Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (402) | 30 января 2012г.
 

Работа на перспективу

Получив новую базу, АТП №3 начнет модернизацию логистики

Илья Ширтанов

На фоне реализации таких глобальных проектов, как особая экономическая зона (ОЭЗ) Тольятти и IT-парк «Жигулевская долина», городское МП «ТП АТП №3» поставило перед собой задачу модернизации логистической системы пассажирских автоперевозок в Автозаводском р-не г. Тольятти. На собственные средства предприятием была приобретена диспетчерская станция. После переоборудования площадки этот объект станет мощным транспортным узлом, способным обслуживать крупные транспортные потоки в этом районе.

В настоящее время более 30% подвижного состава АТП №3 осуществляет свои перевозки на территории Автозаводского р-на. Основная нагрузка приходится на пиковые часы. В это время большинство автобусов задействовано на маршрутах, связывающих жилые кварталы с территорией ОАО «АВТОВАЗ». При этом транспорт в межпиковое время высвобождается, и для отстоя автобусов требуются соответствующие площади.

АТП №3 использует на правах аренды участок в районе КВЦ АВТОВАЗа. Однако то обстоятельство, что АТП №3 не является собственником этого объекта, не позволяет предприятию вкладывать в него средства для модернизации и обустройства. Проблема до сегодняшнего дня оставалась открытой. В частности, нужно было решать вопросы создания нормальных условий для работников АТП №3 — водителей, кондукторов, диспетчеров. Кроме того, в связи с прогнозируемым увеличением пассажиропотоков в сторону промзоны Автозаводского р-на стала вырисовываться перспектива транспортного коллапса. Следует учитывать, что через некоторое время начнут функционировать такие объекты, как ОЭЗ и ГТ-парк «Жигулевская долина». Только в ОЭЗ планируется создание порядка 16,5 тыс. рабочих мест.

Что касается «Жигулевской долины», то на одном из совещаний под председательством министра транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Николая Синельникова были обозначены конкретные даты сдачи объектов. Некоторые объекты, которые прежде всего необходимы для начала деятельности резидентов, будут достроены уже в 2012 г. Резиденты смогут занять арендуемые площади. Т. е. можно ожидать, что в текущем году нагрузка на пассажирский транспорт заметно увеличится. Поэтому в дальнейшем справляться с перевозками по старой схеме вряд ли будет возможно.

Кроме того, не стоит забывать, что АТП №3 является самостоятельным юридическим лицом и, как любое предприятие, нацелено на получение прибыли. Исключение составляют лишь перевозки льготной категории граждан, из-за недостаточности субсидирования которых предприятие, как правило, вынуждено терпеть убытки. При заключении самостоятельных договоров на перевозку сотрудников предприятий АТП №3 не может себе позволить работу в убыток.

В данном случае можно привести пример сотрудничества АТП №3 с АВТОВАЗом. Сама по себе перевозка работников завода уже включает в себя неоправданные затраты в связи с тем, что в одном направлении автобусы идут загруженные, а возвращаются пустыми. Получается, что полезная работа составляет лишь 50%.

Необходимость модернизации логистической системы подтолкнула МП к возврату утраченных активов
Необходимость модернизации логистической системы подтолкнула МП к возврату утраченных активов

При этом АВТОВАЗ, ссылаясь на ограниченность собственного бюджета, практически вынуждает работать АТП №3 по минимальным расценкам, близким к себестоимости оказываемых услуг. Однако и эти деньги не всегда выплачиваются вовремя.

Собственная станция, расположенная в промзоне Автозаводского р-на, позволит перевозчику исключить порожние перегоны автобусов. За счет увеличения прибыли предприятие сможет не только обеспечивать своих работников достойной зарплатой, но и самостоятельно решать вопросы организации деятельности. В частности, закупка автобусов уже не потребует такого количества согласований с представителями городской администрации и депутатами Думы г. о. Тольятти. Николай Синельников по этому поводу ранее отмечал: «Любые методы, которые можно сегодня применять — их нужно применять. Иначе через некоторое время мы останемся без транспорта».

