Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №46 (399) | 26 декабря 2011г.
 

Евгений Юрьев:

Мэр не может позволить себе заниматься политикой

Павел Андреев

На предстоящей неделе список выдвиженцев на пост мэра г. Тольятти должен пополниться еще одним именем. Как стало известно редакции, на главу города намерен выдвинуться председатель правления Военно-спортивного союза (ВСС) М.Т. Калашникова Евгений ЮРЬЕВ. Депутат СГД IV созыва намерен вступить в мэрскую гонку самовыдвиженцем. На время выборов он приостанавливает свое членство в партии «Единая Россия» (ЕР). Почему он принял такое решение, какие проблемы он видит в Тольятти, что нужно предлагать городскому сообществу, Евгений Юрьев рассказал в интервью корреспонденту «Хронографа».

- Евгений Леонидович, выдвигаясь на пост мэра, вы приостанавливаете свое членство в ЕР. Это в то время, как правящая партия на прошедших выборах проиграла в Тольятти на четырех округах КПРФ. Ваше решение — дань политической конъюнктуре?

- Давайте определимся сразу: своих убеждений в угоду конъюнктуре не менял и менять никогда не буду. Что же касается выборов мэра Тольятти, то это не площадка для политических дискуссий. Обеспечение жизнедеятельности города — куда более важная задача, чем проценты, набранные той или иной партией. Посмотрите, что мы имеем в преддверии выборов. В Тольятти КПРФ набрала в среднем 28%, ЕР -25%. Городское сообщество находится на грани раскола. В такой ситуации мэр должен быть консолидирующей фигурой. Поэтому, принимая решение о выдвижении своей кандидатуры на пост мэра, я приостановил свое членство в партии.

Мэр не может позволить себе заниматься политикой. В городе сложнейший комплекс проблем, которые нужно решать безотлагательно. Поэтому иду самовыдвиженцем.

- Хорошо, с политикой в городе ситуация понятна. Вы сказали о комплексе проблем. Перечислять проблемы сегодня научились все. В агитационный период, думаю, начнется соревнование, кто больше проблем назовет. Примечательно, что от мэра к мэру проблем становится только больше. Как будем решать эти проблемы?

- Стратегически. Устаревший механизм требует либо глубокой модернизации, либо замены. У нас же пока муниципальная мысль дальше латания дыр не идет. Я убежден, что импульс к развитию Тольятти может получить только через создание городской агломерации. Сегодня уже используется новый термин -«Большой Тольятти».

- Вы уже заявляли об этом в интервью. В то же время до сих пор не озвучено ничего конкретного. Чем «Большой Тольятти»- отличается от других прожектов, предлагавшихся в предыдущие мэрские кампании и благополучно забытых?

- Тольяттинская агломерация -это не «прожект». Это достаточно детально проработанный проект. Документ, насчитывающий свыше сотни страниц. На него уже имеется экспертное заключение Института проблем региональной экономики РАН, подписанное директором института профессором Кузнецовым. В частности, там говорится, что концептуальные предложения по стратегическому развитию Тольятти на перспективу до 2025 г. носят во многом инновационный характер и могут быть рекомендованы к реализации. Пространственное развитие Тольятти там называется основополагающим фактором экономической диверсификации. Кроме того, отмечается, что предложения о необходимости форсированной перестройки экономики Тольятти в целях снижения зависимости города от ОАО «АВТОВАЗ» представляются правильными, хотя и несколько запоздалыми. Понимаете, у нас нет времени рассуждать о «прожектах». Уже дорассуждались. У нас есть реальные концептуальные предложения, требующие реализации.

- Почему все-таки агломерация?

- Это одно из основных условий стратегического развития и модернизации Тольятти. Минрегионразвития России уже инициировал переход от политики выравнивания социально-экономического развития регионов к поляризованному развитию с поддержкой ограниченной сети «зон опережающего экономического развития».

Прежде всего, речь идет о городских агломерациях. Агломерация имеет ядро экономического тяготения (город) и периферийные элементы. Развитие агломерации базируется на горизонтальных связях между этими элементами.

Итак, в чем состоят экономические интересы Тольятти в рассматриваемой сфере?

Во-первых, полагаю, что на среднесрочную перспективу стратегической доминантой развития Тольятти останется автомобильная промышленность. В то же время в программе развития АВТОВАЗа намечено снизить количество претензий покупателей до уровня среднемировых показателей только к 2020 г. Это означает, что продукция компании станет конкурентоспособной только к обозначенному строку. Между тем ожидается, что основным акционером компании станет альянс RENAULT/NISSAN. Альянс в интересах конкурентоспособности неминуемо снизит численность работников предприятия. По оценкам экспертов, сокращения могут достичь 20-25 тыс. человек. Таким образом, город должен создать адекватное количество рабочих мест. Для новых предприятий нужны новые территории.

Во-вторых, развитие химической промышленности связано с вынесением вредных и опасных производств за пределы города. Для этого также требуются земельные ресурсы.

