На прошлой неделе в распоряжении «Хронографа» оказался полный пакет документов по проекту бюджета г. о. Самара на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. Бюджет был принят депутатами Думы г. о. Самара (ДГОС) в короткие сроки и не вызвал у них каких-либо серьезных вопросов. Между тем при детальном рассмотрении документа отчетливо видно, что в расходной части бюджета произошли существенные изменения не в лучшую сторону.
Добавили на зарплатуВо втором чтении документ был принят 1 декабря на 19-м заседании ДГОС. Основные показатели бюджета на 2012 г. составляют: доходы -14,4 млрд р., расходы -15,8 млрд р., дефицит — 1,3 млрд р. При этом на протяжении всего 2011 г. мэрия Самары заявляла о том, что кризис миновал и развитию городской экономики и социальной сфере будет уделено большее внимание. Однако сравнительный анализ структуры расходов городской казны за 2011 г. и утвержденного проекта бюджета на 2012 г. показал, что это далеко не так. Направления расходов городского бюджета делятся на четыре блока: функции управления, городская экономика, социальная сфера и прочие расходы. Функция управления включает в себя три раздела: общегосударственные вопросы, национальную оборону и национальную безопасность, а также правоохранительную деятельность. Как видно из таблицы, в утвержденном проекте бюджета 2011 г. на данный блок было запланировано 9,3% от общей суммы расходов в 14 млрд р. Исполнение по итогам 9 месяцев работы составило 8,8%. Несмотря на этот показатель, мэрия утвердила на функции управления в 2012 г. уже 12,6% от суммы в 15,8 млрд р. При этом надо понимать, что рост расходов произошел не только в абсолютной, но и в относительной величине, т. к. бюджет города увеличился на 1,8 млрд р. Увеличить же расходы на 3% по блоку функций управления можно было только в ущерб другому разделу. Конкретно речь идет о блоке городской экономики. Пожертвовали экономикойВ 2011 г. на городскую экономику, включающую в себя разделы «национальная экономика», «ЖКХ» и «окружающая среда», было запланировано 35,1% от общей сумы расходов. В 2012 г. эта сумма уменьшилась до 32,2%, т. е. на те 3%, которые, очевидно, и были перенаправлены на функции управления. Городская экономика отвечает за такие отрасли, как транспорт, коммунальное хозяйство, строительство социально значимых объектов, благоустройство, экологию и др. Эти отрасли делают город более пригодным и комфортным для проживания. | | В период, когда бюджет должен иметь статус развития и в экономику нужно вкладывать как можно больше средств, мэрия идет по пути выживания и направляет деньги на функции управления, т.е. фактически на зарплаты чиновникам. В то же время администрация заявляет о социальной ориентированности бюджета. Расходы по данному блоку практически не изменились и составляют 51,7% при 52,9% в 2011 г. Однако городская экономика не противоречит социальному развитию города, т.к. деньги, вложенные в нее, косвенно отражаются на социально-экономическом развитии города. К примеру, если увеличить финансирование по отрасли «транспорт», то социально незащищенные слои населения получат возможность более комфортно перемещаться по городу. Если вкладывать деньги в экологию и благоустройство города, то улучшится здоровье населения, равно как и среда обитания. Т.е. параллельное увеличение расходов по двум данным блокам вдвойне улучшит социальную сферу. Но администрация Самары во главе с Дмитрием Азаровым (на фото), скорее всего, предпочитает видеть социальную ответственность бюджета в увеличении средств по отраслям физкультуры и культуры. Так, расходы на раздел «физическая культура и спорт» увеличились почти в два раза — с 67 млн р. до 128 млн р. При этом количество желающих заниматься спортом в городе вряд ли удвоилось за год. Просто появились новые методы освоения денег. В пояснительной записке к документу говорится о том, что 32,7 млн р. будут направлены в качестве субсидий муниципальному автономному образовательному учреждению (МАОУ) «Городской спортивно- оздоровительны й центр «Олимп». МАОУ занимается дополнительным образованием детей, т. е. внешкольной работой. Каким образом один центр освоит 32,7 млн р. на довольно пространных дополнительных занятиях со школьниками — остается загадкой. Это при том, что еще неизвестно, насколько внешкольная работа востребована среди самих детей. Примерно та же картина наблюдается и по разделу «культура и кинематография». Расходы по данному разделу увеличили с 365 млн р. до 418 млн р. Из них 234 млн р. пойдут на предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям культуры и еще 48 млн р. — на реализацию целевых программ. | | При этом в пояснительной записке не говорится, сколько средств город выделяет на сохранение и реставрацию памятников культуры. И это несмотря на то, что данный вопрос является самым проблемным. Двойная политикаВышеприведенные факторы с трудом можно назвать социально ориентированным бюджетом. Скорее это может говорить о двуличной политике местной администрации. С одной стороны, чиновники говорят о том, что кризис миновал и пора инвестировать деньги в город. С другой стороны, вместо того чтобы сохранить в бюджете хотя бы пропорции 2011 г., мэрия большими темпами увеличивает расходы на содержание чиновничьего аппарата. На этом фоне городская экономика смотрится менее приоритетной. Почему чиновникам удобнее все так же направлять деньги социальную сферу -достаточно объяснимо. Там эти средства можно выгоднее освоить, хотя бы за счет той же внешкольной работы, когда сложно выяснить, сколько из отмеченных в отчетах детей занимаются в секциях на самом деле. Тогда как городская экономика — это реальный сектор, и все работы необходимо выполнять, т. к. это происходит на глазах жителей города. Четвертый блок расходов бюджета в 2012 г. также вызывает массу вопросов. В 2011 г. расходы по данной статье составляли 2,6%, а исполнение по итогам 9 месяцев составило 2,4%. Основная масса средств по данному разделу идет на обслуживание государственного и муниципального долга. В 2012 г. расходы по данному блоку составят уже 3,5%, т. е. рост произошел почти на 50%. Судя по этим изменениям, город начинает все активнее жить в долг, что также не классифицирует бюджет города как бюджет развития. В целом при планировании и утверждении бюджета на 2012 г. мэрия ссылалась на то, что в документ будут вноситься правки в течение всего года. Однако на качество планирования влияют несколько факторов — постоянные и переменные. Постоянные — это налоговые поступления за пользование земельными участками, налоги на имущество и доходы физических лиц. Эти налоги составляют почти 2/3 бюджета, и их можно рассчитать уже в начале года. Когда в город придут федеральные средства и произойдет традиционное для Самары перераспределение между главными распорядителями бюджетных средств, заметить основные приоритеты расходования денег уже будет сложно. Однако эти приоритеты отчетливо видны уже на стадии прогнозирования бюджета, когда команда Дмитрия Азарова расставила акценты, не все из которых в пользу экономического развития Самары. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |