Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (393) | 14 ноября 2011г.
 

Мусаткин идет до конца

Депутат не смирился с нарушением своих избирательных прав

Егор Кошеров

7 ноября кандидат в депутаты Самарской губернской думы (СГД) самовыдвиженец Николай МУСАТКИН (на фото) подал заявление в Самарский областной суд о защите избирательных прав. Права Мусаткина по совокупности признаков были грубо нарушены членами ОИК Самарского округа №2 во главе с Рузой КАРПАЧЕВОЙ в ходе проверки подписей, собранных в поддержку его выдвижения. Областная избирательная комиссия (ИКСО), похоже, умышленно оставила жалобу Мусаткина без удовлетворения. Самое же интересное случилось 10 ноября в облсуде. После принятия заявления к производству 7 ноября суд неожиданно заявил о том, что последним днем подачи иска было 4 ноября, т. е. выходной день. На этом сомнительном основании кандидату отказали в рассмотрении его требований по существу.

Права Мусаткина начали нарушать с момента подачи им 17 октября 2178 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения в СГД по Самарскому одномандатному избирательному округу №2, в соответствующую ОИК. К примеру, кандидату даже не предложили назначить от себя одного члена ОИК с правом совещательного голоса, хотя таким правом Мусаткин, согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...», обладал со дня представления в ОИК документов для своей регистрации в качестве кандидата.

Заседание рабочей группы по проверке подписных листов Мусаткина прошло 20 октября. По итогам проверки доверенным лицам кандидата, присутствовавшим на заседании группы, сообщили, что забраковано 154 подписи из 2178, что меньше предельно допустимого порога брака (10%). Соответственно, члены группы были обязаны назначить заседание ОИК для принятия решения о регистрации Мусаткина. Однако такое развитие событий, по всей видимости, не устраивало кураторов процесса недопущения Мусаткина до выборов. Внезапно доверенным лицам было объявлено, что они присутствовали на некой «предварительной» проверке, где как название, так и проведение которой не предусмотрено 67-ФЗ. «Настоящую» же проверку члены ОИК обещали устроить только после проверки подписных листов в ГАС «Выборы» и УФМС.

Между тем из смысла п.З ст.38 67-ФЗ следует, что эксперты из числа специалистов учреждений органов регистрационного учета (в данном случае, ФМС) могут привлекаться к проверке подписных листов только путем их включения решением ОИК в рабочие группы по проверке подписей. В то же время 67-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не предусматривают право избирательной комиссии направлять указанные избирательные документы в ФМС для их проверки.

Следовательно, ОИК незаконно направила подписные листы в ФМС. Тождественный вывод содержится в определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2008 г. № 45-Г08-5, согласно которому «суд сделал обоснованный вывод, что избирательная комиссия Свердловской обл. пришла к правильному выводу о допущенных Кушвинской городской территориальной избирательной комиссией нарушениях порядка проверки документов, представленных кандидатом для регистрации: в состав рабочей группы избирательной комиссии не были включены специалисты- почерковеды...». Получается, что к проверке, проходившей 20 октября, в режиме реального времени должны были быть привлечены эксперты ФМС и операторы ГАС «Выборы», чтобы после ее окончания выдать свои заключения в ведомостях проверки или иных документах исключительно в отношении 154 подписей, признанных сомнительными рабочей группой. Характерно, что оператор ГАС «Выборы» Марианна Леонтьева 20 октября присутствовала на заседании рабочей группы, являясь членом ОИК, а проверку по ГАС можно было осуществить в соседней комнате, где расположено рабочее место данного оператора. Вместо этого означенные проверки были разнесены по срокам с днем проверки подписных листов рабочей группой, скорее всего, потому, что группе под руководством Карпачевой потребовалось исказить данные избирателей в подписных листах.

Еще одно нарушение 67-ФЗ -отказ ОИК Мусаткину и его доверенным лицам в присутствии на проверках подписных листов экспертами ФМС и ГАС «Выборы». В итоге 24 октября ОИК объявила свое решение — отказать Мусаткину в регистрации на основании того, что неизвестный эксперт в интервале между 20 и 24 октября выявил несовпадение официальной должности кандидата в СГД с его должностью, указанной во всех подписных листах. Мусаткину вменили в вину, что в подписных листах его место работы и должность были указаны как «Самарская губернская дума, заместитель председателя», в то время как якобы следовало написать «Самарская Губернская Дума, заместитель председателя Самарской Губернской Думы». Очевидна надуманность этой придирки, т. к. смысловая и лексическая конструкция в первой формулировке не нарушены.

Кроме того, порядок указания места работы и должности кандидата, соблюденный Мусаткиным, предусмотрен образцом подписного листа из 67-ФЗ. Самое смешное, что в официальном тексте решения ОИК, заверенном печатью и подписью Карпачевой, Мусаткину отказано в регистрации как «кандидату в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва», которая работает с 10 октября 2010 г.

Дальнейшие события позволяют сделать вывод, что некие силы, поддерживаемые финансово- промышленными группами, по всей видимости, изначально были заинтересованы в неучастии Мусаткина в выборах, определенным образом мотивировав на совершение противоправных действий не только членов ОИК, но и вышестоящие органы. Так, ИКСО под руководством Вадима Михеева своим решением от 27 октября оставила жалобу Мусаткина без удовлетворения, видимо, не утруждая себя проверкой действий членов ОИК. 7 ноября Мусаткин подал заявление о защите избирательных прав в облсуд. Там иск хоть и без особого желания, но приняли. Однако 10 ноября на предварительном заседании судья Елена Шабаева вдруг заявила о том, что с заявлением кандидат опоздал. Якобы претензии принимались не позднее 4 ноября, которое, как известно, официально являлось выходным днем. То, что облсуд 4 ноября не работал, подтвердила даже его пресс-секретарь Надежда Мерзликина. «Это был выходной день, праздничный, — пояснила Мерзликина, — сроки подачи заявлений продляются, если они выпадают на праздничные дни». Т. е. несмотря на то, что по закону Мусаткин получил право на подачу не позднее 7 ноября, кандидату отказали в рассмотрении его требований по существу.

Комментарии

Владимир ПОТАПОВ, руководитель Самарского регионального правозащитного общественного движения «Мы — граждане!»:

- Вообще-то нарушения избирательных прав — явление нередкое. Не так давно, например, был осужден председатель одной из избирательных комиссий, деятельность которой сводилась, так скажем, к поддержке определенной группы кандидатов. Однако текущая предвыборная кампания может оказаться весьма примечательной. Дело в том, что за редким исключением, регистрация кандидатов- самовыдвиженцев происходит с боями. Особенно это касается независимых кандидатов. Как правило, в таких случаях упор делается на выбраковку подписных листов. Делая это, члены избирательных комиссий или те, кто за ними стоит, демонстрируют невероятную изобретательность, трактуя существующее законодательство не в пользу кандидатов.