Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (396) | 5 декабря 2011г.
 

Евгений Юрьев:

Пересмотреть генплан Тольятти с учетом Жигулевска и Ставропольского района

Эрик Королев

Окончание предвыборной кампании в Самарскую губернскую думу (СГД) автоматически дало старт предвыборной кампании мэра г. о. Тольятти. Сегодня уже называются кандидатуры на этот пост. В то же время наблюдается отсутствие каких-либо идей. В качестве главной задачи рассматривается перспектива занять пост главы исполнительного органа местного самоуправления. Между тем Тольятти на протяжении нескольких лет представляет собой средоточие целого перечня проблем. Депутат СГД IV созыва Евгений ЮРЬЕВ в интервью «Хронографу» изложил свое видение проблем автомобильной столицы и пути их решения.

- Евгений Леонидович, как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Тольятти? В местных СМИ уже идет обсуждение кандидатуры будущего мэра.

- Думаю, обсуждать кандидатуру преждевременно. Почему-то мы опять пытаемся бежать впереди паровоза. Считаю, что в первую очередь нужно решать не кто возглавит исполнительную власть, а какие задачи стоят перед Тольятти. Пока я не вижу, чтобы кто-то высказывал идеи, способные дать импульс развитию города. Максимум, на что способны т. н. претенденты, так это на критику. Между тем можно существенно увеличить бюджет нашего города, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места. Тольятти вырос из своих рамок, необходимо дать ему новый импульс развития.

- Вы говорите о рамках, имея в виду расширение границ?

- Я уже выступал с идеей создания агломерации. Эта идея назрела и требует своего воплощения. В настоящее время около 50% жителей Жигулевска, а также 15-20% жителей Ставропольского р-на работают в Тольятти. Объединение трех территорий — Тольятти, Ставропольского р-на и Жигулевска — не должно быть простым объединением бюджетов. Объединение должно повлечь интенсивное развитие большого Тольятти. Это приведет к увеличению налоговых поступлений, трудовых ресурсов и строительства социальных объектов. Если объединения не произойдет, то я не вижу дальнейших перспектив развития Тольятти. Свою позицию я постараюсь подробно изложить в Думе г. о. Тольятти (ТГД). Мною сейчас этот вопрос серьезно прорабатывается.

У города есть потенциальная возможность начать масштабное строительство с перспективой лет на 30-50. На землях Ставропольского р-на и в Тольятти можно начать строительство в соответствии с намеченными перспективами развития города. Тольятти исчерпал возможности роста за счет своих территорий. Назрела необходимость расширения границ городского округа. Независимо от нашего желания город уже прирастает за счет Ставропольского р-на. Необходимо пересмотреть генплан Тольятти с учетом Жигулевска и Ставропольского р-на. Жигулевск можно было использовать не только под застройку, но и для создания индустрии туризма. В отношении туризма необходимо изучить опыт субъектов федерации и мировой опыт.

- Создавая такую агломерацию, мы автоматически включаем в состав города особую экономическую зону (ОЭЗ)...

- ОЭЗ — это хороший проект. Между тем это тоже проблема, которую необходимо решать в комплексе. ОЭЗ потребует развития инфраструктуры города. Как минимум, придется решать задачу с доставкой работников на предприятия ОЭЗ. Получается, что город будет обеспечивать инфраструктурой Ставропольский р-н. Это опять к вопросу о необходимости создания «большого Тольятти».

Кроме того, если ОЭЗ будет запущена по полной программе, то на ней будут размещаться производства для обслуживания АВТОВАЗа. Я считаю, что это неверно. ОЭЗ должна предполагать развитие различных отраслей промышленности, которые бы в комплексе учитывали интересы города. Главное, что ОЭЗ — это филиал самарской зоны, так что все налоговые деньги будут идти мимо бюджета Ставропольского р-на.

Я не говорю о том, что весь объем налогов должен оставаться на нашей территории, но следует задуматься над внедрением принципа, при котором предприятие оплачивает налоги той территории, на которой работает. Это бы в значительной степени повысило бюджет Тольятти. В ОЭЗ необходимо привлекать инвесторов, которые могли бы видеть выгоду и создавали бы десятки тысяч рабочих мест.

В настоящее время ТГД и мэрией принят план стратегического развития города до 2020 г. Ряд моментов этого плана вызывает сомнения. Я полагаю, что объединенная структура «большого Тольятти» даст возможность маневрирования рабочими местами, а также развития нашего города в плане строительства. Появится возможность правильно использовать ОЭЗ. Также может быть снижена напряженность, которая наблюдается по транспортной структуре Тольятти. Речь идет о трассе М5. Проходимость транспорта через плотину скоро дойдет до критического состояния. Я предлагаю построить в районе с. Климовка мост, который увеличит пропускную способность.

- В начале нашего разговора вы говорили, что не нужно бежать впереди паровоза. Но теперь вы заявляете глобальные планы, которые сложно определить термином «на ближайшую перспективу». Все-таки с чего нужно начинать?

- С определения приоритетов. Сейчас сложилось понятие, что Тольятти — это моногород, а я бы сказал, что у нас город при заводе. Это в корне неправильно. Когда строился ОАО «АВТОВАЗ», то его роль и роль руководства была основополагающей. Она и по сей день такой остается. Пришло время изменить критерии оценки социально-экономических показателей городских округов. Эти показатели не отражают объективного уровня качества жизни населения. Именно качество жизни населения — вот что должно быть основным показателем.