Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (414) | 23 апреля 2012г.
 

Александр Денисов:

Дума должна стать консолидирующей силой

Илья Ширтанов

Несмотря на то что выборы мэра Тольятти уже прошли, еще потребуется время на то чтобы политические страсти улеглись. Пока же многие наблюдатели высказывают предположения, что основным оппонентом новой администрации должна стать именно Дума г. о. Тольятти (ТГД). Причем нередко такие предположения звучат в формате утверждений. Свое видение трансформирующейся политической ситуации и перспектив работы ТГД с новой администрацией корреспонденту «Хронографа» рассказал заместитель председателя Думы г. о. Тольятти Александр ДЕНИСОВ.

- Александр Васильевич, пока ТГД показала слаженную работу со структурами администрации, а депутаты Александр Бузинный и Сергей Анташев заняли посты в мэрии. Вместе с тем 18 апреля ТГД так и не приняла решения относительно возможности посмертного присвоения звания «Почетный гражданин г. Тольятти». Очевидно, что новому мэру Сергею Андрееву положительное решение этого вопроса было важно. Как можно прокомментировать утверждения отдельных наблюдателей, блоггеров, экспертов о том, что противостояние все-таки будет? Дума дает поводы для таких предположений?

- Не стоит принимать подобные домыслы всерьез, а тем более транслировать их. Общество и так излишне политизировано минувшими выборами. С одной стороны, это обычный гражданский демократический процесс. С другой — есть риск, что к политической стороне жизни сейчас будет приковано внимание большее, нежели она того заслуживает. Все же думаю, что жители выбирали не ту или иную политическую реальность. Жители выбирали человека, который будет решать городские проблемы несколько лет кряду. Выбор жителей необходимо уважать, поскольку те же самые люди избирали действующий состав ТГД и будут избирать следующий созыв. А что касается вопроса о возможном посмертном присвоении звания почетного гражданина города, то здесь депутатам требуется более глубокое понимание вопроса, анализ всех морально-этических аспектов. В любом случае вопрос не закрыт, и к нему мы должны вернуться.

Будем откровенны. У органов местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131, на текущий момент не так много прав и довольно много обязанностей. Да и наполняемость бюджета, с учетом земельных проблем Тольятти, оставляет желать лучшего. Если при этом каждая ветвь власти будет тянуть одеяло на себя, нас просто не поймут. В первую очередь сами тольяттинцы. Кроме того, перед органами местного самоуправления сейчас стоит не менее важная задача — удачно вписаться в меняющую политическую реальность и, что важно, — в децентрализацию.

- Почему это стало актуально сейчас? Понятно, что в городе новый мэр и структура волей-неволей меняется. Но, как я понимаю, децентрализация — процесс более глобальный.

- О децентрализации как о новой политической тенденции официально было объявлено 23 декабря 2011 г., во время послания президента РФ Федеральному собранию (СФ) РФ. Дмитрий Медведев заявил о том, что намерен внести в Госдуму пакет законопроектов о децентрализации. Принятие и дальнейшая их реализация позволят провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов.

Президент заявил о значительном расширении источников дохода региональных и местных бюджетов, в т. ч. собственных источников. Это может быть осуществлено за счет сокращения федеральных льгот по региональным и местным налогам, введения новых налогов, таких как налоги на недвижимость, а также за счет предоставления большей свободы в распоряжении средствами, поступающими из федеральных бюджетов. Политическая тенденция такова, что регионам может быть передано значительное количество полномочий с федерального уровня на уровень региональный.

Одновременно подразумевается серьезное укрепление материальной базы муниципалитетов, местного самоуправления как самого близкого людям института власти. Процитирую президента: «Муниципалитеты должны получить солидную и прогнозируемую финансовую основу своей деятельности».

С другой стороны, органы местного самоуправления должны быть готовы к таким трансформациям управленческой структуры, хотя бы просто для того, чтобы адекватно и своевременно на них реагировать. Раньше мы просили спустить нам сверху столько-то средств на те или иные нужды. Сейчас уже мы должны предлагать тот или иной путь формирования городской казны, решения тех или иных проблем силами территории. Опять же решать подобные задачи нужно консолидированно, а не устраивая местечковые «драчки».

К примеру, сейчас вопрос прозрачности начислений за жилищно-коммунальные услуги рассматривается с учетом возможности их внесения в предполагаемый центр платежей. По этому сценарию оплата будет производиться населением по единой формы квитанции, а уже из этого платежного центра средства будут перечисляться РСО за коммунальные услуги, УК — за ремонт и содержание. Такой центр логичнее всего создать на региональном уровне. Соответственно, предложения по его созданию и дальнейшему функционированию, выстраиванию взаимоотношений между центром, населением, РСО, УК, а также муниципалитетами должны стать одной из первейших инициатив г. Тольятти. Без полноценного диалога всех заинтересованных сторон на муниципальном уровне этого добиться не получиться.

