сложно, в основном через суд.

- Каким образом УК «Ставрополь на Волге» будет строить отношения с потребителем?

- Мы собираемся сами обслуживать построенное здание. Поскольку берем эту функцию на себя, то эксплуатационные проблемы объекта учитываются уже на стадии проектирования и организации строительства. Сразу же в организацию строительства закладываются современные технологии и материалы, энергосберегающие технологии и т. д. Потом УК заключает договор на обслуживание с теми, кто это здание приобрел. Таким образом, если мы плохо построили, то сами потом и будем устранять дефекты. Такой подход позволит снизить затраты на эксплуатацию объекта в 1,5 — 2 раза. Тем самым мы делаем свой бизнес более привлекательным. Это нормальная конкурентная борьба. Если людям невыгодно будет приобретать у нас недвижимость и отдавать нам ее в управление, мы потеряем своих клиентов. Следовательно, бизнес будет нести убытки. Основной принцип работы: кто платит деньги, тот и должен требовать за них отчет и нормальную работу. А по сегодняшним схемам потребитель даже не знает, почему не греют батареи, кто убирает мусор, кто ремонтирует подъезды и т. д.

- Каким образом можно минимизировать затраты на содержание помещений? Один из путей снижения — тарифы. В ряде случаев можно найти поставщиков, предоставляющих своих ресурсы по более низким ценам. Но такая возможность есть далеко не всегда...

- Вот, например, вода к батарее должна подходить при температуре 90 -110° С, а подходит при 60° С. Причина  — изношенность инженерных коммуникаций и оборудования, в частности, тепло магистралей ТЭЦ Центрального района. Во-вторых, трубы, по которым подается тепло, — с начала 50-х годов прошлого столетия. Сегодня 2006 г. Сети износились настолько, что не выдержат установки дополнительного давления для оптимизации подачи тепла. А переложить трубу — очень затратное мероприятие. Вместе с тем за плохой обогрев потребитель оплачивает 450-500 р./ГКал.

Возьмем одну из очередей будущего комплекса по улице Мира, где теплоснабжение запроектировано от газовых мини-котельных. Это позволит снизить отпускную стоимость тепла в два раза — до 200-250 р./ ГКал. Экономия складывается из нескольких факторов. Первое — отпадает необходимость тянуть трубу на большое расстояние, что обуславливает стабильность температуры. Второе — подача тепла автоматически регулируется в зависимости от температуры на улице. В каждую квартиру или офис устанавливаются приборы учета.

 — УК 4 Ставрополь на Волге» имеет опыт работы по обслуживанию объектов?

- У нашей компании пока такого опыта нет, у нас есть опыт работы в разработке инновационных проектов, работы с инвесторами, организации проектирования. Сейчас мы подошли к организации проведения тендера по привлечению подрядчиков к строительству объектов на «Поле чудес». Но по всему миру подобная практика уже давно отлажена и успешно существует. Мы изучали опыт западных коллег. Процессы управления бизнесом примерно одинаковы.

- Какой комплекс услуг вы собираетесь оказывать в качестве управляющей компании ?

- В перспективе все, что связано с эксплуатацией недвижимости, вплоть до чистки ковров и санации помещений.

- Вы берете на обслуживание только те объекты, которые построили сами?

- Нет. Примем и любой существующий дом или квартал.

- Но в большинстве домов обслуживание ведет ДЖКХ и ПО КХ. Соответственно и снабжение энергоресурсами идет через них. Каким образом вы будете действовать в этих случаях?

- Первое — мы постараемся минимизировать затраты жителя на эксплуатацию помещений, будем грамотно и экономично управлять средствами собственников по содержанию и обслуживанию зданий.

- В народе бытует мнение, что в нынешней ситуации управляющая компания — это лишнее звено между потребителем и существующими структурами. Есть недоверие к коммерческим организациям.

- Проблема в недостаточной юридической грамотности, инерционности мышления, скудной информации о хорошо работающих управляющих компаниях. При грамотном выборе УК сокращаются всякие накладные расходы. Идея реформы в том, что основные магистральные сети будут государственными (или другой структуры, но не монопольной). А вот все, что касается внутриквартальных сетей, должно принадлежать УК. И все. Больше никому платить не надо. Вы дали своей УК деньги на лампочку, вы с нее и спросите. Заключая договор, собственник и УК вступают в гражданско-правовые отношения. Если УК отказывается выполнять обязательства, собственник подает в суд. За этим может последовать лишение компании лицензии. Нет лицензии -нет бизнеса. Ни один человек не хочет остаться без работы. Возникает здоровая конкуренция.

- На что следует обращать внимание при выборе УК?

- Можно запросить информацию в фискальных структурах. Можно проверить сайт компании в Интернете. Также необходимо изучить устав компании, учредительный договор, проверить наличие лицензии, баланс предприятия. Выяснить, какая прибыль, на что расходуется. Если прибыль чересчур мала или, наоборот, велика — это должно настораживать.

- Каким образом будут проходить денежные средства в УК?

- Есть законодательная база, нормативы ведения финансовых отчетов, документации. Расходование денежных средств строго регламентировано. Я взял у вас рубль и должен показать, как он был израсходован: зарплата, налоги, отчисления на развитие предприятия и т.д. Основные параметры — высокая капитализация УК, грамотный персонал, опыт работы.

- На сегодня наибольший опыт работы в сфере ЖКХ у чиновников?

- Согласен. Но у них отсутствует рыночное мышление, способность работать в условиях жесткой конкуренции.