Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (392) | 7 ноября 2011г.
 

Константин Сергеев:

СГК активно сотрудничает с ведущими вузами

Максим Климов

По мнению ряда аналитиков, 2012 г. может оказаться весьма схожим по событиям с концом 2008 г., когда разгорелся глобальный финансово- экономический кризис. Борьба с его последствиями потребовала немалых усилий со стороны правительства РФ. Одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей оказалась строительная индустрия — от ввода завершенных объектов строительства в эксплуатацию до производства строительных материалов. О тенденциях, уже сегодня наметившихся в отрасли, а также о мероприятиях, которые позволят сохранить в отрасли стабильность, в интервью «Хронографу» рассказал генеральный директор входящего в ассоциацию «Версиво» ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» (СГК) Константин СЕРГЕЕВ.

- Константин Иванович, конец 2008 г. оказался весьма непростым для всех отраслей экономики. Однако особым образом последствия финансово- экономического кризиса повлияли на строительную индустрию в целом, в т. ч. и на производителей строительных материалов. Отсутствие сбыта, возможности адекватного кредитования, удорожание транспортных услуг — все это серьезно отразилось на активности предприятий строительной отрасли. Многие в этот период оказались на грани банкротства. Как удалось преодолеть кризис 2008 г. и его последствия на СГК?

- Основным фактором, способствующим преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса, стала диверсификация производства: увеличение собственного потребления гипсового вяжущего продукта — основного продукта ЗАО «Самарский гипсовый комбинат». Сократившийся спрос на продукцию со стороны производителей строительных и отделочных материалов заставил нас задуматься о том, как продолжить работу и сохранить объемы выработки в условиях резко сократившегося спроса. Проанализировав ситуацию, было решено направить высвободившийся объем гипса на производство пазогребневых плит, а также сформировать новое для рынка предложение — сухие строительные смеси. У самарских строителей и жителей города, осуществляющих частное жилое строительство или ремонт квартир, появилась достойная альтернатива зарубежным материалам, причем по достаточно демократичным ценам. Это вклад Самарского гипсового комбината в развитие строительного сектора области. Было решено вывести этот продукт на рынок под торговой маркой FORMAN.

- Запуск новой продуктовой линейки, да еще и одновременно создание нового бренда — дело достаточно сложное. Насколько основательным был подход к этому вопросу?

- В результате этой работы у СГК должна была сформироваться дополнительная основа для выхода из кризиса в 2009 г. и стабильного развития в последующие годы. Подходить к столь важному вопросу поверхностно мы не имели права. В данном случае речь шла об открытии в 2008 г. нового производства сухих строительных смесей. Здесь было собрано все самое современное на тот момент: новейшее немецкое оборудование М-ТЕС, высокопрочный строительный гипс собственного производства, был разработан новый бренд. Для его разработки пригласили ведущую дизайнерскую студию Артемия Лебедева.

Собрав все воедино, получили оптимальную линейку сухих строительных отделочных материалов с хорошими конкурентными преимуществами: высокое качество и доступная для домашнего региона цена.

Торговая марка FORMAN довольно быстро стала известной в Самаре и Самарской обл. за счет комплексного товарного предложения и сервиса, оказываемого покупателям (мастер-классы, обучение, консультации). Компания продолжает бережно растить привлекательность бренда путем дальнейших вложений в его развитие. Сейчас он уже известен в регионах Приволжского федерального округа, Центрального федерального округа и на юге страны. Динамика роста продаж говорит сама за себя — 90% прироста каждый год. За три года раскрутки выработка продукции под новой торговой маркой заняла на СГК максимум производственных мощностей.

- Не пошло ли это развитие вразрез интересам производства традиционного для СГК продукта — гипсовых вяжущих материалов?

- Появление нового продукта позволило расширить рынки сбыта, а следовательно, улучшить решение сопутствующих вопросов. Традиционные покупатели гипсовых вяжущих материалов получили новые логистические услуги, которые позволили им сократить себестоимость готовой продукции: поставка материалов в упаковке «биг-бег», «россыпью», доставка цементовозами, хопрами. До 2009 г. подобных услуг СГК не оказывал — не было необходимости в это вкладываться (продукция поставлялась лишь вагонами и автомашинами) . Участие СГК в поддержке социальных проектов позволило предложить рынку товар по более низким ценам. Речь идет об отгрузке в рамках строительства поселка «Кошелев-проект» гипсовой пазогребневой плиты. Все это обеспечило стопроцентную загрузку производства.

- Какие социальные программы, реализуемые на ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», в связи с кризисом пришлось свернуть?

- Все существовавшие до 2008 г. социальные программы продолжают жить и по сей день. Например, поддержка студентов и последующий прием лучших на работу. Поддерживаем медицинские программы. Более того, в отличие от некоторых предприятий, отметившихся высвобождениями персонала, ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» не прекращало создавать рабочие места. Так, например, создание нового производства (ССС ТМ FORMAN) открыло потребность в новых рабочих местах на предприятии. В настоящее время для успешной адаптации новых сотрудников и в помощь производству на СГК открыт специальный учебный класс.

