Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (391) | 31 октября 2011г.
 

Приберегли на десерт

Аварийное жилье оказалось хорошим поводом для спекуляций

Евгения Андросова

В течение октября Арбитражным судом Самарской обл. было оставлено без движения более двадцати заявлений пайщиков ЖСК «Жасмин-Дом» о включении в реестр кредиторов ЖСК. Тем временем, мэрия в судебном порядке пытается снести жилой дом — вставку второго одноименного ЖСК «Жасмин-Дом». У обоих ЖСК есть пайщики, и долгое время счет у них был единым. Вставка второго ЖСК якобы стала причиной аварийного состояния первого подъезда дома по ул. Ворошилова, 55, в 13-м кв-ле. Власть почему-то предпочитает не вспоминать о том, что именно несвоевременность решений могла стать причиной нынешней ситуации как в случае с аварийностью дома, так и с путаницей в ЖСК. Последнее может привести к появлению в Тольятти более сотни «обманутых дольщиков» и необходимости изыскания в бюджете еще больших средств, чем 95,9 млн р., выделенных на Ворошилова, 55.

Дележ пирога

22 сентября в бюджете г. о. Тольятти были утверждены 95,9 млн р. на решение ситуации с двумя аварийными домами: ул. Ворошилова, 55, и ул. Советская, 52а. Техническое состояние обоих домов обсуждается уже много лет. Почему-то только под конец своего срока мэр Тольятти Анатолий Пушков обратил на это внимание.

Накануне изменений 20 сентября была утверждена досрочная целевая программа (ДЦП) «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. о. Тольятти на 2011-2012 гг. По линии ДЦП пойдет 93,9 млн р. Вероятно, чтобы ситуация с домом на Ворошилова, 55, не оказалась натянутой, в мэрии вспомнили про еще один аварийный дом — на ул. Советской, 52.

В осваивании средств по ликвидации ЧС задействованы практически все структуры мэрии, кроме подведомственных заместителю мэра по социальным вопросам Ирине Кочукиной. Даже 2 млн р. на предоставление единовременной социальной выплаты гражданам заложено по линии департамента экономического развития. Итого «аварийность» дома на Воршилова, 55, экстренно появившаяся в августе т. г., по сути, будет стоить бюджету 95,9 млн р. Это без учета средств, которые выделялись на геологические изыскания и в будущем пойдут на снос. Только на подготовку разрешительной и проектной документации сноса подъезда на Ворошилова, 55, департаменту градостроительной деятельности требуется 9 млн р. На снос дома на Советской в представленных в думу документах заявки почему-то нет.

Большинство встреч с жителями и совещаний по Ворошилова, 55, проходят за закрытыми дверями. Общественности преподносится уже готовый результат. Получается, чиновникам есть что скрывать в данном вопросе. Стоит напомнить, что спекуляции на проблемных объектах ЖСК «Жасмин-Дом» продолжаются не один год. При этом власть пытается строить из себя спасиателей, имитируя бурную деятельность. Хотя не исключено, что, прояви чиновники большую бдительность, ситуация могла бы и не обостриться.

«Пирамида» из ЖСК

В Тольятти было создано два одноименных ЖСК «Жасмин-Дом»: один — в 1996 г., другой — в 2004 г. Обоими ЖСК когда-то руководил один председатель – Виктор Данилов. «Жасмин-Дом» построил в городе немало объектов разного назначения. Два из них — жилой дом в 9 кв-ле и дом-вставка в 13 кв-ле -входят в «Перечень проблемных объектов долевого строительства и их застройщиков», опубликованный на официальном сайте Минстроя Самарской обл. По данным Росстата, по созданному в 2004 г. ЖСК в апреле 2011 г. было принято решение о ликвидации. Параллельно в ЖСК велась процедура банкротства. Конкурсным управляющим назначена Наиля Овчинникова. У этого ЖСК, по данным баланса, на конец 2009 г. имеются активы в виде незавершенного строительства стоимостью 166,866 млн р.

По другому ЖСК какой-либо бухгалтерской отчетности в свободном доступе нет. Определением суда 20 июня 2011 г. производство по делу о банкротстве первого ЖСК прекращено. Хотя именно в этот момент о своих требованиях начали заявлять банки, в частности, ОАО «НТВ», и простые жители — дольщики ЖСК. Все заявления оставлены судом без движения.

«Банкротство было по дому в 9 кв-ле. Название пишется большими буквами. Наш дом — в 13 кв-ле, и название пишется маленькими. Когда двумя ЖСК командовал Данилов, была одна касса. За это до сих пор идут суды. Сейчас кассы разделены, но мы не знаем, на какой дом сколько денег потрачено, потому что все документы изъяты еще в 2007 г. Данилов скрывается. У нас половина пайщиков, другая половина — дольщиков. Сейчас надо все систематизировать, потому что по дольщикам есть закон, защищающий их права, а по пайщикам — нет», — комментирует ситуацию председатель ЖСК «Жасмин-Дом» Валерий Щербак. Он является одним из 138 пайщиков вставки в 13 кв-ле.

Заместитель мэра по строительству и земельным ресурсам Николай Трохачев говорит, что у «ЖСК дольщиков нет». С юридической точки зрения, Трохачев прав. С другой стороны, разве не должна власть следить за тем, чтобы граждане не попадались на удочку недобросовестных застройщиков? Разве не сама мэрия «заложила мину», когда согласовывала документацию двум разным юрлицам с одним названием и одной кассой? Из-за этого, по словам Щербака, ЖСК в 13 ква-ле неоднократно отказывали в согласовании документации на землю. Разве не мэрия Тольятти с 2007 г. и до лета т. г. игнорировала самострой — вставку в 13 кв-ле (см. «Хронограф» №30 (383) от 05.09.11)? Все это — лишнее доказательство надуманности и несвоевременности нынешних мероприятий по спасению жителей.

