Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (391) | 31 октября 2011г.
 

Потенциал роста

Проект областного бюджета на 2012 год позволит обеспечить динамичное развитие региона

Иван Григорьев

27 октября кабинет министров Самарской обл. вынес на рассмотрение Самарской губернской думы (СГД) проект бюджета региона на 2012 г. Параметры проекта свидетельствуют об очередном усилении социальной политики в части улучшения условий жизни граждан. Параллельно в правительстве нацелены на рост темпов развития губернской экономики и эффективную реализацию высокотехнологичных проектов в обрабатывающих отраслях промышленности и АПК.

Дополнительные доходы

Прогноз поступления доходов в областной бюджет в 2012 г. определен с учетом фактических поступлений доходов в 2010 г. и ожидаемых поступлений за 2011 г. Также учитывались прогноз социально- экономического развития на плановый период 2012-2014 гг. и прогнозы администраторов доходов бюджета. Дополнительный источник доходов сформирует переадресация в бюджет региона поступлений от денежных взысканий и штрафов за нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения.

Налоговые и неналоговые доходы губернской казны на 2012 г. запланированы на уровне 93,94 млрд р., что превышает плановое значе-ние2011 г. на 10,2%. Размер налоговых доходов прогнозируется в размере 92,67 млрд р. (98,6%), доля неналоговых доходов должна составить 1,27 млрд р. (1,4%). Выпадающие доходы из-за предоставления закрепленных на региональном уровне налоговых льгот физическим и юридическим лицам составляют порядка 1,8 млрд р.

Из структуры налоговых доходов видно, что почти 96% налоговых поступлений произойдет за счет четырех основных налогов. Это налог на прибыль организаций (43,7%), налог на доходы физических лиц (НДФЛ, 27%), налог на имущество организаций (12,6%) и акцизы по подакцизным товарам (12,4%). Доля прочих налогов составляет порядка 4% от общего объема налоговых поступлений.

При расчете прогноза по налогу на прибыль организаций на 2012-2014 гг. использовались темпы роста их прибыли. Согласно прогнозу социально-экономического развития региона эти темпы составят по годам, соответственно ,113,6%, 114,7% и 114,7%. Для расчета поступления НДФЛ в указанный период был применен показатель роста фонда оплаты труда, который по годам должен составить, соответственно, 112,6%, 112,5% и 112,7%. Кроме того, в доходы 2012 г. будут зачтены дополнительные поступления НДФЛ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, служащих на территории региона. В сумме данные поступления, по расчетам Министерства финансов РФ, составят 407 млн р.

Расходы на социалку

С учетом прогнозируемого объема поступлений общий объем расходов на 2012 г. запланирован в сумме 99,5 млрд р. Это выше уровня расходов, утвержденного на 2011 г., более чем на 2 млрд р., или на 2,1%.

При составлении проекта бюджета была продолжена работа по планированию расходов, исходя из их приоритетности и с точки зрения реализации важнейших социально-экономических задач, стоящих перед областью.

При определении объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств области в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) правительство в первую очередь ориентировалось на необходимость исполнения в полном объеме обязательств по социальной поддержке населения. К ним относятся выплата зарплаты работникам бюджетной сферы, обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения, выполнение государственного задания на оказание госуслуг учреждениями, важнейшие виды трансфертов муниципальным образованиям и другие расходы, носящие неотложный характер.

Наибольший удельный вес в общем объеме запланированных расходов имеют расходы по разделам социальной направленности. Так, на социальную политику предлагается потратить 21,78 млрд р., или 21,9% от общей суммы расходов. Рост по данному разделу к уровню 2011 г. составил 1,9 млрд р. (9,4%). На образование будет направлено 20,97 млрд р. (удельный вес 21,1%). Этот вид расходов подрастет по сравнению с 2011г. на 3,4 млрд р. (19,4%). Здравоохранению достанется 17,73 млрд р. (удельный вес 17,8%). Расходы на данную сферу продемонстрируют рекордный рост из всех статей бюджетной классификации — 23,9%. Это обусловлено тем, что в 2012 г. полномочия по финансированию здравоохранения будут полностью сосредоточены в руках профильного министерства. В абсолютной величине на здравоохранение добавят столько же, сколько на образование — 3,4 млрд р., а на развитие физкультуры и спорта — 6 млрд р. В общей сложности на три указанных отрасли придется 61% всех расходов областного бюджета.

