Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (400) | 16 января 2012г.
 

Маскируют связи

Производство ЗАО «Кардан» может лишиться перспектив

Вероника Синицына

10 января подтвердилась информация о выходе ОАО «Тяжмаш» Андрея ТРИФОНОВА из состава учредителей ЗАО «Кардан». Ранее из числа совладельцев «Кардана» вышел второй его крупный учредитель — ОАО «АВТОВАЗ». Не исключено, что эти события могут привести и к ликвидации «Кардана».

10 января 2012 г. генеральный директор Тяжмаша Андрей Трифонов раскрыл информацию об изменениях в списке аффилированных лиц предприятия. В частности, из списка 30 декабря 2011 г. исключен сызранский «Кардан». Ранее Тяжмашу принадлежало 49,6% (223,4 тыс. р.) в уставном капитале «Кардана» и такая же доля обыкновенных акций (см. «Хронограф» №34 (298) от 12.10.09). Уставный капитал «Кардана» составляет 450 тыс. р. Вторым крупным владельцем «Кардана» до последнего времени являлось ОАО «АВТОВАЗ». Его доля в предприятии составляла 34% (153 тыс. р). В сентябре 2011 г. «Кардан» был исключен из списка аффилированных лиц АВТОВАЗа. На 1 октября 2011 г. среди учредителей «Кардана» было названо ООО «Центральный московский депозитарий» (ЦМД). Доля ЦМД в «Кардане» была названа в те же 34%, что и у АВТОВАЗа.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов сообщил «Хронографу»: «АВТОВАЗ в рамках своей стратегии развития постепенно избавляется от всех непрофильных активов и сосредотачивается только на самой сборке автомобилей. Вероятнее всего, депозитарий в данном случае выступает в роли номинального держателя акций, т. к. их новый владелец по каким-то причинам не захотел афишировать свою покупку».

По данным отчета Тяжмаша за III кв. 2011 г., по 8,2% в уставном капитале «Кардана» и по 4,2% обыкновенных акций предприятия принадлежало Евгению Трифонову и Дмитрию Трифонову. Такие же доли принадлежат им и в самом Тяжмаше.

Евгений Трифонов и Дмитрий Трифонов в последнее время входили в состав совета директоров «Кардана». Причем Дмитрий Трифонов был его председателем. Это племянники генерального директора и совладельца Тяжмаша Андрея Трифонова, они же сыновья помощника губернатора Ростовской обл. Сергея Трифонова. До последнего момента «Кардан» возглавлял Александр Подолинский.

Благодаря Трифоновым Тяжмаш может быть отделен от бизнеса ЗАО «Кардан»
Благодаря Трифоновым Тяжмаш может быть отделен от бизнеса ЗАО «Кардан»

«Кардан» занимается производством частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей. Главной его продукцией были карданные валы для классического и полноприводного ряда автомобилей АВТОВАЗа. Сейчас, вероятно, спрос на эту продукцию может стать менее актуальным. Если исходить из этого варианта, то выход основных учредителей из «Кардана» можно рассматривать как желание избавиться от бесперспективного бизнеса.

Дмитрий Баранов сообщил «Хронографу»: «Я думаю, Тяжмаш принимал решение самостоятельно. Хотя определенное влияние оказал, наверное, даже не сам выход АВТОВАЗа из числа акционеров «Кардана», а его намерение изменить закупочную политику и избавиться от ряда традиционных поставщиков запчастей и комплектующих. Т. е. Тяжмаш мог сделать вывод, что теперь у «Кардана» не будет гарантированного сбыта его продукции на АВТОВАЗ и перспективы его неясны, поэтому лучше продать акции предприятия».

С другой стороны, необходимо напомнить, что на той же площадке Тяжмаша в Сызрани зарегистрировано и ООО «Кардан плюс» (см. «Хронограф» №22 (375) от 14.06.11). Основной вид его деятельности практически дублирует деятельность «Кардана». Уставный капитал ООО «Кардана плюс» составляет 10 тыс. р. Генеральным директором и единственным учредителем «Кардан плюс» является Елена Трифонова. Эти данные внесены в ЕГРЮЛ в декабре 2009 г.

При необходимости ООО «Кардан плюс», вероятно, сможет заменить на соответствующем рынке ЗАО «Кардан». Тогда следует предположить не продажу «Кардана» потенциальным инвесторам или его акций — профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а переход под контроль семье Трифоновых. Тем более что ее представители продолжают увеличивать непосредственное участие в Тяжмаше.

Так, доля участия Андрея Трифонова в уставном капитале Тяжмаша выросла до 11,0299%. Это также подтвердилось 10 января. Андрею Трифонову принадлежат 5,74% обыкновенных акций Тяжмаша.

Дмитрий Баранов сообщил «Хронографу»: «Раз Тяжмаш избавился от своего пакета, а г-н Трифонов, возможно, тоже принимал участие в том совете директоров, который рекомендовал избавиться от акций «Кардана», то все же маловероятно, что семья и родственники господина Трифонова стали новыми акционерами Кардана. Ведь... перспективы «Кардана» не столь ясны. Тем не менее полностью исключать переход «Кардана» во владение семьи Трифоновых я бы не стал... Но не исключен и вариант продажи акций «Кардана» инвесторам».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Возможный уход АВТОВАЗа из числа клиентов компании, неважно, полный или частичный, может крайне негативно сказаться на судьбе «Кардана». Да, есть еще вторичный рынок, экспортные поставки, но все эти возможности будут со временем уменьшаться. Поэтому сейчас очень многое будет зависеть от решений новых акционеров предприятия, если они, конечно, появились у «Кардана». Могу предложить и еще один возможный вариант: сейчас акции, ранее принадлежавшие Тяжмашу, находятся у номинального держателя, а акционеры Тяжмаша ищут покупателя на них. Т. е. в целом ситуация сейчас скорее неопределенная.

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Акции ЗАО «Кардан», переходящие в разряд непрофильных активов для ОАО «АВТОВАЗ», реализованы в сентябре 2011 г. в рамках реформирования Группы АВТОВАЗ.