Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (408) | 12 марта 2012г.
 

Должность для Владельщикова

Тольяттинский бизнес уже определился с командой будущего мэра

ИА «Центр-Инфо»

18 марта во втором туре будет избран мэр г. о. Тольятти. Между тем в кулуарах избирательных штабов кандидатов уже начались процессы, которые назвать иначе как дележом портфелей будущих глав департаментов назвать сложно. Особенно удивляет активность лоббистов директора МУПП г. Тольятти «Экология» Леонида ВЛАДЕЛЬЩИКОВА (на фото), которые намереваются продвинуть его на пост главы департамента городского хозяйства. Хотя не все еще так однозначно, эксперты уверены, что, кто бы ни был избран мэром, он вряд ли поддастся на то, чтобы менять главу департамента в разгар отопительного сезона. Это может привести к риску дестабилизации работы коммунальной отрасли.

Стандартные процедуры

Сегодня можно только гадать, кто из двух кандидатов, дошедших до второго тура выборов мэра, все-таки будет избран. Однако уже складывается ощущение, что в Тольятти есть группы лиц, которые не просто демонстрируют полную уверенность в исходе второго тура, но даже начали лоббировать продвижение нужных себе людей на ключевые должности в мэрии.

Традиционно новый мэр приводит за собой нового первого заместителя, который должен пройти согласование в Думе г. о. Тольятти. Сейчас эту должность занимает Вадим Кирпичников. Менее сложная процедура предусмотрена при назначении остальных заместителей мэра (по вопросам социальной сферы, городскому хозяйству и строительству). Заместителями нынешнего мэра по данным направлениям, соответственно, являются Ирина Кочукина, Владимир Иванов и Николай Трохачев.

После утверждения профильных замов начинается формирование команды руководителей департаментов. Но, как правило, при избрании нового мэра этот процесс может сопровождаться созданием и утверждением новой структуры мэрии. Так было при избрании Анатолия Пушкова. Велика вероятность, что так произойдет и после подведения итогов текущих выборов.

Сегодня уже можно образно поделить ключевые позиции в мэрии по признаку того, где главы уже готовятся к уходу, и на те, где таких намерений пока не наблюдается. Уход на пенсию Татьяны Бабич предопределил смену руководителя в департаменте по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ). Есть мнение, что ДУМИ и управление земельных ресурсов (УЗР) будут объединяться, т. к. имущественные вопросы нераздельно связаны с земельными. При этом ДУМИ и УЗР находятся в структурах разных заместителей мэра: ДУМИ — первого зама, УЗР — зама по строительству. УЗР возглавляет Татьяна Холназарова. Изменения в структуре управления и подчинения почти всегда подразумевают обновление руководящего состава. Аналогичные процессы могут затронуть и недавно созданное управление потребительского рынка Хетага Тагаева, которое возникло в результате разукомплектования подконтрольного ему департамента.

Накопившаяся в течение многих лет критика в адрес руководителя управления физкультуры и спорта Василия Одинокова, скорее всего, приведет и к его замене. И можно сказать, что городской спорт от этого вряд ли что-то потеряет.

Особая специфика

Между тем в структуре мэрии функционирует ряд департаментов, от непрерывности работы которых напрямую зависит стабильность жизнеобеспечения города, а также социальный климат.

Более всего это описание подходит под деятельность департамента городского хозяйства, как, впрочем, под все службы, которые курирует заместитель мэра по городскому хозяйству.

Но как это ни странно, именно к структурам городского хозяйства сегодня приковано внимание лоббистов новых назначенцев. На неформальном уровне уже можно услышать разговоры о том, что якобы будущий мэр свою кадровую политику начнет с назначений на ключевые посты именно в этой отрасли.

Владимир Иванов комментировать ситуацию не стал, сославшись на отсутствие у него подобных данных. И это вполне логично: ему как грамотному специалисту с многолетним стажем понятно, что любые попытки спекуляций на эту тему могут негативно отразиться на качестве работы отрасли. Здесь все решения должны быть взвешенными, всесторонне изученными, должно быть четкое представление о том, к каким дальнейшим последствиям приведет то или иное плохо проработанное и наспех принятое решение. Тем более кадровое. Особенно актуален этот вопрос в период отопительного сезона и в период планово-предупредительных работ (ППР).

Стабильность работы поставщиков ресурсов, управляющих компаний (УК) и других организаций сектора ЖКХ напрямую влияет на качество услуг, оказываемых населению города. Важным будет период выхода из отопительного сезона.