- Есть ли примеры изменения структуры бюджетирования расходных статей городской казны, в которых дума принимала или будет принимать участие?

- Да, есть. 13 апреля состоялся «круглый стол» комитета по бюджету, налогам, экономической и инвестиционной политике СГД, на котором присутствовали представители муниципалитетов, в т. ч. и я как заместитель председателя ТГД. Заявленная тема обсуждения – межбюджетное взаимодействие субъекта федерации и муниципальных образований. От Тольятти прозвучало несколько предложений. В частности, о том, чтобы 50% транспортного налога и 50% налога на имущество организаций оставалось на местах, в муниципалитете. Сейчас все средства уходят в область. Наши предложения прописаны в резолюции.

Другой момент, касающийся субсидий и дотаций из региональной казны, т. н. межбюджетных трансфертов. В соответствии с нашим предложением, эти средства должны выделяться системно и своевременно, чтобы муниципалитет мог обеспечить наличие технической и финансовой документации, а также заложить софинансирование. К сожалению, так происходит не всегда. Бывало и такое, что субсидии на отдельные виды работ спускались уже в декабре-ноябре и с учетом необходимости проведения конкурсов мы не укладывались по срокам в их освоение. К сожалению, такие субсидии нам приходилось возвращать, хотя они были крайне необходимы. Сейчас при комитете СГД создается постоянно действующая рабочая группа по межбюджетным взаимоотношениям. Я предполагаю войти в ее состав.

Из удачных примеров я считаю принятие оперативного решения по выделению Тольятти в апреле т. г. 200 млн р. на ремонт дорог. В настоящий момент Тольятти уже отправил заявку в область на финансирование оприборивания 660 тольяттинских домов общедомовыми узлами учета холодной, горячей воды, электрической энергии, тепла. Муниципалитет сработал оперативно, и у нас есть все основания полагать, что еще до наступления холодов все запланированное в рамках этой программы будет исполнено.

- Если говорить непосредственно о Тольятти, то дискуссия о новой политической реальности пока еще не затихает, тем более что пока команда мэрии не сформировала в полном объеме. Тольяттинцам эта тема все еще интересна?

- Да, общество пока неоднородно. Но это не значит, что жизнь в городе должна остановиться. Сразу после выборов мэра под пристальным вниманием оказалась именно городская дума, и ее позиция по отношению к новому градоначальнику. И дело даже не в том, кто туда изберется и когда будет избираться, как и от какой партии. От думы сообщество ждет несколько большего, причем не очередного политического шоу, а именно консолидации городских интересов в едином русле. Совершенно очевидно, что именно дума должна стать консолидирующей силой в Тольятти. И этому есть ряд оснований. В соответствии с уставом города ТГД курирует бюджетный процесс Тольятти, формирование и реализацию различных городских целевых программ. Во-вторых, дума напрямую участвовала в привлечении субсидий из вышестоящих бюджетов. И во многом успешно. На те же дороги в 2012 г. будет привлечено как минимум 400 млн р. С учетом нашего софинансирования общая сумма превысит 532 млн р.

- Вы говорите о консолидации. Каким образом ее можно добиться?

- Достигнута договоренность с мэром Сергеем Андреевым, председателем совета директоров промышленных предприятий Тольятти Игорем Комаровым о создании координационного совета по определению приоритетных, подчеркиваю, приоритетных, злободневных вопросов и путей их решения. В настоящий момент разрабатывается положение о координационном совете. Предполагается, что в него войдет семь человек: мэр г. о. Тольятти Сергей Андреев, председатель совета директоров промпредприятий Игорь Комаров, член совета директоров, почетный гражданин города Виктор Герасименко, председатель ТГД Алексей Зверев, по согласованию — один из тольятинских депутатов СГД, президент тольяттинской ТПП Виталий Матвеев, заместитель председателя общественного совета при ТГД Борис Цирульников. Думаю, что у людей с подобным статусом должна существовать своя площадка для дискуссий. За каждым из участников координационного совета стоит своя структура, на которую можно транслировать принятые на коорсовете решения, но взаимодействие между первыми лицами по определению проблемных точек должно быть прямым и без посредников. Присутствие депутатов СГД в коорсовете более чем обоснованно. Именно им предстоит защищать те или иные тольяттинские расходные статьи в областном бюджете. Они должны видеть реальную заинтересованность местных властей в том или ином финансировании. Напомню, недофинансированным остается ряд городских программ почти на 4 млрд р. Эти деньги необходимо привлечь. Ни мэрия, ни ТГД в одиночку этого не сделают.

Собственно, коллегиальный орган создавался не для того или иного мэра, а с целью усилить взаимодействие между мэрией и думой, а также усилить ответственность как представительной, так и исполнительной власти в Тольятти.