Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (401) | 23 января 2012г.
 

Взяли столицу

Лоббисты Ендудкина близки к возможности диктовать условия сбыта Renault-Nissan

Сейдамет Абреков

На 2 и 14 февраля конкурсный управляющий ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» Наиля ОВЧИННИКОВА назначила аукцион по продаже имущества должника. ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» известно как дилер ОАО «АВТОВАЗ», представляющий московский куст дилеров. Это далеко не единственный бывший вазовский дилер, территориально расположенный в Москве и Московской обл., который сегодня ведут через процедуру банкротства. Очевидно, что перед планируемым увеличением до 50% доли Renault-Nissan в акционерном капитале АВТОВАЗа идет процесс переформатирования вазовской сбытовой сети одного из самых емких рынков в России.

17 марта 2011 г. решением Арбитражного суда г. Москвы ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» было признано банкротом. Заявление о признании себя банкротом было подано в Арбитражный суд г. Москвы 9 апреля 2010 г. самой компанией. В совет директоров ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» входит Сергей Ендуткин, ранее известный как заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Стройфинанс» Владимира Кожухова.

2 февраля на продажу будет выставлено право требования ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» к ОАО «Зеленоград-Лада» — еще одному дилеру АВТОВАЗа — начальной стоимостью чуть более 3 млн р.

14 февраля должны пройти торги по продаже недвижимого имущества ОАО «АВТОВАЗ-Люблино». На продажу выставлено несколько нежилых зданий, расположенных в Москве. В их число вошли здание площадью 5644,3 кв. м (начальная цена — 194,1 млн р.), здание площадью 62,1 кв. м (начальная цена -около 1 млн р.), здание площадью 1412,8 кв. м (начальная цена — около 56 млн р.), здание площадью 3879,9 кв. м (начальная цена -138,3 млн р.), здание площадью 1027,6 кв. м (начальная цена — 33,4 млн р.), здание площадью 196,8 кв. м (начальная цена — 6,4 млн р.), здание площадью 1043,2 кв. м (начальная цена — 34 млн р.). По сообщению Наили Овчиннниковой, все это имущество находится под арестом. Также продается здание площадью 899,5 кв. м, расположенное в Москве, по начальной цене 27,5 млн р. Скорее всего, даже эта относительно выгодная для инвесторов цена будет по мере выставления на торги снижаться до неприличного минимума.

Судя по материалам дела о банкротстве ОАО «АВТОВАЗ-Люблино», часть этой недвижимости может находиться в залоге у ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ).

По крайней мере, арбитраж включил требование НТБ в размере 231,1 млн р. как обеспеченное залогом имущества должника.

Среди других крупных кредиторов банкрота стоит выделить ЗАО «ДАЙМОНД» и ООО «Алтрейд». «10 августа 2009 г. между ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» и ООО «Алтрейд» был заключен договор займа №1. Согласно договору, ООО «Алтрейд» обязалось предоставить заем на сумму 110 млн р. на срок до 9 августа 2012г. Свои обязательства по договору ООО «Алтрейд» выполнило надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Вопреки ст. 310 ГК РФ ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» своих обязательств перед ООО «Алтрейд» не исполнило», — говорится в материалах арбитражного процесса.

Претензии ЗАО «ДАЙМОНД» также основаны на займе в 100 млн р. Важно отметить, что оба заимодавца зарегестрированы в Тольятти по адресу: ул. Комсомольская, 88. По этому же адресу находится ОАО «НТБ», которое сегодня объединяется с ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». Скорее всего, средства, который «ДАЙМОНД» и «Алтрейд» выдали ОАО «АВТОВАЗ-Люблино», в свою очередь были получены этими компаниями в НТБ.

Сегодня ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» -это далеко не единственный бывший вазовский дилер, работающий на территории Москвы и Московской обл., проходящий через процедуру банкротства. На стадии конкурсного производства находятся ОАО «Чехов-Лада» и ОАО «Зеленоград-Лада».

Судя по всему, на АВТОВАЗе успели к этим банкротством подготовиться. 22 октября 2010 г. было зарегистрировано ООО «АВТОВАЗ-Люблино», директором которого стал Всеволод Борис — генеральный директор вазовского сбытового холдинга ОАО «Лада-Сервис». При этом идентичное название двух компаний — «АВТОВАЗ-Люблино» — отнюдь не означает, что у этих компаний те же собственники. По крайней мере, согласно данным отчетности самой компании, с 11 марта 2010 г. 51,12% акций ОАО «АВТОВАЗ-Люблино» принадлежит ООО «Элита Экспресс». Через цепочку компании основным бенефициаром ООО «Элита Экспресс» с 6 апреля 2011 г. является Михаил Шелков. Судя по данным отчета ОАО «АВТОВАЗ» за III кв. 2011 г., «Лада-Сервис» принадлежит более 50% в ОАО «АВТОВАЗ-Люблино». Что касается ООО «АВТОВАЗ-Люблино», то в этом обществе «Лада-Сервис» владеет 99%.

Согласно данным того же отчета ОАО «АВТОВАЗ», «Лада-Сервис» контролирует более 50% в ОАО «Чехов-Лада» и ОАО «Зеленоград-Лада». На основе данных отчетов этих компаний есть основания говорить, что 49% в ОАО «Зеленоград-Лада» принадлежит 167 гражданам России. Ситуация с «Зеленоград-Лада» развивается по схожей с «АВТОВАЗ-Люблино» схеме.

23 марта 2011 г. было создано ООО «Зеленоград-Лада», единоличным исполнительным органом которого является все тот же Всеволод Борис. Что касается ОАО «Чехов-Лада», то, согласно арбитражному спору А41-26552/2009, эта компания должна более 428 млн р. самому АВТОВАЗу.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Какие дилеры АВТОВАЗа сегодня присутствуют на территории Москвы и Московской обл.?

- В настоящее время в Москве и Московской обл. в общей сложности работает 21 дилер LADA.

- Как на АВТОВАЗе расценивают потерю таких дилеров, как ОАО «Чехов-Лада», ОАО «Зеленоград-Лада», ОАО «АВТОВАЗ-Люблино»?

- Банкротство перечисленных компаний не повлияет на объемы продаж автомобилей LADA в Москве и Московской обл. В 2011 г. в этом регионе было открыто семь новых современных автосалонов LADA, в результате чего продажи автомобилей АВТОВАЗа здесь выросли.

- Почему АВТОВАЗ, который через ОАО «Лада-Сервис» способен контролировать деятельность этих и других дилеров, допустил ситуацию до банкротства?

- План развития сервисно-сбытовой сети LADA предусматривает, что общее количество дилеров LADA по всей стране будет составлять не менее чем 500 центров. При этом у АВТОВАЗа останется 35-40 собственных дилерских компаний. В этом числе будут только те дилеры, которые действительно прибыльны и эффективны. Мы считаем, если дочерняя компания не способна генерировать прибыль или оказывать сервис хорошего уровня, то она не должна быть в составе нашей дилерской сети.