Далее предстоит еще более ответственная задача — составление и согласование плана подготовки к следующему отопительному сезону и ведение ППР. Если будет приниматься решение о назначении нового профильного руководителя в мэрии, то в первую очередь надо будет просчитать все риски. Ведь новому руководителю, даже если он профессионал коммунальной отрасли, потребуется время для вхождения в курс дела.

Директор по сбыту ОАО «ТЕВИС» Сергей Анташев разделяет это опасение. При этом он отмечает, что у специалистов, которые смотрят на отопительный сезон с технической точки зрения, существует негласная позиция не принимать кардинальных решений до выхода из этого периода. Однако несмотря на отсутствие т. н. прямых договоров участников рынка с мэрией, именно городским властям приходится включаться в работу в случае возникновения конфликтных ситуаций между поставщиками, транспортировщиками и потребителями коммунальных услуг и энергии. Отсутствие должного понимания этих процессов способно привести к коллапсу.

Сила лоббистских интересов

Между тем наиболее настойчиво руководящую должность в городском хозяйстве пророчат директору МУПП «Экология» Леониду Владельщикову. Причем его связывают не с конкретным кандидатом в мэры, а с группой лиц, которые имеют определенные интересы в жилищно-коммунальном секторе, в т. ч. владеют единственным частным полигоном в Тольятти.

Владельщиков, несомненно, опытный управленец, но в достаточно узкой сфере.

Возглавляемый им МУПП занимается удалением и обработкой твердых отходов на территории Тольятти, включая бытовые, промышленные, медицинские и другие отходы. До МУПП Владельщиков был соучредителем ООО «Эколайн». Эколайн владеет единственным действующим в Тольятти полигоном захоронения ТБО. Второй полигон — в ведении МУПП (см. «Хронограф» №1 (310) от 18.01.10).

Примечательно то, как Владельщиков переходил на работу в муниципальное предприятие из частного бизнеса. До этого он работал генеральным директором ОАО «ВНИИ-ЦЕММАШ», а из состава учредителей ООО «Эколайн» вышел уже после того, как прокуратура обратила внимание мэрии на недопустимость совмещения должности директора муниципального предприятия с учредительством в частной компании. Примечательно, что эта компания занимается смежным с МУПП бизнесом. И только после представления прокурора г. Тольятти на имя мэра Владельщиков вышел из состава учредителей этой коммерческой структуры (см. «Хронограф» №18 (327) от 24.05.10), но все равно продолжал оставаться представителем в других, в частности в ОАО «Судо-Волга» (см. «Хронограф »№31 (340) от 20.09.10). Эти совмещения сработали в пользу версии независимых экспертов о том, что Владельщиков должен был стать лоббистом интересов лиц, стоящих за бизнесом ООО «Эколайн». Вероятно, сегодня они могут преследовать ту же цель, что и ранее.

Равноудаленность от бизнеса — важная черта для чиновника. Иначе его вчерашние партнеры по бизнесу сумеют получить от такого назначенца преимущества.

То, что у Владельщикова имелась склонность к «регулированию» рынка, свидетельствует следующий эпизод. МУПП «Экология» по части видов своей деятельности может иметь признаки доминирующего на рынке субъекта, в частности, по предоставлению услуг по утилизации отходов в яме «Беккари» и биотермической утилизации медицинских отходов. Однако на учете в Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской обл. оно не состоит. Это позволяет предприятию устанавливать собственные, по сути, ни с кем не согласованные тарифы (см. «Хронограф» №5 (404) от 13.02.12).Так, в 2012 г. цена утилизации трупа одного животного, вне зависимости от размера, увеличилась в 50 раз и составила 5 тыс. р. за штуку. Выбора этой услуги жителям представлено в Тольятти не было.

Можно представить, на что будет похожа система городского хозяйства, если Владельщиков будет принимать подобные решения как заместитель мэра по городскому хозяйству или в роли руководителя профильного департамента.

Комментарии

Сергей АНТАШЕВ, депутат Думы г. о. Тольятти

- У технарей есть мнение, что глубокие перемены в сфере или какие-то организационные мероприятия в период отопительного сезона не производятся. Но есть и другая точка зрения: смотря, кто придет. Есть люди, которые в курсе вопроса, могут прийти и сразу заняться делом. Если будет человек со стороны, то пока он разберется... Это зависит от персоналий, поэтому надо рассматривать конкретную кандидатуру.