Проект предусматривает ассигнования на повышение зарплаты всем работникам бюджетной сферы на 6% с 1 октября 2012 г. Объем дополнительных средств бюджета на повышение оклада бюджетников с учетом уже принятых в течение 2011 г. решений об индексации составит порядка 2 млрд р. Общий же объем ассигнований, направленных на оплату труда работников бюджетных учреждений, в 2012 г. превысит 31,2 млрд р., что составляет почти треть от общего объема расходов. На реализацию территориальной программы ОМС в части страхования неработающего населения проектом бюджета предусмотрено выделение средств в размере 7 млрд р. с ростом к уровню 2011 г. на 390 млн р. (6%). Средства в размере 800 млн р. предусмотрены в 2012 г. и на индексацию ежемесячных выплат отдельным категориям граждан — ветеранам труда, труженикам тыла, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой в приемных семьях. Также будут индексированы расходы на ежемесячные денежные выплаты льготникам. Значительные средства планируется направить на поддержку социально незащищенных слоев населения и семей, имеющих детей. Всего в 2012 г. на социальное обеспечение граждан будет израсходовано 15,8 млрд р.

Без перекосов

Вместе с адресным решением социальных проблем импульс для развития получит и региональная экономика. Расходы на целевые программы в 2012 г. запланированы на уровне 24,7 млрд р. против 23,3 млрд р. в 2011 г. В 2012-2014 гг. предстоит реализовать этапы 65 областных и ведомственных целевых программ с общим объемом расходов 81 млрд р. Наибольший объем финансирования в этом периоде предусмотрен по программам «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования» (22,9 млрд р.), «Стимулирование развития жилищного строительства» (6,4 млрд р.), «Развитие сельского хозяйства» (5,2 млрд р.). Продолжится финансирование двух якорных проектов, которые призваны обеспечить устойчивый экономический рост региона в целом. Речь о строительстве ОЭЗ промышленно- технологического типа и технопарка «Жигулевская долина».

Характерно, что усилия правительства, направленные на снижение напряженности на рынке труда и поддержку реального сектора экономики, позволили губернии сохранить потенциал роста. С учетом сложившейся тенденции по итогам 2011 г. ожидается прирост валового регионального продукта на 6,3% к уровню 2010 г. Это более чем на 2% выше прогнозируемого темпа роста всей российской экономики. Уверенное посткризисное развитие региона создало основу для наполняемости бюджета и эффективного расходования его средств. Параметры бюджета-2012 соответствуют масштабам стоящих перед областью стратегических задач как в социальной сфере, так и в реальной экономике.

Комментарии

Владимир АРТЯКОВ, губернатор Самарской обл.

- Бюджетная политика правительства области, как и в предыдущие годы, нацелена на решение нашей главной задачи — улучшение условий жизни людей. Мы продолжим модернизацию здравоохранения, реформирование системы образования, совершенствование социальной сферы, будем развивать спорт и культуру. Особое внимание уделим демографической политике и, прежде всего, стимулированию рождаемости. Начиная с 2012 г. в Самарской обл. дополнительно к федеральному материнскому капиталу будет выплачиваться региональный семейный капитал в размере 100 тыс. р. при рождении либо усыновлении третьего или последующих детей. Вместе с тем решение этих задач требует повышения темпов развития экономики области, усиления инвестиционной направленности нашей деятельности, эффективной реализации знаковых проектов в сфере высоких технологий, промышленности, АПК.