Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (147) | 11 сентября 2006г.
 

Альтернативное лобби

Может похоронить муниципальный транспорт

Татьяна Пишкова

Одним из первых вопросов, рассматриваемых на заседании Тольяттинской городской думы (ТГД) в этой сессии, станет вопрос об увеличении гарантий Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) на поставку автобусов МАЗ на МП АТП-3. За последние 15 лет это первое крупное обновление автобусного парка в г. Тольятти. По сути, от решения вопроса о гарантиях зависит дальнейшее существование муниципального транспорта в городе. Однако нет никакой гарантии, что думцы поддержат этот вопрос.

Особенности сделки

Изначально согласно договору с ЕБРР гарантия была предусмотрена в размере кредита — 370 млн. р. Однако монетизация льгот в начале 2005 г. привела к вымыванию оборотных средств в МП ТПАТП-3 (см. «Хронограф» №26 (145) от 24.07.06). Необходимо отметить, что в предыдущие два года предприятие демонстрировало прибыль и имело очень хорошие финансовые показатели. На фоне таких перемен юридический советник банка Clifford Chance в начале 2005 г. предложил увеличить объем муниципальных гарантий до 150% — до 550 млн. р. Тем более что договор гарантий со стороны банка подписан на тот момент не был. Увеличение требования ЕБРР было негативно воспринято ТГД при ухудшении финансового состояния ATП.

Между тем в рамках кредитного договора между МП ТПАТП-3 и ЕБРР на предприятие с декабря 2005 г. по сентябрь 2006 г. из 100 запланированных уже поступил 91 автобус МАЗ-103075. Эта поставка позволила серьезно обновить парк городских автобусов. В результате появилась возможность убрать с городских маршрутов морально и технически устаревшие автобусы Ли-А3-677и ЛАЗ-695, а также большую часть старых «Икарусов».

Новые МАЗы, несомненно, более комфортабельные и современные. С точки зрения технических и эксплуатационных характеристик, автобус МАЗ-103075 является лучшим из тех, которые прежде составляли муниципальный автобусный парк г. Тольятти. Ведь при его создании применялись самые современные технологии, в конструкции использованы комплектующие ведущих мировых производителей, кузов изготовлен по лицензии немецкого «Неоплана». Особое внимание в конструкции автобуса уделено безопасности пассажиров: низкопольная конструкция кузова обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров. Защита в системе управления не позволяет автобусу тронуться с места при открытых пассажирских дверях. Антиблокировочная система тормозов совместно с системой гидрозамедлителя автоматической коробки передач обеспечивает безупречное торможение даже на самой скользкой дороге.

Летом ЕБРР оповестил мэрию г. Тольятти о том, что срок выборки денег банк готов продлить до 17 декабря текущего года. Город же оказывается в очень выгодной ситуации. Согласно контракту на поставку автобусов на машины установлена фиксированная цена — 3,2 млн. р. Уже сегодня такие МАЗы стоят на 400-450 тыс. р. дороже. В процессе торгов удалось высвободить часть кредитных средств за счет снижения цены. Следует напомнить, что сумма кредита установлена в евро. Из-за роста курса сумма в рублях позволяет приобрести дополнительно автобусы средней вместимости.

У автобуса большой вместимости есть одно уязвимое место — в межпиковое время на ряде маршрутов в автобусе едет 20-25 человек при вместимости 115, а топлива расходуется столько же, сколько при максимальной загрузке. Это обстоятельство снижает эффективность большого автобуса по сравнению с автобусом среднего класса, где номинальная вместимость 40-50 человек, а расход топлива вдвое меньше. Вследствие этого и возникло решение о приобретении дополнительных автобусов средней вместимости. Это позволит сократить расходы на малозагруженных, «социальных» маршрутах, а высвободившийся транспорт направить на основные межрайонные перевозки. Средств, не использованных по программе кредитования ЕБРР, хватит на покупку не менее 40 автобусов.

Смена поколений автобусов требует депутатской поддержки.
Смена поколений автобусов требует депутатской поддержки.

Новые автобусы средней вместимости позволили бы частично заменить старый, отработавший свой ресурс транспорт и улучшить ситуацию в секторе муниципальных перевозок, обеспечив тем самым социальный заказ.

Несмотря на то что в течение последнего года произошла серьезная модернизация парка городских автобусов, муниципальные предприятия по-прежнему находятся в трудном положении. В структуре подвижного состава МП ТПАТП-3 доля автомобилей до 2000 г. выпуска составляет 40%, причем в эксплуатации еще остаются автобусы 1982-1983 гг. выпуска. В идеале процесс обновления подвижного состава АТП должен носить непрерывный характер: на смену выработавшей свой ресурс должна приходить новая техника. Если следовать этому принципу, то в ближайшее время процесс вывода из эксплуатации изношенного автобусного парка должен был бы выглядеть следующим образом. В конце 2006-2007 гг. можно будет отказаться от использования всех автобусов 1995 г. выпуска и старше. Это 92 автобуса, или 30% от общего их числа. В 2008 г. можно будет списать «Икарусы» 1996 г. выпуска, автобусы ЛиАЗ-5256 1996-98 гг. выпуска и МАРЗ-52661. В общей сложности 35 автомобилей (13% от общего числа). С 2009 г., возможно, возникнет необходимость покупки подвижного состава вместо автобусов ЛиАЗ-5256.25, приобретенных в 2001 г., поскольку уже сейчас многие из них имеют пробег более 500 тыс. км. Поэтапное и непрерывное обновление парка городских автобусов позволит иметь конкурентоспособный подвижной состав.

