Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (403) | 6 февраля 2012г.
 

Истерия вокруг АВТОВАЗа

Оппоненты Путина вытащили старые козыри

Борис Кротов

2 февраля ОАО «АВТОВАЗ» сообщило об объемах производства автомобилей в рамках госзаказа. В первом полугодии 2012 г. АВТОВАЗ изготовит более 4,5 тыс. автомобилей семейств LADA Priora, LADA Samara и LADA 4x4. В 2011 г. АВТОВАЗ произвел в рамках сотрудничества с корпоративными клиентами более 34,5 тыс. автомобилей LADA, в т. ч. участвуя в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.».

Старая риторика

Как ни парадоксально, но предвыборная ситуация в РФ, несмотря на устойчивое восстановление экономики, по идеологическому наполнению напоминает 2009 г., когда машиностроительная отрасль находилась в состоянии глубокого кризиса. Именно тогда решение о поддержке ОАО «АВТОВАЗ» в виде беспрецедентных объемов вливаний из бюджета и запуска программы утилизации было встречено частью общества крайне негативно. Хотя в 2009 г. речь шла не только о спасении конкретно взятого хозяйствующего субъекта. Что касается ОАО «АВТОВАЗ», то проблемы автопрома, в свою очередь, отразились на сокращении производства 166 предприятий-смежников. В результате в текстильном и швейном производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий индексы промышленного производства к январю-декабрю 2008 г. составили, соответственно, 41,3% и 45,7%. По крайней мере, именно такие данные содержит официальный отчет о социально-экономическом развитии Тольятти за 2009 г. Согласно тому же отчету, среди всех безработных Тольятти доля бывших работников отрасли машиностроения составила более 45%.

В сложившейся ситуации спасение ОАО «АВТОВАЗ» являлось не столько политическим, сколько социально-экономическим. Политически окрашенными уместнее было бы назвать высказывания негативно настроенной части общества, считающей, что оказание государственной помощи градообразующему предприятию в городе с населением, превышающем 700 тыс. человек, — это «вкачивание денег в черную дыру». В стороне осталось то, что за любой общественно-значимой дискуссией стоят ее модераторы. И, очевидно, курс на «излечение» машиностроительной отрасли от застарелых проблем, курс на ее модернизацию им был крайне невыгоден. В стороне от дискуссии о «похоронах АВТОВАЗа» осталось и еще одно немаловажное обстоятельство. На смежных с автопроизводителем предприятиях трудится более 2 млн человек. В случае высвобождения такого количества взрослого трудоспособного населения меры оказания господдержки, но уже адресной, такому количеству безработных могли бы быть существенно выше, не считая безусловного обострения социальной обстановки.

О состоянии дел на АВТОВАЗе Владимир Путин узнавал от рабочих завода
О состоянии дел на АВТОВАЗе Владимир Путин узнавал от рабочих завода

Как бы там ни было, но в 2009 г. был предпринят ряд мер, направленных на вывод отрасли машиностроения из кризиса. Для Тольятти решение правительства РФ поддержать отрасль было более чем принципиальным. Доля производства автомобилей и запчастей к ним составляет 75% всех товаров, производящихся в Тольятти.

Выстояли и развиваются

Правительство РФ адекватно оценило ситуацию и взяло ее под контроль. После лично принятых Владимиром Путиным решений о разумной и своевременной помощи АВТОВАЗу во время кризиса компания справилась с основными проблемами. Не секрет, что проблемы АВТОВАЗа копились не одно десятилетие и госпомощь позволила автопроизводителю выйти на путь устойчивого развития. Эта помощь изначально не была «вкачиванием бюджетных средств в черную дыру», как заявляли противники и скептики. За каждый полученный рубль заимствований завод отчитывается делами, постепенно возвращая государству все. В настоящий момент выполнена самая важная часть антикризисных мероприятий, АВТОВАЗ модернизируется и обновляется, согласно утвержденной в правительстве стратегии развития до 2020 г., а самое главное — предприятие показало прибыль. Что характерно, на уровень прибыльности АВТОВАЗ вышел уже по итогам 2010 г. В 2011 г. на предприятии произошло обновление линейки моделей, отвечающих современным требованиям. В декабре 2011 г. в серийное производство запущена LADA Granta. «Все наши проекты показывают — есть серьезные улучшения, — прокомментировал президент АВТОВАЗа Игорь Комаров запуск новой возовской модели. -Наша задача — не расслабляться, дальше повышать качество, эффективность, осваивать новые модели. Мы готовы в дальнейшем разрабатывать и производить нашу продукцию (автомобили, двигатели, коробки передач и т. п.), но к этому будут добавляться также и проекты альянса. Успешность реализации всех этих задач зависит от нас самих, от нашего конструктивного, правильного отношения к своим обязанностям».

Очевидно, что запуск в серийное производства LADA Granta не состоялся, если бы государство не оказало АВТОВАЗу беспрецедентную помощь в размере 75 млрд р.

В частности, эти средства были направлены на создание рабочих мест на предприятиях, куда был выведен временно высвобожденный с АВТОВАЗа персонал. Силами этих предприятий для выпуска новых моделей были модернизированы существующие производственные мощности завода.

В ближайшем будущем в планах производителя запуск вместе с альянсом Renault-Nissan — АВТОВАЗ производство автомобилей на платформе ВО. В конце I кв. 2012 г. начнется выпуск универсала повышенной вместимости LADA Largus — первой модели на этой платформе, а в конце 2012 г. запланирован выпуск автомобиля Nissan. Развитие событий более чем показательно. За два года после глубочайшего кризиса АВТОВАЗ не только восстановился, но и стновится мультибрендовым производителем с гарантированным заказом от Renault и Nissan.

Россияне проголосовали рублем

Результаты реализации новых автомобилей по программе утилизации в очередной раз продемонстрировали лидирующее положение автомобилей семейства LADA на рынке продаж новых автомобилей в РФ. Как бы там ни было, но сухие цифры статистики полностью опровергают тезисы о том, что продукция ОАО «АВТОВАЗ» не может быть востребована современным покупателем, а поддержание на плаву отечественного автопроизводителя экономически неоправданно. За новой моделью ОАО «АВТОВАЗ» — LADA Granta — уже сформирована очередь, по крайней мере до апреля 2012 г. За существование АВТОВАЗа высказался не столько премьер-министр Владимир Путин — за ОАО «АВТОВАЗ» рублем проголосовали десятки тысяч автовладельцев России, купивших ранее и продолжающих приобретать сейчас автомобили LADA.

С другой стороны, перед Тольятти до сих пор стоит задача по уходу от монозависимости, диверсификации бизнеса. В Тольятти реализуется проект ОЭЗ промышленно- производственного типа. В 2012 г. приступят к строительству II очереди it-парка «Жигулевская долина». В Тольятти развивается сразу несколько крупных экономических кластеров — инновационный, автомобилестроительный, химический, кластер переработки отходов производства и потребления. Все проекты связаны с миллиардными инвестициями, причем не только из бюджета, но и из средств заинтересованного бизнеса.

Если в 2009 г. довольно безответственные предложения «похоронить АВТОВАЗ» могли бы объясняться замешательством от стихийно ухудшающейся ситуации, то сейчас, во время наметившегося роста и объективного снижения инфляции, подобные заявления иначе как политизированными назвать трудно. Россия живет в период кампании по выборам президента страны. От выбора россиян зависит экономический курс страны на ближайшие годы.