Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (411) | 2 апреля 2012г.
 

Оптимизируют слабых

МП Самары оценят по эффективности работы за 2011 год

Сергей Ромашов

27 марта департамент экономического развития (ДЭР) Самары обнародовал перечень качественных показателей, отражающих эффективность работы муниципальных предприятий (МП) в 2011 г. Документ был представлен депутатам Думы г. о. Самары (ДГОС) на заседании комитета по экономике. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности МП за прошлый год будет отражен в этом перечне и представлен на рассмотрение депутатов в конце апреля 2011 г. Однако приблизительные итоги работы некоторых МП можно спрогнозировать уже сегодня.

В список вошло 104 показателя по восьми отраслям экономики города. Деятельность МП, работающих в транспортной отрасли, будут оценивать по таким показателям, как рентабельность перевозок, среднее время ожидания пассажиров на остановках и др. У депутатов возникли большие сомнения по поводу такого критерия, как время ожидания для транспортных предприятий. Гораздо важнее оценить рентабельность перевозок.

Стоит заранее отметить, что любое муниципальное транспортное предприятие планово убыточное. К примеру, лишь треть маршрутов МП «Пассажиравтотранс» окупаются. Остальные приносят убытки, поскольку на них количество пассажиров на единицу транспорта очень низкое.

На некоторых маршрутах конкуренцию предприятию составляют коммерческие перевозчики, а также есть направления, где практически отсутствует пассажиропоток. Однако в отличие МП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ) и МП «Самарский метрополитен» предприятие МП «Пассажиравтотранс», возглавляемое Дмитрием Полуляхом, наименее убыточное. Если в 2009 г. его МП показало убыток в 38 млн р., то 2010 г. компании удалось закончить с прибылью в 2,2 млн р. Есть вероятность, что компания покажет не хуже результат и за 2011 г.

А вот от МП «Самарский метрополитен» и МП «ТТУ» можно ожидать лишь убытков. Последние два года компании стабильно теряли десятки миллионов. При этом если убытки первого МП с его единственной веткой метро составляли 53 млн р. в 2009 г. и 42 млн р. в 2010 г., то убытки ТТУ — 144 млн р. в 2009 г. и 143 млн р. в 2010 г. соответственно.

В последние годы стабильную прибыль показывало МП «Самараводоканал». С 2009 г. по 2010 г. прибыль компании увеличилась с 13 млн р. до 169 млн р. Высокие показатели прибыли по итогам работы за 2010 г. также прослеживаются у МП «Пассажиртранссервис», МП «Единый информационно- расчетный центр», МП «Благоустройство», МП «Архитектурно- планировачное бюро» и МП «Ремстройзеленхоз».

Именно на эти предприятия делает ставку мэрия, и под эти МП распределяются значительные средства из городского бюджета. Данные МП по итогам 2011 г. работы вероятнее всего сохранят свои позиции самых прибыльных муниципальных предприятий Самары.

Этого нельзя сказать об МП, работающих в прочих отраслях. Руководитель ДЭР Александр Карпушкин пояснил, что проведение оценки МП по критериям должно подтвердить или опровергнуть планы по ликвидации того или иного предприятия. В настоящее время планируется ликвидация таких предприятий, как МП «Кинотеатр «Россия», МП «ТВ-приемная сеть», МП «Инженерная служба». Также планируется объединение МП «Бюро реконструкции и развития», «Бюро обмена и оценки» и «Городской земельный центр». МП «Ремжилуниверсал», «Перспектива» и «Транссервис» планируется объединить в одно предприятие. Соответственно, ожидать от этих компаний прибыли по итогам работы за 2011 г. также не приходится.