Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (394) | 21 ноября 2011г.
 

Подержанные не проедут

Российский автопром готовится к вступлению страны в ВТО

Георгий Кизельгур

18 ноября в рамках конференции по вопросам развития автомобилестроения в России и Самарской обл. было проанализировано влияние уменьшения таможенных тарифов на отечественных производителей автомобилей и автокомпонентов. Участники мероприятия предложили эффективные меры противодействия росту импорта. В частности, ответом иностранным компаниям станут инновации ОАО «АВТОВАЗ» и его смежников и облегчение доступа на мировой рынок поставщикам комплектующих для российских автомобильных кластеров.

На конференции обсуждалось одно из условий предстоящего вступления России в ВТО — снижение таможенных тарифов на ввоз легковых автомобилей. По мнению исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, неприятными сторонами такого снижения могут стать, к примеру, рост доли подержанных иностранных автомобилей на рынке и снижение доли автомобильной техники, выпускаемой на территории РФ. Параллельно уменьшение производства российских автомобилей может повлиять на сокращение количества рабочих мест, в т. ч. в смежных отраслях. В этой связи инвестиции, вложенные в развитие отечественного автопрома в 2006-2011 гг., рискуют не окупиться, а темп старения автопарка превзойдет темп его обновления. Еще один нежелательный тренд — сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Для предотвращения наплыва иномарок на российский рынок Коровкин предлагает учесть опыт ведущих стран — производителей автомобилей, не так давно вступивших в ВТО, — Китая, Бразилии и Индии. В первую очередь, ввести запрет на ввоз подержанных автомобилей. Из мер господдержки наиболее популярны масштабные госзакупки (с узаконенным обязательством госпредприятий закупать автотехнику только у своих производителей), налоговое стимулирование обновления парка машин, программа утилизации, действующая на постоянной основе. Коровкин настаивает на введении налога на импорт новых автомобилей не менее 30%, на импорт сборочных комплектов — 10-15%.

Иностранным компаниям, организующим производство в России, эксперт предлагает поставить условие о создании СП с долевым участием местных производителей не менее 50%. При этом минимальный объем иностранных инвестиций в производство должен быть не ниже 32 млн р.

Как подчеркнул исполнительный директор НО «Национальная ассоциация производителей автокомпонентов» (НАПАК) Михаил Блохин, лучше любых ограничений повлиять на мнение отечественных потребителей может рост качества автомобилей и автокомпонентов, выпускаемых российскими заводами. Отсюда возникает потребность в инновациях и совершенствовании технологий. С этой целью Блохин предлагает установить долевое совместное финансирование деятельности инжиниринговых центров на первые 5-6 лет в соотношении 75/25 (государство/предприятие). При этом для предприятий, производящих инновационные товары, рекомендовано снизить налоговую нагрузку, а инжиниринговые центры вообще освободить от налогов в течение первых семи лет. Сильным стимулом, по мнению НАПАК, является компенсация 3/4 ставки рефинансирования по кредитам для проектов по созданию инновационных продуктов и разрешение списания затрат на НИОКР на себестоимость, вне зависимости от их результатов.

Важным направлением инновационной деятельности является разработка экологически чистого автомобиля, необходимого для мегаполисов. Свои решения этой задачи на конференции предложили специалисты ОАО «АВТОВАЗ». Первое касается создания автомобиля с гибридным двигателем, работающим на природном газе и бензине, на базе LADA Granta. Два газовых баллона объемом 98 л будут размещены в отсеке для запасного колеса, которое, по сложившейся в Европе практике, заменят ремкомплектом. Запас хода на одной заправке газом достигает 370 км, максимальная скорость в газовом режиме составит 175 км/ч. Экономия на 100 км пробега равна 150 р., причем сама гибридная Granta будет дешевле обычной. При условии одобрения проекта постановка на производство двухтопливного автомобиля должна произойти до конца 2012 г.

Второй проект — электромобиль на базе LADA Kalina. Безусловными преимуществами станут экологическая чистота, простота и комфорт в управлении, минимальные (в 5-15 раз меньше, чем у обычного автомобиля) эксплуатационные расходы. Прогресс в развитии источников тока позволит нивелировать такие недостатки, как сравнительно малый пробег на одной зарядке (150 км) и продолжительное время зарядки батарей (до 8 ч). В сравнении с аналогом (Nissan Leaf) ELLada легче его и незначительно уступает по пробегу на одной зарядке (150 против 160 км) и максимальной скорости (130 против 160 км/ч). Первая партия ELLada должна поступить в дилерские центры в начале 2013 г.

Характерно, что строительство электромобилей ведет к активным инновациям и в производстве комплектующих для автомобилей с ДВС. В частности, вызов со стороны российских компаний уже брошен концерну Bosch, который является давним партнером ОАО «АВТОВАЗ» в плане поставок электронных блоков управления подачей топлива, датчиков давления и температуры. Параллельно планируется внедрить такую идею Bosch, как систему управления двигателем с функцией Start/Stop. Это позволит существенно снизить расход топлива при езде в городском режиме.

Важным направлением в ближайшие годы станет интеграция поставщиков автокомпонентов для российских заводов в мировое автомобилестроение. В Самарской обл. уже успешно действует программа делового партнерства ООН по промышленному развитию (UNIDO) с производителями комплектующих для ОАО «АВТОВАЗ». В рамках программы UNIDO оказывает региональным участникам консультационную поддержку при создании современных производственных мощностей с использованием новых технологий. Сотрудничество с UNIDO, по словам представителя организации Наташи Вайзерт, создает поставщикам канал доступа на мировой рынок.