Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (410) | 26 марта 2012г.
 

Во всем виноват бюджет

Штаб Шахова отработал в пользу Андреева

ИА «Центр-Инфо»

19 марта председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) Автозаводского р-на г. о. Тольятти Георгий БАШКИРОВ подвел официальные итоги выборов мэра Тольятти. Новым мэром Тольятти стал Сергей АНДРЕЕВ. Анализ предвыборной кампании другого участника второго тура -Александра ШАХОВА — дает основание полагать, что электорат Андреева оказался мобилизован во многом за счет действий штаба Шахова. В свою очередь проигравший штаб, судя по всему, интересовался преимущественно освоением предвыборного бюджета.

Предполагаемый сценарий выборов мэра Тольятти «Хронограф» опубликовал еще в прошлом году (см. «Хронограф» №44 (397) от 12.12.11). Штаб нового мэра Тольятти Сергея Андреева, в принципе, ничем не удивил. Стратегия выборов Андреева благополучно обошла подводные камни, тем самым подтвердив адекватность редакционных аналитических выкладок. Штаб «Единой России» (ЕР) действовал с точностью до наоборот, на каждом шагу подтверждая, что для «партии власти» желание номенклатуры — догма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Александр Шахов, невзирая на объективные факторы, вдруг стал «электоральной фигурой», а основной задачей штабистов стало освоение бюджета.

19 марта Георгий Башкиров сообщил, что в повторном голосовании по выборам мэра Тольятти приняли участие 37,91% от числа зарегистрированных избирателей. 56,94% проголосовавших отдали свои голоса за Сергея Андреева, 40,06% — за Александра Шахова. Если говорить в абсолютных значениях, то за Андреева проголосовало 122 367 человек, за Шахова — 86 096. Всего проголосовало около 214 тыс. человек.

Что касается Башкирова, то стоит напомнить, что он работал в структуре МВД под руководством Александра Шахова. Многие наблюдатели полагали, что присутствие Башкирова в ТИК будет способствовать победе Шахова. По крайней мере, штаб проигравшего кандидата, судя по всему, был в этом уверен. Как оказалось, такие предположения полностью разошлись с действительностью.

Результаты первого тура голосования только подкрепляли версию о существовании неформального тандема «Шахов — Башкиров». Стоит напомнить, что в первом туре Александр Шахов набрал 36,49%, Сергей Андреев — 32,31%.

Башкиров достойно завершил избирательную кампанию
Башкиров достойно завершил избирательную кампанию

Но, чтобы понять причины поражения Шахова, нужно говорить об абсолютных показателях. В первом туре за Шахова проголосовало 122 753 человека, за Андреева — 108 683. Т. е. во втором туре за Андреева проголосовало почти на 14 тыс. человек больше, а за Шахова — на 36 тыс. меньше. При этом на первом этапе проголосовало более 328 тыс. человек, т.е. явка на повторное голосование снизилась на 114 тыс. человек.

Бесспорно, на снижение явки повлияло то, что во втором туре не было голосования за президента РФ. Наблюдатели и штабисты ожидали снижения явки в два раза. На деле снижение составило 35%. Очевидно, что залог успеха альтернативных кандидатов формата Андреева кроется в мобилизации электората. По сути, последнюю неделю перед голосованием штабисты нынешнего мэра работали на мобилизацию своих избирателей, убеждая их в том, что если 18 марта они не придут на выборы, то наступит некая политическая катастрофа.

С точностью до наоборот действовал штаб Шахова. Получив ничего не значащее преимущество в первом туре, проигравшая сторона пошла на второй тур под лозунгом «Сергей Андреев отстал». Именно такая формулировка использовалась в одной из подметных листовок. Создается впечатление, что к последней агитационной неделе не только сам кандидат, но и все его окружение окончательно потеряли чувство реальности и на полном серьезе начали делить портфели в будущей администрации.

Сразу после первого тура голосования штаб Шахова объявил о создании предвыборной коалиции, в которую вошли кандидаты, выбывшие из списка претендентов на пост главы Тольятти. Шахова поддержали представители партии «Справедливая Россия» Борислав Гринблат и Михаил Маряхин, а также коммунист Андрей Серафимов.

Эти кандидаты в первом туре набрали в общей сложности около 20% голосов. При этом Серафимов набрал половину из этих голосов. В абсолютном значении за эту троицу проголосовало 72 тыс. человек. Если бы эти избиратели действительно проголосовали за Шахова, то он бы победил. Однако шаховский штаб предпочел не замечать того, что эти 72 тыс. тольяттинцев в первую очередь голосовали против ЕР. Поэтому разумнее предположить, что большинство избирателей, возмущенных созданием альянса, либо вообще не пришли на выборы, либо проголосовали за Андреева.

Особое внимание вызывает политический пассаж Серафимова. «Хронограф» писал, что на местном уровне КПРФ может поддержать Шахова. Однако на региональном коммунисты выступят, скорее всего, в поддержку Андреева (см. «Хронограф» №8 (407) от 5.03.12). Шаховские штабисты и здесь отличились, проведя легендарную пресс-конференцию на следующий день после первого тура. В результате КПРФ получила две недели на опровержение очередной «креативной» идеи тольяттинских «единороссов». Если бы штаб интересовался региональными СМИ и хоть немного — реальной ситуацией, то мероприятие по слиянию следовало провести в конце второй недели. В данном случае напрашивается банальное предположение о раздаче бонусов. Впрочем, эти самые бонусы могут объяснить любую нелепость, сгенерированную шаховским штабом.

Особое недоумение вызывает то, что в первом туре штаб Шахова умудрился поднять своего кандидата с нулевой позиции до 120 тыс. голосов. Следовательно, потенциал роста у Шахова мог реализоваться даже при «безумном» штабе, если бы, конечно, кто-нибудь из штабистов всерьез интересовался результатами выборов. Скорее всего, штабистов подвела уверенность в безотказности административного ресурса. Добавьте к этому колоссальный бюджет, попавший в руки тех, кому больше 100 р. давать в руки не рекомендуется, и потеря чувства реальности становится единственным возможным диагнозом.

Классическим примером может служить фактический владелец газеты «Тольяттинское обозрение» Владимир Яркин. Именно его газета играла роль «сливного бачка» как в информационном, так, вероятно, и в финансовом смысле. Однако если в начале кампании экс-депутат вполне разумно пытался дистанцироваться от своего СМИ, то в последнюю неделю не удержался и открыто включился в группу поддержки Шахова. Но прогадал.