Тем временем, межведомственная комиссия, созданная мэрией, признала дом по Ворошилова, 55, аварийным. Причиной этого выставляется самовольный характер строительства вставки. В распоряжении редакции попал фрагмент из заключения ООО ПКФ «Простор» в рамках муниципального контракта №517-дг/5. В нем говорится о совсем других причинах появления трещин: «Опирание сваи — меги было выполнено на просадочные грунты, а поскольку подвал панельного дома постоянно подвергался последствию утечек из внутренних инженерных коммуникаций, то вследствие проявления просадочных свойств грунтов оснований при их замачивании вдавливающие сваи практически так и не были включены в работу». В том фрагменте указано, что и на вставке есть «трещины осадочного происхождения».

Меркантильный интерес

Первый подъезд по Ворошилова, 55, может быть, вообще необязательно сносить. Щербак, опираясь на экспертное мнение, рассказывает: «Академик Валерий Попов по моему приглашению два раза был на объекте, и он считает следующее, цитирую: «На мой взгляд, не нужен ни снос вставки, ни эвакуация жильцов. Здания давят друг на друга из-за повышения температуры летом. Чтобы предотвратить разрушения, достаточно распилить температурный шов между вставкой и девятиэтажкой. 50 мм будет достаточно». Мэрия подала в суд, якобы мы виноваты. Нашей вины ни одним документом не доказано». Если нет виноватых, то кто тогда будет компенсировать все расходы бюджета?

Причем средства надо выделять и осваивать настолько экстренно, что чиновники не успевают продумывать и прокомментировать все нюансы затеи. Так, оказалось, что две квартиры в аварийном подъезде находятся в залоге у банков. Заместитель мэра по городскому хозяйству Владимир Иванов затрудняется объяснить, как эти квартиры будут сноситься, а их жильцы — получать компенсацию.

Кто хотел, уже неоднократно успели поживиться на стройке ЖСК. Наверное, очередь за нынешним составом мэрии. «Будет суд по незаконно розданным деньгам. В благотворительный фонд Цирульникову (ГБФ «Тольятти». – Прим. авт.) Данилов отдал 1,281 млн р. без нашего ведома. Еще 1,5 млн р., по 500 тыс. р., он отдал трем квартирам в доме на Ворошилова, 55, чтоб сделали ремонт», — рассказывает Щербак. Согласно акту, который он предоставил редакции, средства получили Валентина Гуськова, Александр Камзулин и Ирина Занкина, проживающие соответственно в квартирах № 29, 25 и 17. По вставке были обнаружены договоры-двойники и некие «льготные» договоры, где за символическую плату и обещание помощи в получении документации высокопоставленный дольщик получил квартиру (см. «Хронограф» №12 (321) от 5.04.10).

Кроме того, часть вставки могла попасть в конкурсную массу другого ЖСК. Ведь касса у обоих ЖСК долгое время была единой. Отвечая на запрос «Хронографа», адресованный Пушкову, руководитель аппарата мэрии Дмитрий Шевелев предпочел вообще проигнорировать вопросы, касающиеся пайщиков.

По мнению наблюдателей и участников, ситуация вокруг аварийного дома и сноса вставки все больше приобретает политический окрас. Интересы простых граждан в политических играх, как правило, остаются за бортом. Зато готовящиеся к выборам политики успели неоднократно пропиариться на этой теме, а некоторые еще и покритиковать «партию власти».

Необходимость принимать экстренные решения по данному вопросу развязывает чиновникам руки в части освоения значительных бюджетных средств. При этом контроль использования этих средств вряд ли ведется на должном уровне. Более того, пока чиновники «спасают» жителей дома по Ворошилова, 55, по соседству зреет еще более серьезный конфликт. У ЖСК могут появиться более сотни обманутых дольщиков. Тогда на решение очередной проблемы потребуется намного больше бюджетных средств. Иначе репутация местной власти рискует быть окончательно испорченной.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий ШЕВЕЛЕВ, руководитель аппарата мэрии г. о. Тольятти

- На совещании депутатов ТГД и членов оперативного штаба по обеспечению защиты населения ЧС от 9 сентября 2011 г. был утвержден порядок предоставления жильцам аварийного подъезда равноценных жилых помещений по договору мены на территории Автозаводского р-на и оказания материальной помощи для оплаты коммерческого найма арендуемых жилых помещений в рамках ДЦП по созданию условий для улучшения качества жизни жителей Тольятти и обеспечения социальной стабильности. В целях обеспечения безопасности граждан, отказавшихся в добровольном порядке покинуть аварийные помещения, мэрия была вынуждена обратиться в суд с требованием о принудительном выселении жителей в жилые помещения маневренного фонда.

Валерий ЩЕРБАК, председатель ЖСК «Жасмин-Дом»

- По оценке прокуратуры, дом готов на 95%. Мы не проложили силовой кабель, не сделали тепловой узел и застеклили не все окна. Но до настоящего времени не выдано разрешения. Почему? Потому что не дают взятки. У компании вся документация на строительство вставки была, в т. ч. заключение государственной экспертизы. Все, кроме разрешения на строительство. Да, фирма начала строить без разрешения, но аренду-то она платила, а значит, мэрия знала, чей этот участок.

- Эта вставка в реестре Минстроя находится, значит, пайщики как бы защищенными считаются?

- Конечно. Вставку никто сносить не будет. Это мне лично сказал Пушков. Но в суд же он подал? Вся эта шумиха, я считаю, политическая, и не только я так считаю. Администрация города довела ситуацию до абсурда, завела в тупик.