Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (400) | 16 января 2012г.
 

Порадовали себя

СМАРТС решил выплатить дивиденды на фоне рекордных долгов

Сейдамет Абреков

23 декабря 2011 г. прошло общее собрание акционеров ОАО «СМАРТС». В этот день был избран новый состав совета директоров компании, внесены изменения в устав. При этом 2011 г. начался для СМАРТСа рекордными объемами обязательств, которые превысили 4,2 млрд р. Судя по всему, в течение 2011 г. этот объем мог увеличиться. При таком положении дел перспективы дальнейшего развития СМАРТСа сложно назвать обнадеживающими.

Собрание акционеров ОАО «СМАРТС», председателем совета директоров которого является Геннадий Кирюшин, дало повод в новом ракурсе взглянуть на финансово-экономическое состояние компании. Так, согласно отчетности ОАО «СМАРТС», несколько лет подряд у компании идет снижение объема выручки. Если за 2007 г. она была почти 3,3 млрд р., то, постепенно снижаясь, за 2010 г. упала ниже 2,5 млрд р.

По собственным данным компании, абонентская база ОАО «СМАРТС» на 1 января 2011 г. составила 1165505 абонентов. Консолидируемая абонентская база группы компаний СМАРТС, куда входят филиалы и дочерние компании, на 1 января 2011 г. составила 2503739 абонентов, причем падение до 1165505 абонентов собственно у СМАРТСа только за один год произошло на более чем 360 тыс. абонентов. Основные конкуренты СМАРТСа — операторы «большой тройки» — в течение 2010 г., наоборот, сумели нарастить абонентскую базу. В итоге в регионе своего присутствия СМАРТС снизил долю на рынке с 5,5 до 4,2%.

Тенденция снижения абонентской базы напрямую сказалась на снижении выручки. Очевидно, что эта динамика продолжилась и в 2011 г. Этому есть несколько объяснений.

В прошлом году ОАО «СМАРТС» завершило сделку по продаже в пользу ОАО «Ростелеком» двух сотовых активов — ЗАО «Волгоград-GSM» (31 августа 2011 г.) и ЗАО «Оренбург-GSM» (2 сентября 2011 г.). По этому поводу генеральный директор ОАО «СМАРТС» Андрей Гиреев сообщил: «Для ОАО «СМАРТС» продажа обеих компаний была выгодной». Показательно, что в CMAPTСе потерю двух крупных дочерних предприятий предпочитают называть «выгодной». Если бы это действительно было так, то «избавиться от неконтролируемых активов» компании следовало много ранее, нежели в тот момент, когда выручка и так оказалась одной из самых низких за последние годы.

Вполне естественно, что снижение выручки заставило руководство компании принимать непопулярные решения. «5 марта 2010 г. совет директоров ОАО «СМАРТС» принял отставку по собственному желанию генерального директора ОАО «СМАРТС» Фролова Сергея Васильевича. Причиной отставки стали различные взгляды акционеров и генерального директора на дальнейшее развитие компании. Генеральным директором ОАО «СМАРТС» назначен Гирев Андрей Витальевич», — сообщал сайт СМАРТСа в марте 2010 г. Кроме того, в CM APT Се принялись снижать расходы. При этом, по данным из годового отчета компании за 2010 г., расходы снизились в основном из-за сокращения штата сотрудников. Было сокращено 18,8% сотрудников. Увольнение Фролова было не последним значительным изменением в руководстве компании.

В июле 2011 г. самарский филиал СМАРТСа возглавил экс-директор самарского отделения ОАО «Ростелеком» Александр Курочкин. В октябре Курочкин стал исполнительным директором ОАО «СМАРТС».

Спустя непродолжительное время после назначения Курочкин озвучил намерение СМАРТСа начать работу в сегменте проводного Интернета. С учетом того, что СМАРТС демонстрирует не самые впечатляющие показатели по основному бизнесу компании — сотовой связи, подобные заявления выглядят не более чем попыткой создать завесу вокруг системных проблем компании.

Очевидно, что для развития нового для СМАРТСа направления, в котором конкуренция и так достаточно высока, необходимо вкладывать немалые инвестиции. С учетом существующей долговой нагрузки СМАРТСа вряд ли компании удастся найти стратегического инвестора. С другой стороны, переход Курочкина в СМАРТС можно рассматривать как поэтапную подготовку перевода компании под контроль Ростелекома.

Согласно отчетности ОАО «СМАРТС» за 2010 г., компания значительно увеличила объем долгосрочных займов и кредитов. Объем долгосрочных обязательств на конец 2010 г. превысил 3,1 млрд р., краткосрочных обязательств — 1,1 млрд р.

Комментарии

Ирина АНАНЬЕВА, сотрудник пресс-службы ОАО «СМАРТС»

- В августе компания СМАРТС сформировала региональный отдел по работе с корпоративными клиентами. На сегодняшний день компания полностью готова к работе с юридическими лицами и намерена конкурировать с действующими игроками в сегменте крупных корпоративных клиентов. Запущена целевая инвестиционная программа по прокладке ВОЛС до конечного корпоративного клиента с целью предоставления всего комплекса услуг: доступ в сеть Интернет, VPN-каналы, стационарная и сотовая телефония, при необходимости даже кабельное телевидение.