Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (400) | 16 января 2012г.
 

Перекрыли трубу

Украинская госкомпания создала условия для прекращения работы Тольяттиазота

Георгий Кизельгур

11 января губернатор Самарской обл. Владимир АРТЯКОВ обратился к министру промышленности и торговли Российской Федерации Виктору ХРИСТЕНКО с просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся в связи с прекращением транспортировки украинской государственной компанией аммиака, производимого ОАО «Тольяттиазот». В настоящее время ОАО «Тольяттиазот» практически остановило производство аммиака из-за проблем с транспортировкой через Украину.

Пять из семи агрегатов аммиака работают в холостом режиме, два -с неполной загрузкой. Все резервные емкости на территории завода уже заполнены. Если в ближайшее время транспортировка аммиака не возобновится, ОАО «Тольяттиазот» будет вынуждено остановить работу завода. В результате может пострадать трудовой коллектив, предприятие понесет серьезные финансовые потери и, как следствие, уменьшатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

В связи с этим в письме губернатор обратился к федеральному министру с просьбой оказать содействие в возобновлении транспортировки украинской государственной компанией «Укрхимтрансаммиак» аммиака, производимого ОАО «Тольяттиазот».

«Тольяттиазот» — один из крупнейших в мире производителей аммиака и одно из ведущих предприятий химической промышленности региона. Его производственные мощности составляют более 3 млн т аммиака, а также 960 тыс. т карбамида в год.

Основная часть производимого «Тольяттиазотом» аммиака транспортируется по аммиакопроводу «Тольятти — Одесса». Украинская часть аммиакопровода находится в ведении государственной компании «Укрхимтрансаммиак», с которой у тольяттинской компании заключен долгосрочный договор.

«Прекращение украинской государственной компанией «Укрхимтрансаммиак» транспортировки аммиака, производимого российским ОАО «Тольяттиазот», не связано с технологическими причинами», -сказано в пресс-релизе ОАО «Тольяттиазот». Мощность аммиакопровода «Тольятти — Одесса», по которому транспортируется продукция тольяттинского завода, рассчитана на перекачку 340 т аммиака в час. «В настоящий момент по аммиакопроводу качает аммиак российский завод «Минудобрения» (Воронежская об л, Россошь) объемом 120 т в час и украинское предприятие «Стирол» объемом также 120 т в час.

Таким образом, мощности аммиакопровода технологически позволяют уже сейчас перекачивать аммиак, производимый ОАО «Тольяттиазот», объемом по 100 т в час», -пояснил пресс-секретарь ОАО «Тольяттиазот» Игорь Башунов.

«16 декабря 2011 г. украинская государственная компания «Укрхимтрансаммиак» без предупреждения и обоснования прекратила прокачку аммиака, производимого ОАО «Тольяттиазот». При этом все взятые на себя обязательства по договоренностям с украинской стороной, включая своевременную оплату за транспортируемый аммиак, ОАО «Тольяттиазот» выполняет в полном объеме. Многочисленные письма и обращения к руководству «Укрхимтрансаммиак» с целью прояснения и урегулирования ситуации остаются без ответа. В результате действий «Укрхимтрансаммиак» все заинтересованные стороны, а также российский и украинский бюджеты, несут значительные убытки», — говорится в сообщении Тольяттиазота.

Сейчас украинская сторона объясняет прекращение транспортировки ремонтными работами на одной из насосных станций (НС) в Одессе. Поскольку управление всей системой аммиакопровода технологически осуществляется из Тольятти, о любых серьезных ремонтных работах на одесских насосных станциях украинская сторона всегда заранее информировала ОАО «Тольяттиазот» для принятия мер по обеспечению безопасного функционирования аммиакопровода. Никаких уведомлений о начале ремонта на НС-10 ОАО «Тольяттиазот» в декабре и начале января от Укрхимтрансам-миака не получал. Телефонограмма о начале ремонта на НС-10 пришла в Тольятти только 12 января, когда уже почти месяц тольяттинский аммиак не транспортировался по аммиакопроводу и неправомерные действия Укрхимтрансаммиака стали достоянием общественности. Это вызывает сомнения в самом факте проведения ремонтных работ.

Даже если ремонтные работы на НС-10 действительно проводятся, непонятно почему прекращается транспортировка только аммиака, произведенного ОАО «Тольяттиазот». В конечном пункте аммиакопровода в Одессе продолжают работать две другие насосные станции и продолжается транспортировка аммиака, который вырабатывают российский завод ОАО «Минудобрения» (г. Россошь) и украинский завод «Стирол».

«В своем пресс-релизе Укрхимтрансаммиак допустил прямое искажение фактов, заявив о том, что перевыполнил обязательства перед ОАО «Тольяттиазот» по объемам транспортировки аммиака на 2011 г.», — говорится в официальном сообщении Тольяттиазота.

Первоначальные официальные договоренности между ОАО «Тольяттиазот» и компанией Укрхимтрансаммиак по транспортировке аммиака на 2011 г. были заключены исходя из объемов прокачки в 1,3 млн т аммиака с оговоренной возможностью увеличения до 1,6 млн т. 4 августа 2011 г. между компаниями было подписано дополнительное соглашение об увеличении объемов прокачки аммиака до 1,6 млн т., а затем 10 октября 2011 г. — еще одно дополнительное соглашение об увеличении годовых объемов прокачки аммиака до 1,8 млн т в результате прекращения с середины декабря транспортировки тольяттинского аммиака.

Укрхимтрансаммиак не выполнил свои договорные обязательства перед ОАО «Тольяттиазот» по 2011 г. более чем на 50 тыс. т.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь БАШУНОВ, пресс-секретарь ОАО «Тольяттиазот»

- Учитывая наличие технологической возможности для перекачки аммиака, производимого ОАО «Тольяттиазот», а также отсутствие каких-либо разъяснений отключения тольяттинского завода со стороны Укрхимтрансаммиака, ОАО «Тольяттиазот» рассматривает действия украинской стороны как саботаж, который направлен на подрыв многолетних партнерских отношений между компаниями. Поскольку убытки из-за этого несут обе стороны, есть основания предполагать, что украинская компания действует в интересах третьих лиц, заинтересованных в дестабилизации ситуации на тольяттинской заводе.