Руководитель департамента дорожного хозяйства транспорта и связи мэрии г. Тольятти, Геннадий Таранов обратил внимание на то, что: «В предыдущие годы множество профильных активов транспортных МП были утеряны. Сейчас мы ведем работу по консолидации разрозненных имущественных комплексов и передаче их в ведение муниципальных транспортных предприятий. Тем самым мы увеличиваем капитализацию этих предприятий, что, несомненно, положительно влияет на устойчивость структуры организаций. В последнее время АТП №3 увеличило свой автопарк на 45 машин, но и этого вряд ли будет достаточно с учетом развития логистической системы».

Увеличение подвижного состава — вполне реальная перспектива, тем более что с началом полноценного функционирования ОЭЗ и IT-парка количество имеющихся единиц подвижного состава вряд ли сможет справиться с возросшим пассажиропотоком. Следует отметить, что за последние три года количество осуществляемых МП пассажирских перевозок уже возросло более чем на 30%.

В целом можно отметить, что системный подход, который демонстрирует АТП №3, является показателем квалифицированной работы руководства компании в лице директора Александра Абрамова. Восстановить то, что было утеряно, и рассчитать все перспективы дальнейшего развития — такую деятельность можно считать конструктивной.

В планах предприятия создать на базе диспетчерского пункта ПТО современную автобазу. Для персонала будут предусмотрены места отдыха, а также точка общепита. Кроме того, планируется возведение таких объектов, как автомойка, гаражные боксы, ремонтная мастерская. Будет налажена связь с диспетчерским пунктом. «Предприятие должно нормально работать, зарабатывать и развиваться», — считает по этому поводу министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. Николай Синельников.

После завершения реконструкции и модернизации объекта данную площадку можно будет считать филиалом АТП №3 в Автозаводском р-не г. Тольятти. В этом случае организация перевозок пассажиров Автозаводского промузла будет осуществляться без каких-либо затруднений. В дальнейшем, опираясь на уже созданную базу, для АТП №3 не будет представлять затруднения развитие транспортной сети в новых направлениях. Соответственно, начинания муниципального предприятия можно считать не только развитием собственной организации, но и выполнением своих непосредственных функций — городских пассажирских перевозок.

Комментарии

Николай СИНЕЛЬНИКОВ, министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.

- Транспорт — это такая же социальная составляющая, не менее важная, чем все остальные, а иногда и более важная. Я думаю, что это понимают все. Я не могу судить о возможностях бюджета Тольятти, но областное правительство поддерживает любые решения, направленные на модернизацию транспортной системы городов.

Александр АБРАМОВ, директор МП «ТП АТП №3»

- Территорию, которую мы до последнего времени использовали в районе КВЦ АВТОВАЗа в качестве отстойника автобусов, вряд ли можно считать удовлетворяющей всем требованиям. Хотя бы потому, что все на ней находящееся мы арендовали. После приобретения пункта возле ПТО на ул. Северной у нас появилась возможность организовать собственную базу на территории Автозаводского р-на. Уже отталкиваясь от этой отправной точки, мы сможем полностью наладить перевозку пассажиров. Конечно же, мы берем во внимание тот факт, что в скором времени пассажиропотоки в направлении вазовской промзоны должны увеличиться.

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти

- Естественно, что транспортная инфраструктура, так же как и муниципальные транспортные предприятия, находится в ведении нашего департамента. Логично, что мы только приветствуем развитие этих направлений. Тем более что МП «ТП АТП №3» смогло за счет собственных средств приобрести диспетчерскую станцию. Это тоже показатель того, что предприятие способно развиваться самостоятельно и работать на перспективу с учетом возрастающих транспортных потоков.

Алексей ПАХОМЕНКО, руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской обл.

Для ОЭЗ это польза, когда транспортно- логистические компании развивают свои производственные мощности, потому что объем заказов с ростом ОЭЗ будет расти. Для ОЭЗ Тольятти это, безусловно, плюс. Чем лучше будет транспортная логистика, пассажирская или грузовая вокруг нашей площадки, тем больше преимуществ для самой площадки. Поэтому начинание можно только приветствовать.