Опасная альтернатива

Пока же конкурентоспособность муниципального транспорта остается под вопросом. Частники на своих автобусах выехали на городские улицы, при этом их маршруты, как правило, дублируют муниципальные. В результате чего последние оказались неспособными составить конкуренцию альтернативным перевозчикам, а именно «газелям». За последние 10 лет ситуация в отрасли складывалась не самым лучшим образом. Из-за постоянного уменьшения финансирования город шел на сокращение городских муниципальных перевозок. Так, транспортная работа, выполняемая МП ТПАТП-3 в I квартале 2006 г., была сокращена на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Освободившаяся ниша на рынке транспортных услуг была занята альтернативными перевозчиками.

С сокращением транспортной работы вследствие сокращения объемов финансирования, из-за большой убыточности часть городских маршрутов была закрыта. Ряд маршрутов стали иметь ярко выраженный «социальный характер». На таких маршрутах (№1, 5, 6, 9, 20, 31, 33, 52, 41, 44, 43, 48Э) в работе осталось по 2-3 машины, с интервалом движения 40-50 мин. Здесь основные пассажиры — малоимущие люди, которым «Газель» не по карману. При этом частники отказываются возить льготников, соблюдать графики движения, работая по своему усмотрению, в удобное для них время.

Убыточные во всех странах пассажирские перевозки для альтернативщиков в России оказались неожиданно прибыльным делом. В результате в этот сегмент рынка хлынуло большое количество людей, желающих быстро заработать. При этом многие не имели представления о нормах и правилах безопасных перевозок. Попросту покупали «газель» и ставили ее на маршрут. Число пассажирских «газелей» за несколько лет выросло с 200 до нескольких тысяч. Никто не может назвать их точное количество в связи с тем, что учета попросту не ведется. Большое число «газелей» привело к перегруженности городских улиц, образованию пробок, значительному ухудшению экологии.

Сегодня муниципальный транспорт является сдерживающим фактором в росте цен на альтернативных маршрутных транспортных средствах. В то же время сам он контролируется в связи с выполнением социального заказа, что не позволяет ему завышать цены на предоставление услуг. Попадая в конкурентную среду, альтернативные перевозчики вынуждены повышать свою конкурентоспособность. Если же стареющий муниципальный транспорт будет продолжать сдавать свои позиции, то частники будут повышать цены на свои услуги, одновременно снижая качество перевозок.

Необходимо было найти решение, при котором будут сохранены городские маршруты, решен вопрос дефицита пассажиромест и максимально плотно предоставлена услуга по перевозке пассажиров. Но для этого необходимо иметь конкурентоспособный подвижной состав. Первым шагом в этом направлении стало приобретение новых автобусов.

Необходимо отметить, что подобная ситуация характерна не только для Тольятти. Аналогичные проблемы с общественным транспортом возникли в Испании в середине 80-х гг., когда за десятилетие объем перевозок общественным транспортом упал примерно вдвое. Одни и те же маршруты пытались обслуживать разные компании, которые выпускали в рейсы устаревшую технику, вразнобой устанавливали тарифы за проезд, не заботились об удобстве пассажиров, их безопасности и соблюдении графиков. Проблема была решена за счет создания контролирующего органа. Им стал консорциум регионального транспорта, получивший статус общественной организации. Перед консорциумом были поставлены задачи по повышению качества обслуживания пассажиров, координации и регулированию работы всех видов общественного транспорта. Была проведена унификация тарифов на проезд в разных видах транспорта и унификация билетов. Таким образом, люди получили возможность пользоваться единым проездным билетом для проезда на любом виде общественного транспорта.

Вопрос открыт

В Тольятти решение проблемы конкурентоспособности общественного муниципального транспорта оказалось возложено на депутатов городской думы. Однако то, каким будет это решение, пока остается под вопросом. Когда возникла необходимость в увеличении гарантий, целый ряд СМИ, аффилированных с муниципальными структурами, поспешили заявить, что вероятность завершения сделки минимальна. По сути, блокируя сделку с ЕБРР, народные избранники ставят под угрозу само существование общественного транспорта. Такая электоральная политика депутатов вызывает недоумение. Своей позицией в отношении общественного транспорта они ущемляют права самой электорально активной части населения. А именно той, которая зачастую просто не может себе позволить перемещаться на альтернативном транспорте.

Следует отметить, что в данной ситуации речь идет о новом использовании муниципальных ресурсов для развития территории. Ни для кого не секрет, что 15 лет назад лоббисты пытались подключить аффилированные с ними структуры к бюджетным потокам. В конце 90-х годов, с падением привлекательности бюджета, начался второй этап — массовая приватизация муниципального имущества. Сегодня он приближается к своему завершению. Сегодня речь наконец-то пошла об использовании городских ресурсов для развития территории. Предоставление гарантий как раз и является механизмом, который позволяет привлекать инвестиции на территорию без оттока бюджетных средств.

При нормальной реализации сделки требуемые гарантии муниципалитету выплачивать не придется. Выплата по кредиту будет осуществляться МП ТПАТП-3 на протяжении 10 лет.

Учитывая все это, нежелание народных избранников обеспечить гарантии по кредиту наводит на мысль о лоббистских возможностях альтернативного транспорта. Однако окончательно убедиться или разувериться в этом станет возможным лишь по результатам голосования ТГД.