Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №44 (397) | 12 декабря 2011г.
 

Вилка Бондаренко

У совладельца группы мебельных компаний остается все меньше возможностей для маневра

ИА «Центр-Инфо»

29 ноября в Арбитражный суд Самарской обл. был подан коллективный иск от ООО «Фабрика мебели В&Б», ООО «Полосатая фабрика» и ООО «Полосатая лошадь» к одной из самарских компаний, занимающейся изданием газет. Юрлица, выступившие в качестве истцов, контролирует Юрий БОНДАРЕНКО с партнерами. Не исключено, что собственники бизнеса подобным образом решили привлечь внимание прессы к своим проблемам с кредиторами. По оценкам экспертов, нынешний спрос на продукцию указанных фабрик может не позволить им рассчитываться с контрагентами в срок.

В холдинг по производству и продаже мебели, принадлежащий Юрию Бондаренко, его супруге Светлане Виноградовой и их партнеру Евгению Фролову, по предварительной оценке, входит 5 компаний. Головным предприятием принято считать ООО «Фабрика мебели «В&Б» (ФМВБ), находящееся в Похвистнево. В августе 2008 г. у ФМВБ появилась «дочка» — ООО «В&Б», которая, согласно ЕГРЮЛ, занялась торговлей мебелью оптом и в розницу от производителя. 30 сентября 2009 г. было образовано ООО «Полосатая лошадь — Самара» (ПЛС), которое, исходя из ЕГРЮЛ, также стало торговым агентом ФМВБ. Далее 6 мая 2011 г. в подмосковных Химках уже для производства мебели создали ООО «Полосатая лошадь» (ПЛ). Наконец, 4 августа т. г. там же, в Химках, зарегистрировали ООО «Полосатая фабрика» (ПФ), основным видом деятельности которого опять же является производство мебели.

Характерно, что две последние фирмы появились в посткризисный период, когда первые три фирмы уже начали испытывать проблемы в отношениях с контрагентами. В частности, ФМВБ, В&Б привлекали кредитные линии в ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ), однако с обслуживанием долга справлялись весьма странным образом. Позже по этому пути отправилась ПЛС: задолженность данной компании по договору с ВСБ до настоящего момента составляет 100% от лимита выдачи, причем в обеспечении кредита в т. ч. находится имущество, принадлежащее на праве собственности ФМВБ (четырехэтажное здание цеха с пристроем площадью 2367 кв. м).

Тем не менее Бондаренко сумел убедить ВСБ совершить с ФМВБ еще и лизинговую сделку. 28 сентября 2009 г. между ФМВБ и ООО «ВСБ Лизинг» был заключен соответствующий договор.

Бизнес Бондаренко переживает нелучшие времена
Бизнес Бондаренко переживает нелучшие времена

В ответе ВСБ на запрос редакции сообщается, что, согласно условиям договора лизинга, ФМВБ взял на себя обязательство ежемесячно вносить лизинговые платежи в размере 131,7 тыс. р. «Однако оплата производилась крайне нерегулярно и не в полном объеме, а начиная с 3.11.10 г. платежи от лизингополучателя больше не поступали, что подтверждается актом сверки на 1.10.2011 г., подписанном сторонами», — поясняют в ВСБ.

В свою очередь, генеральный директор ООО «ВСБ Лизинг» Дмитрий Роготовский, видимо, не исключает, что своими действиями или бездействием лизингополучатель способен ухудшить финансовое состояние лизинговой компании, что может неблагоприятно отразиться на добросовестных клиентах ООО «ВСБ-Лизинг». По состоянию на начало декабря 2011 г. сумма задолженности по оплате лизинговых платежей равнялась 2,5 млн р., а размер штрафных санкций по договору превысил 3,2 млн р.

Следует заметить, что представители ВСБ, будучи заинтересованными в конструктивном сотрудничестве, неоднократно пытались рекомендовать руководству ФМВБ, В&Б и ПЛС перейти на производство более дешевой продукции, чтобы увеличить объем реализации, а значит, выручку компаний. Это позволило бы своевременно и качественно обслуживать кредиты и открывать новые линии.

По всей видимости, не дождавшись адекватной реакции, ВСБ в октябре 2011 г. было вынуждено обратиться в Федеральный суд Самарского р-на г. Самары с иском к своим заемщикам. Банк потребовал расторгнуть кредитный договор и обратить взыскание на заложенное имущество. Параллельно суд удовлетворил ходатайство ВСБ об аресте недвижимого имущества и оборудования заемщиков с передачей его на ответственное хранение банку.

При этом в ВСБ продолжают надеяться на мировое соглашение и исполнение группой Бондаренко своих обязательств без принудительных мер. «Дело в том, что помещения, занимаемые фабриками-должниками, имеют ограниченную инвестиционную привлекательность, а оборудование в случае его изъятия по исполнительному листу не так просто реализовать в виде залогового имущества, — считают в ВСБ. — Гораздо лучше, если станки продолжат работу и помогут финансовому оздоровлению заемщика».

Судя по всему, камнем преткновения является нежелание Бондаренко и его партнеров идти на компромисс. Это довольно странно, учитывая, что помимо ВСБ ФМВБ должно еще ряду юридических и физических лиц, с отдельными из которых, кстати, утверждены мировые соглашения и составлены графики расчетов.

Если верна информация, что общий объем выявленных долговых обязательств превышает 39,2 млн р., то предприятие при существующем спросе на его продукцию рискует попасть под процедуру банкротства. По другой версии, признание фабрик несостоятельными при определенных обстоятельствах может быть выгодно их владельцам.

Как правило, преднамеренное банкротство применяется, если собственники компании намерены вывести ценные активы в пользу третьих лиц и уйти от претензий кредиторов. Вероятно, появление в течение 2011 г. компаний ПЛ и ПФ на фоне ухудшающегося состояния основных предприятий мебельной группы при определенных обстоятельствах можно расценить как признак подготовки Бондаренко и партнеров к проблемному варианту развития событий.

Комментарии

Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент»

- Кредитные организации в подобных ситуациях не заинтересованы в получении непрофильных активов, т. к. одна их оценка и вопрос дальнейшей реализации требуют существенных дополнительных усилий. Если положение контрагента позволяет рассчитывать на стабилизацию его финансовой деятельности, обычно пытаются найти оптимальные условия, которые бы удовлетворяли желания и возможности всех участников процесса.