Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (411) | 2 апреля 2012г.
 

Дембельский аккорд

Кирпичников сформировал пути отхода в Сбербанк

Сейдамет Абреков

С 1 апреля в Тольятти изменилась система оплаты за содержание детей в детских садах. Родителям предлагают получать пластиковые карты, чтобы платить меньшую комиссию ОАО «Сбербанк России». Т.е. Сбербанк либо будет зарабатывать на высокой комиссии, либо сможет формировать красочную отчетность по выдаче карт. Параллельно мэрией Тольятти были проданы ряд помещений, где ранее находился Сбербанк. Снижение количества офисов поможет Сбербанку при желании сократить персонал и при этом в качестве причины сокращений указать действия мэрии. Подразделения мэрии Тольятти, ответственные за прием средств и реализацию имущества, находились в подчинении Вадима КИРПИЧНИКОВА (на фото). Эти действия могли стать залогом трудоустройства Кирпичникова в Сбербанке.

На прошлой неделе в детских садах Тольятти появились объявления примерно такого содержания: «Уважаемые родители! В связи с расторжением договора с ОАО «Сбербанк России» с 1 апреля 2012 г. комиссия при перечислении денежных средств за содержание детей в дошкольном учреждении будет составлять 3% от суммы. Предлагаем платить по пластиковым карточкам, комиссия при перечислении денежных средств будет составлять 1% от суммы. При отсутствии банковского вклада или карты для сокращения расходов на оплату комиссии банка за перевод денежных средств предлагаем оформить карту Momentum в любом филиале отделения Сбербанка (оформляется бесплатно)». Судя по всему, речь идет о договоре между департаментом финансов мэрии Тольятти и Сбербанком.

Родители, которые обратились в Сбербанк для получения карт Momentum, вынуждены были заплатить за них 400 р. якобы потому, что изменились условия выдачи карт. По крайней мере, они об этом рассказывают в беседах с корреспондентом «Хронографа». В Сбербанке эту информацию отрицают и говорят о том, что за данные карты нет необходимости платить какие-то деньги. При этом выдвигают версию, что, возможно, кто-то заплатил за некие дополнительные услуги.

В любом случае в действиях Сбербанк можно усмотреть довольно простой механизм повышения объема эмитированных карт, а заодно и увеличение выручки. Очевидно, что родители не захотят платить комиссию 3%. Они будут вынуждены пойти в Сбербанк и получить карту Momentum, тем более что ее предлагают якобы бесплатно. С учетом того, что детские сады Тольятти посещают не один десяток тысяч детей, можно только представить, какие отчеты будут сформированы в Сбербанке, где будет отражена положительная динамика выпуска карт.

При этом в Тольятти наблюдается довольно таки интересная ситуация с офисами Сбербанка. Согласно программе приватизации имущества г.о. Тольятти за 2011 г. сразу пять помещений, где сегодня находятся офисы Сбербанка, были проданы. Это офисы по ул. 50 лет Октября, 10; ул. Жилина, 34; б-ру Курчатова, 5; б-ру Орджоникидзе, 10; ул. Революционной, 8. Почему-то сам Сбербанк не оказался заинтересован в приватизации офисов.

Вслед за тем, как Сбербанк съедет с ныне занимаемых площадей, не исключено, что стоит ожидать сокращения персонала, который там работает. Скорее всего, это будет объяснено некой оптимизацией. Но офисы находились в довольно оживленных местах. Более того, довольно существенная часть населения, придерживающаяся консервативных взглядов, еще не один год и даже не один десяток лет по привычке будет ходить в «сберкассы». Сбербанк же, по крайней мере, в Тольятти, судя по всему, сделал все, чтобы эта клиентура ушла в другие банки.

Так или иначе, но и у процесса разрыва отношений с мэрией Тольятти по поводу обслуживания финансового потока ее структурных подразделений,

а также у процесса отказа Сбербанка от помещений должны быть свои модераторы. Понять, кто именно может модерировать эти процессы, возможно, если проанализировать, как 18 марта прошли выборы в мэры г.о. Тольятти и кто из высших чиновников мэрии Тольятти остался в итоге безработным.

Речь о первом заместите мэра Тольятти Вадиме Кирпичникове. Именно в его подчинении работали руководитель департамента финансов Григорий Гильгулин и руководитель департамента управления муниципальным имуществом Татьяна Бабич. Т.е. Кирпичникову могло не составлять труда «простимулировать» руководителей этих департаментов с одной стороны — отказаться от обслуживания в Сбербанке, а с другой — включить в план приватизации помещения, где находится Сбербанк. Первое могло быть сделано Кирпичниковым для того, чтобы сформировать потенциальное недовольство населения (а дети, которые ходят в детский сад, есть в большинстве семей) перед тольяттинскими властями. Точнее — новым мэром Сергеем Андреевым. При этом рост клиентской базы Сбербанка (за счет тех, кому будут выданы пластиковые карты Momentum), мог быть одним из условий трудоустройства безработного Кирпичникова в Сбербанке.

Что касается сокращения количества офисов, то в данном случае «руками» Кирпичникова и его бывших подчиненных фактически руководство Сбербанка вполне сможет провести непопулярные меры, например, сокращение персонала под предлогом оптимизации. Проще говоря, руководство Сбербанка сможет сказать тем, кого, возможно, собирается уволить, что, дескать, это мэрия Тольятти продала помещения и теперь нужно оттуда съезжать, а новых рабочих мест в Сбербанке нет. В данном случае опять же будет сформирован слой людей, недовольных муниципальной властью. Вот только ни Кирпичников, ни руководство Сбербанка это вряд ли будет сильно беспокоить.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.