В-третьих, состояние ЖКХ города можно охарактеризовать как сложное с тенденцией к ухудшению. В 2009 г. в Тольятти насчитывалось 2,2 тыс. многоквартирных домов. Из них 1,5 тыс., т. е. 71%, нуждались в капитальном ремонте. Коммунальная инфраструктура также требует срочного проведения работ капитального характера. Средний износ систем водоснабжения — 62%, водоотведения — 74%, теплоснабжения — 64%. Решение проблем будет связано с малоэтажной застройкой, с новой инфраструктурой, а также с созданием маневренного жилищного фонда преимущественно на пригородных землях.

В-четвертых, в Ставропольском р-не создана ОЭЗ. С точки зрения обеспечения занятости населения эту инициативу можно только приветствовать. Вместе с тем налоги от деятельности резидентов ОЭЗ пойдут мимо бюджета Тольятти. В контексте мер, принимаемых правительством РФ по поддержке крупнейшего российского моногорода, это нецелесообразно. Объединение муниципальных образований способно решить эту проблему.

В-пятых, горожане заинтересованы в обеспечении качественными и доступными продовольственными товарами. Это можно обеспечить за счет создания при поддержке города агропромышленного комплекса на территории Ставропольского р-на.

Таким образом, агломерационные интересы Тольятти связаны с эффективным использованием земельных ресурсов. В результате удастся решить проблемы занятости, продовольствия и обеспечения жильем, в т. ч. и обеспечить бесплатными земельными участками многодетные семьи.

- Вы предлагаете за счет сопредельных муниципальных образований решить проблемы Тольятти. По сути, административный центр за счет административного давления на какое-то время решит свои проблемы, потом ситуация изменится, начнутся центробежные процессы. Оттого что Тимофеевку то включали в состав Тольятти, то исключали из него, ничего не изменилось...

- Агломерацию нельзя создать «сверху», исходя из управленческих интересов. Необходимость создания агломерации назрела объективно. Кроме того, агломерация работает в интересах как ее ядра, так и периферийных элементов.

В свое время при создании муниципальных образований, таких как Жигулевск, Ставропольский р-н, учитывался принцип экономической обоснованности. Сегодня экономическая ситуация изменилась. Население этих образований в значительной мере занято в Тольятти. Кроме того, эти образования уже не в состоянии содержать свою социальную сферу и решать задачи местного самоуправления из-за слабости своих бюджетов, недостатка квалифицированных кадров муниципального менеджмента. Особо следует отметить то, что Ставропольский р-н стремительно теряет свою сельскохозяйственную специализацию. Местные производители разоряются и уходят из района.

Реальную помощь в такой ситуации мог бы оказать город как ядро агломерации. Город необходимо наделить адекватной муниципальной автономией, основанной на принципе самостоятельного развития и эксплуатации экономики, социальной сферы, управления и т. д. Автономный город через политические, административные и бюджетные процессы следует сделать инструментом федеральной и региональной политики. В свою очередь он должен инвестировать материальные, человеческие, интеллектуальные ресурсы в сопредельные территории, включенные в агломерацию. В таком случае у пригородных муниципальных образований появляется экономическая мотивация войти в состав агломерации.

- Хорошо, мотивация появится. Но после появления такой мотивации потребуются механизмы реализации. Будем создавать СНГ в масштабах отдельно взятого города?

- Такая проблема действительно существует. И мы при разработке программы уделяли ей особое внимание. По существу, сегодня имеются два базовых варианта. Первый предполагает, что субъекты агломерации сохранят свой существующий статус. Тогда управление агломерационным развитием будет осуществляться на уровне горизонтальных взаимосвязей. Это могут быть договорные отношения между муниципальными образованиями, позволяющие кооперировать усилия для решения общих проблем. В рамках такого варианта возможно создание совещательного координирующего центра. Возможна также организация на добровольных началах коллегиального органа с передачей ему части финансовых ресурсов и некоторых надмуниципальных полномочий. Привлекательность такого варианта состоит в том, что для его практической реализации правовое поле уже существует. Можно ограничиться Гражданским кодексом и законодательством о местном самоуправлении. Недостаток в том, что существует опасность «забалтывания» проблем развития городских агломераций в «надмуниципальных парламентах». За примерами далеко ходить не надо. Вся страна видит на телеэкранах, как лидеры российских политических партий не могут договориться между собой ни по одному вопросу.

Более перспективным представляется второй вариант решения проблемы, состоящий в объединении отмеченных выше населенных пунктов в один город — «Большой Тольятти». Такое объединение позволит увеличить городской бюджет в несколько раз и рассчитывать на привлечение дополнительных субвенций из областного и федерального бюджетов.

- Вы сами верите в это?

- В это не надо верить. Это нужно реализовывать. Программа объединения Тольятти, Жигулевска и Ставропольского р-на была подготовлена и разработана совместно с Институтом проблем регионального развития экономики РАН. Городские агломерации на современном этапе социально- экономического развития России рассматриваются как основные базы модернизации ее хозяйства, зоны становления инновационно- ориентированной экономики. Оставаться «городом при заводе» — это путь в никуда. На смену «спальным районам» должен прийти новый «Большой Тольятти». Его развитие будет опираться на новую экономику, экономику знаний.