Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (407) | 5 марта 2012г.
 

Минахмет Халиуллов:

Жители выбрали новую форму управления МКД

Егор Кошеров

Минувшая неделя оказалась богатой на весьма странные информационные вбросы в отношении ряда самарских управляющих компаний. Их подоплека во многом может крыться в изменении федерального законодательства. Отсюда проистекает изменение механизмов взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями (УК) и конечными потребителями ресурсов — жителями г. о. Самара. О тенденциях, наметившихся на самарском рынке ЖКХ, в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор ООО «Приволжский ПЖРТ», депутат Думы г. о. Самара Минахмет ХАЛИУЛЛОВ.

- Минахмет Мидехатович, в ряде СМИ на минувшей неделе была распространена информация о готовящейся ликвидации Приволжского ПЖРТ и создании компании-близнеца. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? Что, на ваш взгляд, послужило поводом для появления подобной информации?

- Создание новой организации -это попытка перейти на непосредственное управление. Что это такое? Давайте по порядку. В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, ТСЖ либо управление управляющей компанией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Первый — это управляющая компания, второй — ТСЖ и третий — непосредственное управление. Чем они отличаются друг от друга? Тем, что ТСЖ, как правило, обслуживает один-два дома. Но опыт показывает, что рентабельность обслуживания такого количества домов очень низка. Допустим, необходимо нанимать на два дома одного дворника, одного электрика, одного слесаря. И для этого все равно содержать штат сотрудников — председатель, бухгалтер, которые должны вести отчетность, платить налоги на заработную плату, нанимать технику на вывоз ТБО, КГМ (крупногабаритный мусор. – Прим. авт.), убирать близлежащую территорию от снега. Все это накладно. Поэтому многие ТСЖ сегодня сами не обслуживают жилфонд, а заключают договоры с УК. Это первый момент.

Второй, самый распространенный, — это УК, которая несет бремя ответственности не только по содержанию, текущему ремонту и эксплуатации жилого фонда, но и по исполнению коммунальных услуг. Т. е. коммунальные службы (ПТС, Водоканал) за свои услуги не несут никакой ответственности перед жильцами.

И третья форма — это непосредственное управление. Данная форма управления предусматривает прямые отношения и ответственность между жильцами и поставщиками услуг.

После заключения договоров с собственниками МКД новая управляющая компания, в соответствии с законодательством, встала в единый реестр управления многоквартирными домами г. о. Самара под номером 080117. Поэтому нарушений, с правовой точки зрения, в создании предприятия с новым ИНН я никаких не вижу. Все функции и материально- технические ресурсы предприятия сохранены.

- А в чем суть этого управления?

- Суть в том, что, в связи с новыми поправками к Жилищному кодексу, принятыми в 2011 г., жильцы большинства многоквартирных домов стали иметь возможность изменить способ управления.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственники помещений в данном доме заключают договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией на основании решения общего собрания указанных собственников. По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

Договоры же холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом. Соответственно, ресурсоснабжающие организации будут обязаны заключить договоры с каждым собственником самостоятельно.

То есть управляющие компании выполняют те же самые работы по содержанию и текущему ремонту. Но здесь есть одно «но». К примеру, ПТС и Водоканал должны будут теперь заключать договоры непосредственно с жильцами домов. И тогда прервется эта хитроумная цепочка, промежуточным звеном которой является управляющая компания, которая, по сути, не продает и не получает прибыль за коммунальные услуги, а вынуждена нести ответственность за его поставку. Т.е. поставщики перекладывают свои обязанности на обслуживающую организации. В ряде крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, пошли именно по этому пути. Т. е. они выбрали форму управления как непосредственное управление и тем самым страхуют население от т. н. «тринадцатой квитанции», т. е. от сверхнорматива. Получается, что Тепловые сети, Водоканал — основные поставщики коммунальных услуг — должны работать непосредственно с самим жильцом и отвечать за количество и качество поставляемой услуги.

А в настоящее время получается, что расчеты с поставщиками коммунальных услуг производятся по выставленным счетам-фактурам, независимо от сбора денежных средств с населения. Естественно, что УК не всегда имеют возможность оплатить поставщикам вовремя, т. к. вынуждены бороться с должниками в одиночку. Дебиторская задолженность населения за тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ПТС», составила 41 млн р., кроме того, ресурсоснабжающие организации (в частности, ЗАО «ПТС»), выставляют счета за потребление по установленным нормативам, однако фактическое потребление значительно ниже. К примеру, за 2011 г. сверхнормативное потребление тепловой энергии, поставляемой ПТС, составило свыше 78 млн р.(составляющая бюджетного финансирования).

Следовательно, цифры, указанные в «Самарском обозрении», абсолютно надуманы и не соответствуют действительности.

- Так что в итоге происходит со старой компанией — Приволжское ПЖРТ?

- Старое предприятие заниматься самоликвидацией в ближайшем будущем не собирается. У нас имеется порядка 150 млн р. дебиторской задолженности населения перед предприятием. Сбор долга, естественно, будет поступать на старое предприятие, соответственно, перечисляться поставщикам коммунальных услуг. Повторюсь, что жителями с вышеуказанной компанией заключены прямые договоры. На их основании денежные средства, внесенные гражданами в оплату содержания жилья и коммунальных услуг, поступают непосредственно в управляющие компании и аккумулируются на лицевых счетах домов. Расходование средств контролируется жителями, они сами определяют, куда необходимо направить денежные средства для содержания именно их дома. Собственники многоквартирных домов могут требовать отчет о проделанной работе, поскольку понимают, что сами могут контролировать целевое использование денежных средств.

- Если говорить про Приволжский ПЖРТ, то сколько у вас абонентов на сегодня?

- У нас на обслуживании 28400 квартир, т.е. лицевых счетов. Жильцы тоже понимают, что из-за недобросовестных плательщиков квартирной платы и коммунальных услуг УК приходится оплачивать, т. к. за несвоевременную оплату поставщики подают иски в суд с учетом сверхнорматива и дебиторской задолженности. Т. е. деньги, которые население платит за содержание и текущий ремонт, приходится расходовать на коммунальные нужды. Соответственно, это приводит к ухудшению качества обслуживания. В данном случае при переходе на непосредственное управление качество обслуживания только улучшится и ресурсоснабжающие организации вынуждены будут отвечать за свою работу.

В заключение хочется добавить, что в настоящее время граждане, проживающие на территории Приволжского микрорайона, микрорайонов Солнечный, Ипподром, Метеоцентр, изъявляют желание быть на обслуживании и в управлении у нашего предприятия, что говорит о том, что наша компания может хорошо и оперативно работать. Предприятие принимает активные меры по предотвращению сверхнормативного потребления, а именно — только в 2011 г. установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на 26 многоквартирных домах и на холодное водоснабжение на 150 домах. В 2012 г. наша управляющая компания планирует полностью установить внутридомовые приборы учета холодного водоснабжения и до 2015 г. полностью оборудовать приборами учета на тепловую энергию и горячее водоснабжение. Таким образом, будет фиксироваться фактическое потребление коммунальных услуг и никаких разногласий по сверхнормативному потреблению с поставщиками возникать не будет. Поэтому жители Приволжского микрорайона выбрали новую форму управления МКД.