В рамках работы с персоналом реализуются такие мероприятия, как, например, обучение сотрудников: рабочие, служащие предприятия регулярно обучаются как внутри компании, так и в различных учебных центрах города. В этом направлении СГК активно сотрудничает с ведущими вузами Самары. В течение года практику и стажировку на предприятии в среднем проходят 30 человек, из них 10 трудоустраиваются.

Не забывает СГК и о базе отдыха, на которой в летний период оздоравливаются сотрудники и члены их семей. Политика, проводимая руководством комбината в работе с персоналом, строится в тесном взаимодействии с профсоюзным комитетом комбината. Компанией разработан и реализуется комплекс мер по улучшению условий труда работников предприятия. В 2010 г. ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» заняло первое место на областном смотре-конкурсе «Лучшее санитарно-бытовое помещение».

На комбинате заключен коллективный договор, регламентирующий социально-трудовые отношения между работниками и представителями работодателя. Коллективным договором регулируются: вопросы оплаты труда и дополнительной мотивации; социальное обеспечение, медицинское обслуживание; соблюдения норм и правил охраны труда; режимы рабочего времени и времени отдыха; участие работников в управлении предприятием. Конференция трудового коллектива 15 апреля 2009 г. признала работу по выполнению коллективного договора на 2006-2008 гг. удовлетворительной и утвердила новый коллективный договор на 2009-2011 гг.

- Многие аналитики сходятся во мнении, что 2012 г. может быть еще более непростым, чем 2008 и 2009 гг. Как вы оцениваете эту информацию? Как меняется спрос? Какие еще индикаторы могут свидетельствовать об усугублении или же, напротив, стабилизации ситуации?

- Такие настроения действительно существуют. Возможно даже, они окажутся близки к истине. Однако политика ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» ориентируется на увеличение производственной программы и мощностей. Запланирован запуск производства новых продуктов в рамках реализации новых проектов. При этом риск осложнения ситуации на строительном рынке в РФ и в Самарской обл., в частности, мы оцениваем как средний. Рост строительства социального жилья, строительство олимпийских объектов и подготовка к чемпионату мира по футболу — основные факторы будущей стабилизации. Спрос со стороны производства строительных и отделочных материалов постепенно оптимизируется, при этом спрос на собственную продукцию СГК более глубокой переработки растет опережающими темпами. Мы видим резервы роста и строим свою программу развития на 2012 г. с учетом этого.

- Какие нюансы негативным образом влияют на развитие бизнеса по производству строительных материалов?

- Особенных нюансов нет. Влияние оказывает общее состояние экономики страны и состояние строительной отрасли в частности. Также негативным образом влияет рост тарифов естественных монополий.

- Сегодня все больше внимания уделяется вопросам экологии, в т. ч. на уровне государства. Насколько ваше производство соответствует существующим требованиям?

- Гипс — экологически чистый материал, его производство не несет в себе никаких серьезных рисков для экологии. Идея о благоприятном экологическом микроклимате помещений, в отделке которых использованы смеси на основе гипса, — одна из основных в продвижении продукции ЗАО «Самарский гипсовый комбинат». Для того чтобы выйти за рамки слов, мы очень часто проводим достаточно показательный опыт. В ходе общения с нашими партнерами и потенциальными заказчиками мы активно проводим экскурсии по нашему производству. Конечно, делается это прежде всего с целью демонстрации качества оборудования и методов производства. Однако в таких экскурсиях мы преследуем и другие цели. Перед началом экскурсии мы облачаем группу в черные хлопчатобумажные куртки. После обхода наших производственных мощностей мы предлагаем нашим визитерам осмотреть эти куртки на предмет наличия на них белых следов. Никаких следов нет. Напомню, это ведь гипсовое производство. По-моему, все понятно.

- Какими вы видите перспективы ЗАО «Самарский гипсовый комбинат»?

- Ближайшая перспектива ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» -достижение лидерства в Самарской обл. по реализации сухих строительных смесей и пазогребневых плит, а также выход на все рынки Приволжского федерального округа и на большинство рынков отделочных материалов России и СНГ. Среднесрочная перспектива — увеличение производства пазогребневых плит на мощностях ЗАО «Самарский гипсовый комбинат», выход на производственные площадки в других регионах по производству смесей FORMAN. Также СГК занимается постоянным развитием сырьевой базы. Вхождение СГК в ассоциацию «Версиво» внесло новое дыхание в развитие комбината, которое стало возможным благодаря отлаженному взаимодействию как внутри СГК, так и благоприятному влиянию ассоциации. Наличие и постоянное увеличение клиентов СГК также вселяет оптимизм. За 2010-2011 гг. появилось более 150 новых корпоративных клиентов, география поставок увеличилась до 53 субъектов РФ и 5 стран ближайшего зарубежья. Сами клиенты признаются, что в лице СГК они нашли надежного партнера с высоким и стабильным качеством продукции. Большинство партнеров становятся долгосрочными.